Домой » Июнь » ДЕНЬГИ… ДЛЯ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ

ДЕНЬГИ… ДЛЯ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ

Ферганская область является одной из наиболее плотно заселенных в Узбекистане и индустриально развитых. Тут тесно соседствуют города, кишлаки и промышленные гиганты. Насколько солидны и эффективны вложения в охрану природы? На этот и другие вопросы отвечает руководитель службы по экономике и организации природопользования Ферганского областного комитета по охране природы Г.БЕНСИТОВА:
— Средства на природоохранные цели выделяются немалые, и все же, на наш взгляд, работы, проводимые хозяйствующими субъектами, недостаточны.
В Ферганской области в охрану природы было вложено в 2001 году более 4,5 млрд сумов. Но об отдаче каждого вложенного сума пока говорить рано, так как многие объекты — капиталоемкие и перешли на нынешний год. Сейчас продолжается реконструкция «грязных» объектов на Ферганском нефтеперерабатывающем заводе и здесь же идет строительство газофракционной установки, в области ведутся строительство канализационных сетей в селах, прокладка водопроводных сетей, берегоукрепительные и селезащитные работы. К капиталоемким относится и строительство производства по выпуску неконцентрированной азотной кислоты и аммиачной селитры на ПО «Азот», ввод которой намечен на конец этого года.
А в минувшем году на «Азоте» было реконструировано производство по выпуску хлоратмагниевого дефолианта. Это одно из серьезных достижений в природоохранной сфере, ведь эффект от реконструкции — снижение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду на три тысячи тонн в год. Его население почувствует в 2002-м. Точно так же, как и эффект от природоохранных мероприятий на Кувасайском цементном заводе. Здесь проведен капитальный ремонт электрофильтров вращающихся печей, а также текущий ремонт рукавных фильтров и универсальных мельниц, что снизит выбросы загрязняющих веществ более чем на полтораста тонн в год.
Уже ощутимы результаты мероприятий, реализованных в АО «Кокандский суперфосфатный завод». Здесь реконструированы скрубберы для улавливания аммиака, плюс к этому руководители и специалисты позаботились о замене абсорбционных крылаток, а также хвостовых вентиляторов этой системы. Благодаря этому выброс загрязняющих веществ заметно снижен. К нашим общим достижениям относим и герметизацию производственного и пылеулавливающего оборудования на Кувинском и Алтыарыкском хлопкоперерабатывающих заводах, что снизит выбросы пыли более, чем на десять тонн.
Вот данные по области за прошлый год: выбросы снизились на 266 тонн. Конечно, и производственники, и экологи гордятся этим результатом. Но надо заметить, что ожидали мы большего. По охране атмосферного воздуха в 2001 году было выполнено лишь 89 мероприятий, что куда меньше намеченного. Свыше шестидесяти мероприятий выполнено по охране водных ресурсов, но и тут половина планов осталась не реализована. То же и по рекультивации нарушенных земель. В этом году мы взяли под контроль выполнение свыше двух с половиной сотен мероприятий — на тридцать больше прошлогоднего.
— Гульшен Рустемовна, очевидно, в этот список включены и те предприятия, что отставали по выполнению природоохранных планов в минувшем году. Список списком, но как воздействовать на «отстающих»?
— За срыв природоохранных мероприятий предусмотрены административные меры наказания, штрафы. Мы выносим предписания в адрес нарушителей, но, к сожалению, Административный кодекс нам не помощник после того, как из него убрали статью о применении штрафных санкций для тех, кто не выполняет природоохранные мероприятия и предписания экологов. Так что требования и предписания часто руководителями просто не воспринимаются.
Примеров срыва природоохранных мер немало. Так, недопустимо медленными темпами ведется строительство золоотвала на Ферганской областной ТЭЦ, очень медленно возводятся очистные сооружения для мыловаренного завода АО «Ферганский масложиркомбинат»… Контроль за исполнением природоохранной программы затруднен так же, как и за исполнением Закона «Об охране природы» в связи с ограничением проверок Координационным советом. Он действует в соответствии с Законом «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов». К примеру, прийти на Ферганский нефтеперерабатывающий завод экологи могут раз в год, а то и реже в зависимости от того, намечена ли Координационым советом комплексная проверка. У экологов есть право прийти на завод в случае аварии, но доказать сам факт аварии из-за заводского забора очень не просто. Законы противоречат друг другу. Трудно, сказать выигрывают ли от снижения экологической ответственности предприятия, но окружающая среда однозначно проигрывает.
— У ферганских экологов есть возможность помочь предприятиям деньгами?
— Есть местный Фонд охраны природы. Он формируется за счет платежей предприятий за выбросы и сбросы. По положению, 20 процентов от этих сумм поступают в республиканский и местные фонды охраны природы и расходуются на природоохранные цели. К примеру, в области свыше 1100 самоизливающихся скважин. Мы выделили средства на то, чтобы первые двадцать скважин привести в порядок. Хозяйства, на балансе у которых находятся скважины, должны сами оборудовать их крановыми устройствами, не допускать истощения месторождений подземных вод. Пока под разными предлогами владельцы скважин от этой работы уклоняются. Экологи хотят показать, что и как надо делать, а в случае, если это не сработает, придется закрывать скважины.
Сейчас завершается работа по приданию статуса особо охраняемой природной территории областного значения Исфаринскому месторождению пресных подземных вод. Исследования и проектная документация выполнены специалистами также за счет фонда охраны природы.
— Каковы стимулы для предприятий снижать выбросы и сбросы, заботиться о чистоте окружающей среды?
— Хокимиятом области одобрена широкомасштабная программа по автоматизации контроля источников загрязнения. Она позволит экологам получать оперативную информацию о состоянии окружающей среды.
Уже больше двух лет, как государством используются мощные экономические рычаги: введена плата не только за сверхнормативное загрязнение, но и за нормативное. Это стимулирует предприятия внедрять ресурсосберегающие замкнутые системы водоснабжения, строить сооружения по очистке сточных вод, улавливать и обезвреживать отходящие газы. Экономический механизм на следующем этапе, как определено законодательством, предусматривает создание льготных условий тем природопользователям, которые занимаются утилизацией, переработкой отходов, строительством природоохранных объектов и сооружений, внедрением безотходных и малоотходных технологий.
Евгений Свинаренко.
Юрий Гентшке.