Домой » Декабрь » «ПОВЕСТКА ДНЯ НА 21 век для Республики Узбекистан»

«ПОВЕСТКА ДНЯ НА 21 век для Республики Узбекистан»

В канун нового 2003 года состоялась ее презентация
Вообще-то идея такой книги, которая бы разложила по полочкам исходную ситуацию со всеми проблемами и неуспехами, не наша. Повестка дня на 21 век для планеты была принята на международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Безусловно, международный план действий во имя устойчивого развития — важнейший документ. Но в каждой стране есть своя специфика, и тогда же встал вопрос о необходимости странам разработать национальные повестки дня исходя из местных особенностей.
Что значит «устойчивое развитие» для Узбекистана? То же, что и для всех других: охрана природы и улучшение состояния окружающей среды, а еще — обеспечение экономической безопасности и соблюдение социальной справедливости. Задумывались ли мы об этом раньше? Чтобы за раз о всех трех составляющих, пожалуй, нет. Да и термина такого «устойчивое развитие» еще недавно не существовало. Когда в мире поняли, что человечество может обрушить на себя свой дом, называемый «средой обитания», тогда и заволновались.
Переживая Аральскую катастрофу, ряд других экологических напряжений и экономические неурядицы переходного периода, Узбекистан заволновался, может быть, сильнее многих. Во всяком случае, у нас «Повестка дня на 21 век для Республики Узбекистан» готовилась, опережая страны региона, и не только их, а параллельно шел эксперимент по подготовке локальных повесток.
Они и были представлены на презентации в Ташкенте. Всего четыре книги: сама «повестка», ее популярная версия и два локальных плана действий — Чимбайского и Нукусского районов Каракалпакстана.
Стоит подчеркнуть, что реализация в Узбекистане рекомендаций конференции в Рио велась при активной поддержке представительства Программы развития ООН. А вот этапы движения вперед: в 1997 году была образована Национальная комиссия по устойчивому развитию для координации работ, 1998 год — подготовка концепции, октябрь 1999 года — правительство страны одобряет Национальную стратегию устойчивого развития.
Если концепция определила направления перехода страны к устойчивому развитию, то в стратегии выработаны основные принципы, цели и этапы, которые предстоит решать стране. Эти два документа в добавление к Глобальной повестке, определяющей общемировые тенденции и задачи, и стали базовыми при создании отечественной повестки.
Впрочем, эксперты, работая, привлекали и иные материалы, включая ежегодные тематические доклады Комиссии устойчивого развития, представлявшиеся департаменту ООН по экономическим и социальным вопросам, Национальный обзор, подготовленный в рамках развития программы РИО+10 накануне саммита (2002 год) в Йоханнесбурге. Использовались также Национальный план действий по охране окружающей среды и проекты по его реализации, Энергетическая программа республики до 2010 года, блок программ по реализации сильной социальной политики, программные документы по выполнению обязательств Узбекистана, вытекающих из членства в международных конвенциях, соглашениях, договорах…
И вот огромный труд завершен. Берем плоды его в руки, листаем. Первое ощущение: все четыре книжки прекрасно изданы. Зеленые линейки, синие рамки, цветные диаграммы, детские грустные и смешные рисунки сопровождают каждую из книг. Это та мелочь, которая приятна. Но главное, конечно, текст. В повестке-21 он состоит из сорока глав, вот лишь некоторые из них: «Устойчивые поселения: обеспечение комплексного развития населенных пунктов»; «Демографические тенденции и устойчивость»; «Обеспечение устойчивого роста благосостояния населения, искоренение бедности»; «Изменение структур потребления». Это из раздела «Социальные и экономические аспекты».

Второй раздел самый большой — он посвящен охране и рациональному использованию природных ресурсов и состоит из 14 глав. В них говорится об удалении отходов, а еще о борьбе с уничтожением лесов, управлении хрупкими экосистемами, мерах по смягчению кризиса Приаралья, как сохранять биоразнообразие, как устойчиво развивать сельское хозяйство и сельские районы…
Все это достижимо. Были бы желание и влияние основных групп населения. Что могут — об этом сказано в третьем разделе «Усиление основных групп населения». Предусматривается, что более влиятельными станут женщины, дети, молодежь, а еще неправительственные организации, инициативы проявят трудящиеся и профсоюзы, деловые и промышленные круги, ученые и инженеры. Вырастет роль населения, занятого сельскохозяйственным производством…
Но одного стремления к устойчивому развитию мало. Все стоит денег. И потому с особым любопытством погружаешься в раздел «Средства к осуществлению». В нем видишь пути достижения целей: финансовые ресурсы и механизмы, как готовить кадры и информировать население, как накапливать потенциал для устойчивого развития, как вписаться в международное право.
Наверное, предвидя вопросы скептиков касательно деталей повестки и особенно сроков исполнения, эксперты в заключении отметили: «Темпы движения к устойчивому развитию будут в значительной степени определяться тем, насколько полно будут восприняты обществом идеи, положенные в его основу, как скоро следование принципам устойчивого развития станет духовно-нравственной потребностью основной части населения».
Как скоро? Для того, чтобы поскорее, и издана популярная «Повестка дня на 21 век». Хотя и тут есть диаграммы, схемы, блоки очень серьезной информации, но и много того, что от души. Вот звездолеты, вот птицы и маки с ромашками, а вот автомашины, загородившие путь черепахе, а вот спрятавшиеся от промышленного смога под стеклянным колпаком девочка и подсолнух. Дети понимают проблемы, неужто мы, взрослые, не поймем?!
ПРООН в порядке эксперимента профинансировала разработку локальных повесток дня. Два района Каракалпакстана — Чимбайский и Нукусский — выбраны произвольно: надо же где-то начинать обращаться к сознанию населения, чтобы «следование принципам устойчивого развития стало духовно-нравственной потребностью». Сроки здесь определены вполне конкретные — 2010 год, и вполне конкретна исходная ситуация.
К примеру, сегодня в Чимбайском районе протяженность централизованных автодорог — 207 километров, общая орошаемая площадь — 44 тысячи гектаров, средний бонитет почвы составляет 40,6 балла, есть десять промышленных предприятий, один стадион, шесть кинотеатров. Вообще-то в локальной повестке наличествует достаточно других разнообразных данных, фиксирующих уровень. Он не радует. Какие нужны решения, чтобы впредь устойчиво развиваться? Наверное, хорошо, что, готовя локальную повестку, чимбайцы и нукусцы озаботились и сиюминутными бедами и планами пусть на недальнюю, но перспективу.
Как отследить изменения? Какие использовать индикаторы? Эти индикаторы должны быть вроде отметок, которые мы будем ставить сами себе, чтобы оценить — с плюсом мы или в минусе. В принципе индикаторы мировое сообщество уже придумало. Работа по их отбору проводилась группами стран, расположенных в четырех регионах — Африке, Тихоокеанском регионе, Европе и Америке, включая Карибский бассейн. Сперва опробовали 134 индикатора, потом оставили 58, что приемлемо для разных стран. Но как повестки, так и индикаторы могут иметь национальный колорит. Наверное, по ходу дела они появятся и в Узбекистане. А пока сориентируемся на международные, имеющие следующие направления: социальное, экономическое, состояние окружающей среды, институциональное.
Вот это, последнее, которое трудно выговорить, — институциональное, означает доступ к информации, готовность к природным катаклизмам, оценивает структуру коммуникаций, развитие науки и технологий.
Экономические индикаторы позволят «промониторить» торговлю, финансы, способы производства и потребления, энергетические затраты, транспорт, управление отходами. Среди социальных индикаторов устойчивого развития — рост и изменение соотношения городского и сельского населения, образование, грамотность, преступность, жилищные условия. Индикаторы окружающей среды — это качество воздуха, качество и количество питьевой воды, видовой состав экосистем, леса, опустынивание, урбанизация…
В общем, много. Когда все их будем знать наперечет, когда на уровне махалли, школы, неправительственной организации будем отслеживать изменения, когда каждый район, а может быть, и каждый квартал озаботятся локальными повестками устойчивого развития, когда дети заметят перемены в обществе, тогда, наверное, не будет рисунков вроде тех, что в «Повестке дня на 21 век для Узбекистана»: девочка и подсолнух никогда не окажутся под стеклянным колпаком.
Наталия Шулепина.