Домой » Бизнес » И ВНОВЬ ПОДНИМАЮТСЯ ВВЫСЬ САМОЛЕТЫ

И ВНОВЬ ПОДНИМАЮТСЯ ВВЫСЬ САМОЛЕТЫ

«Самолет, мне приземлись в ладони» — эта поэтическая метафора из книги Юрия Когтева «Земное притяжение» пусть не технично, но вполне логично определяет специфику труда коллектива авиапредприятия «Uzbekistan Airways Techics» (AП VAT)
… Еще не было семи утра, когда мы обменялись рукопожатием с заместителем главного инженера у проходной. Анатолия Ивановича Гузева на предприятии знают все, и здоровается с ним каждый, причем с неизменным уважением. Да и понятно — 61 год трудится на редкость увлеченный любимым делом человек, начав с ученика монтажника. Если к его продолжающемуся трудовому стажу прибавить годы работы здесь старшего брата — пенсионера Василия Ивановича и сына Виктора Анатольевича, менеджера по качеству, получается 125 лет.
Гузевы — одна из многих трудовых династий на заводе: Живоглядовы, Павленко, Филипповы, Палвановы, Исаевы, Ханкельдыевы и другие. Все мастера своего дела, подготовили достойную смену старшему поколению.
И вот что рассказывает Анатолий Иванович:
— АП VAT — единственная среди родственных предприятий СНГ ( в Центральной Азии таких нет!), в годы перестройки сохранившее, точнее, сберегшее свой человеческий потенциал, а значит, и высокую производственную марку.
Предприятие десятилетиями надежно обслуживает НАК «Узбекистон хаво йуллари» — его высокая производственная марка работает на авторитет национальной авиакомпании.
Ценя роль АП VAT в развитии авиации страны, правительство республики в трудную пору поддержало трудовой коллектив — выступило гарантом возврата им валютного кредита немецким фирмам, представленного под развитие производства обслуживания самолетов западного производства (СЗП), таких, как «Боинг», RJ-85, «Аэрбас». Кредит разбит на три транша. Первый уже освоен и с высоким кпд. Веским подтверждением тому стало получение в этом году европейского сертификата на право обслуживания СЗП. Для этого образован и действует центр технического обслуживания.
— Реконструированные производственные площади, ангарные боксы, современное оборудование и инструменты, то есть вся техническая оснащенность предприятия соответствует сегодня необходимым стандартам, — говорит директор предприятия Анатолий Миндарь (на снимке). — Это позволяет нам проводить целый ряд работ в объемах A-Check, C-Check, вплоть до C4-Check. Check — это формы технического обслуживания самолетов по возрастающей — от простых к сложным и очень сложным. Кроме того, устраняем выявленные неисправности, проверяем и испытываем гидросистемы, определяем вес и центровку самолетов, проводим демонтаж-монтаж двигателей, ремонт шасси и тормозов, бароскопию двигателей, другие операции. Благодаря профессионализму, качественному выполнению работ мы получили первый в СНГ европейский сертификат качества JAR-145.
Я уже говорил, что работа в сложных объемах у нас становится на поток. И она одобрена международным сообществом, что подтверждено вручением нам второго сертификата JAR-145NF-044Е.
В настоящее время работы по технологическому обслуживанию западных авиалайнеров являются импортозаменяющей продукцией в республиканской программе локализации. В прошлом году вклад в эту программу составил 2 млн 500 тысяч долларов США при плане 1 млн 800 тысяч долларов.
К четким формулировкам директора следует сделать небольшое разъяснение. Дело в том, что в соответствии с требованиями мировых стандартов нельзя смешивать ТО СЗП с соответствующим обслуживанием СВП. Потому на первом этапе сразу же был выделен, соответственно оборудован и передан СЗП один бокс в заводском ангаре, подобран штат специалистов.
Документация ТОиР СЗП требует от заводчан знания английского языка. Эта проблема уже несколько лет успешно решается в стенах предприятия с привлечением профессиональных преподавателей. Кроме того, специалисты, получившие сертификат, направляются в ведущие учебные центры Германии, Англии, Франции для повышения их квалификации по обслуживанию западной авиатехники. Нередко зарубежные специалисты приезжают сюда и обучают заводчан на месте.
Ныне предприятие получило право обслуживать не только самолеты НАК, но и сторонних заказчиков, эксплуатирующих подобные лайнеры. В частности, блестяще выполнено техническое обслуживание экспортного «Боинга-757», принадлежащего государственной национальной службе «Туркменховаеллари» имени президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши. Заказчики, по их словам, даже не ожидали встретить в Ташкенте такой современной ремонтной базы, по некоторым параметрам и превышающей мировые стандарты.
И еще. Из Ашгабата в АП VAT поступили заявки на ТОиР еще двух «Боингов», причем на самый сложный объем работ C4-Check.
В сложных экономических условиях АП VAT находит дополнительные резервы, расширяет сферу деятельности, привлекает к сотрудничеству смежников. Ныне работы по западной авиатехнике осуществляются совместно с немецкой фирмой «Lufthansa Technik» по программе «Деловое партнерство». Комплексное сотрудничество, помимо технических аспектов, позволит успешно решать маркетинговые и задачи взаимодействия на внешнем рынке. Заключены соответствующие соглашения. Сейчас подписаны договоры по использованию части средств второго транша не только с упомянутой фирмой, но и компанией «Hydro».
Транш в размере шести с половиной миллиона долларов будет использован по таким направлениям, как реконструкция и оснащение ремонтных цехов, второго ангарного блока и приобретение оборудования для выполнения тяжелых форм ТО западной техники. Средства пойдут на модернизацию покрасочного ангара под современные технологии и выполнение требований по охране окружающей среды. Будет приобретено у названных фирм уникальное доковое оборудование. Следующее направление по второму траншу — развитие и совершенствование метрологической службы, базовой для авиакомпании республики. Кроме того, средства второго транша уже идут и на профессиональную подготовку кадров.
И несколько слов о ремонте лайнеров восточного производства.
В письме из Китая, например, выражена благодарность за высокое профессиональное обслуживание китайского Ил-76 и желание развивать взаимодействие. Те же отзывы у сопровождающих Ил-62 из Республики Корея.
Напомню, пять лет назад коллективу был вручен сертификат Межгосударственного авиационного комитета за надежный ремонт и техническое обслуживание практически любых самолетов восточного производства на уровне самых строгих стандартов. Главный объект внимания заводских специалистов — Ил-62, Ил-76.
Кстати, лайнеры ОКБ имени Илюшина ташкентцы начали ремонтировать 55 лет тому назад.
В заводском музее на видном месте Почетный диплом генерального конструктора Г.В. Новожилова по случаю 60-летия Ташкентского авиаремонтного завода: «Награждается коллектив завода № 243 ГА за большой вклад в совершенствование ремонта самолетов «Ил», исследование их технического состояния, увеличения ресурсов и сроков службы».
Незабываемое время сборки первого отремонтированного Ил-62. На душе — праздник. Однако и трудности большие: не хватало подготовленных специалистов. И опять выход из положения нашли смекалистые, умелые заводчане. Инженеры А. Миндарь, Н.Н. Чернов, Ю.Н. Краснов и другие после окончания очередной смены надевали рабочие спецовки. Кроме них, десятки ИТР пополняли заводской отряд сборщиков. В результате первый Ил-62 был сдан строго по графику, с хорошим качеством.
За долгие годы ремонта Ил-62 накоплен бесценный опыт, выросли специалисты самого высокого класса — рабочие, ИТР, организаторы и руководители производства.
По ремонту самолетов и двигателей российского производства АП VAT сотрудничает с авиакомпаниями и эксплуатирующими авиатехнику предприятиями стран СНГ, а также Китая, Кореи, Кубы, Польши, Латвии, Литвы, ОАЭ, Ирака, Ирана, Сирии, Индии, Словакии, Чехии, Египта.
Для оказания оперативной помощи и согласований по расширению видов ТОиР, определяющих надежность и безопасность эксплуатации отремонтированной авиатехники, АП VАТ наладило надежные контакты на конструкторско-технологическое сопровождение с концернами Airdus Industrie, Boeing Company, PW United Technologies, признанным лидером ТО в Западной Европе компанией Lufthansa Technik, ОАО им. С.В. Илюшина, КАПО им. Горбунова, ГАО ТАПОиЧ, ОАО «Омскагрегат», Уфимским ОА «Гидравлика», НПО «Сатурн».
По принятой технологии в конце обслуживания авиатехника попадает в летно-испытательное подразделение предприятия, дающее «добро» на ее эксплуатацию. Экипаж в составе ведущих летчиков-испытателей Е. Елизарова, награжденного орденом «Дустлик» В. Скрынникова с работой справляется. Оба выпускники Сасовского летного училища и школы летчиков-испытателей г. Жуковского.
Развитие предприятия немыслимо без совершенствования трудового коллектива, а также и без направляющей, организующей роли руководителя. Рассказывать о бывших директорах — и просто, и одновременно трудно. Каждый из них — яркая человеческая индивидуальность. Помнится высказывание бывшего директора Евгения Николаевича Китова: «Заковыристые задачи и жгучие проблемы сыплются на директора завода постоянно, как горячие угли на ладони. Задача руководителя — побыстрее и как можно большему количеству специалистов раздать эти угольки. Каждый специалист с одним угольком справится, а директор с целой пригоршней только руки сожжет».
Директорами здесь становятся не сразу: в коллективе его подмечают по качествам и возможностям, проверяют в деле, испытывают в должностях роста. Кроме того, командиры производства сами постоянно учатся, перенимают у подчиненных все новое, передовое. Именно такую школу прошли директора последних десятилетий: Е.Е. Котов, Е.Н. Китов, Н.М. Захаров и нынешний Анатолий Миндарь, а также главный инженер Петр Караман и командиры производства, такие, как Б.В. Бойко, А.И. Никитин, Н.В. Котов, С.А. Кравченко, Р.Н. Кадыров, В.Г. Магда, С.А. Гасанов. «Делают погоду» бригадиры А. Салдин, В. Шуллер, А. Талипов, А. Вялкин, а также рабочие А. Исраилов, Е. Смыслова, Д. Сабиржанова и другие.
Главный инженер П. Караман, как и подобает командиру производства, своим профессионализмом, ответственным отношением к делу служит примером специалистам всех уровней. Являет установку для всего трудового коллектива — делай, как я! В своем становлении на заводе Петр Васильевич благодарит мудрых учителей и наставников: Н.С. Ефимова, А.В. Шостка, М.Т. Дымовских, Ю.В. Финаева.
Более чем полувековые традиции коллектива не преданы забвению — развиваются, работают на пользу дела. Нынешнее руководство заботится о людях, решая с профкомом проблемы их социальной поддержки: бесплатное лечение, подарки к праздникам, ежемесячные пособия к пенсии. Действуют зоны отдыха в Чиназе, Чарваке, свой подведомственный детский сад, идут строительные работы и облагораживание территории предприятия. Словом, развитие соцкультбыта — предмет неослабевающей заботы администрации и профкома предприятия, одно из важнейших положений их коллективного договора, выполнение которого строго контролируется. Этот ответственный участок — круг обязанностей председателя профкома Светланы Нурмухамедовой и заместителя директора по общим вопросам Равшана Латыпова.
На базе заводского клуба действует молодежное объединение по интересам. Здесь же юноши и девушки обучаются навыкам на компьютерах новейшей модификации, закупленных АП VАТ. По секциям изучают историю предприятия и Узбекистана. Идет подготовка к Дню Конституции Республики Узбекистан.
Прямо к воротам заводской «Икарус» доставил из зоны отдыха «Лайнер» в Чимгане участников соревнований по различным видам спорта. Повышенный интерес авиаремонтников и членов их семей вызвало набирающее популярность соперничество «папа, мама, я — спортивная семья».
Сегодня Ташкентский авиаремонтный завод обеспечивает и техническое обслуживание до 25-30 единиц в объеме C-Chеck самолетов А310, В757, В767, ежегодно ремонт десяти Ил-76 и столько же Ил-62М, а также до ста единиц различных двигателей с неизменно высоким качеством. В эти дни предприятию исполнилось 78 лет. Дата не круглая, но опыт солидный.
Юрий Когтев.