Домой » Август » КАК ПОДКОВАТЬ БЕГУЩЕГО КОНЯ

КАК ПОДКОВАТЬ БЕГУЩЕГО КОНЯ

Одна из заповедей кодекса чести навоийских связистов звучит нестандартно: «Не мы, предоставляя услуги абоненту, оказываем ему любезность, а абонент, предоставляя возможность его обслуживать, оказывает свое высокое доверие. Он дает нам работу и содержит нас. Дорожите этим, как своим именем и честью».
В той или иной форме эти слова директор филиала «Навоителеком» акционерной компании «Узбектелеком» Б. Тунгишбаев повторяет на любом совещании, когда речь заходит о культуре обслуживания. Человек, более четверти века отдавший отрасли, требует от коллег одного: полной самоотдачи, профессионального подхода к делу.
— В конце прошлого века, — говорит он, — Навоийская область сделала стремительный прорыв в телефонизации. По японскому кредиту за два с небольшим года было освоено 14,7 миллиона долларов США. Громоздкие, морально устаревшие координатные станции заменили современные цифровые АТС. Практически одновременно они введены в Навои и Зарафшане, в пяти из восьми районах области. А новая АМТС в сотни раз увеличила возможности жителей региона для выхода в ближнее и дальнее зарубежье.
Еще совсем недавно позвонить из Навои в соседний поселок Кармана, не говоря об отдаленных Зарафшане и Учкудуке, было чрезвычайно сложно. Сегодня проблемы нет: связь в Кызылкумском регионе стала общедоступной и надежной. Тысячи абонентов с удовольствием пользуются и дополнительными, так называемыми сервисными видами услуг.
Параллельно обновляется внешний облик узлов телекоммуникаций. В Кармане, Канимехе старые здания связи будто заново отстроены, украсили районные центры. В Зарафшане приспособленное в свое время под дом связи здание с АТС на пять тысяч номеров реконструируется, чтобы улучшить условия для обслуживания клиентов. В Навои, в районе пединститута, недавно открылся еще один переговорный пункт.
— Сама жизнь заставляет по-новому относиться к делу, — продолжает Б. Тунгишбаев. — С развитием инфраструктуры телекоммуникаций в республике появился реальный рынок электросвязи. «Мобильщики» в лице навоийских отделений «Уздунробита», «COSCOM» уже наступают на пятки, готовится к открытию отделение «UNITEL». Конкуренция на рынке услуг будет усиливаться, поэтому приходится искать новые решения, делать традиционную телефонную связь более привлекательной.
Акционирование отрасли с 10-процентной долей капитала трудового коллектива, прошедшее полтора года назад, и связанная с ним структурная перестройка пока не внесли крутых перемен в жизнь связистов, но стали гарантом подвижек в этом направлении. Люди понимают, что вложенные ими деньги в покупку акций внесут свою лепту в развитие средств связи области и вернутся в виде ощутимых дивидендов.
В целом связисты работают с большим напряжением, на совесть. Подтверждение тому — итоги первого полугодия. Всеми подразделениями филиала за шесть месяцев предоставлено услуг на 1039,8 миллиона сумов. План тарифных доходов выполнен на 124,6 процента. Финансовая состоятельность дала возможность предприятию своевременно оплатить проценты по японскому кредиту в размере 165 миллионов сумов, закупить дорогую, но крайне необходимую кабельную продукцию, выполнить годовое задание по развитию основных телефонных аппаратов. В Зарафшане полностью освоена емкость 5-тысячной ЦАТС.
Кызылкумский регион — единственный в своем роде в республике. Города, районы, населенные пункты в области находятся на значительном расстоянии друг от друга. Соответственно, издержки на развитие, обслуживание телекоммуникаций несоизмеримо больше, чем в любой другой области республики. Отсюда дополнительные сложности, проблемы.
Главный вклад в доходную часть филиала приходится на долю Навои и Зарафшана — 75,5 процента всех поступлений и 76,1 процента платных услуг. Они же несут и основной груз по совершенствованию, развитию компьютерной сети предприятия, поддержанию убыточных узлов телекоммуникаций, оплате процентов по японскому кредиту.
Как в этих условиях, образно говоря, удовлетворить аппетиты бегущего коня, дабы не спотыкался он на ухабах рыночной экономики?
Есть несколько путей, но в главном они сводятся к одному — своевременной оплате за оказанные услуги. В наш информационно насыщенный век потребности в удобной и всем доступной связи огромны. Для того и вкладываются крупные инвестиции, чтобы удовлетворить этот спрос. А каковы возможности самих пользователей услуг телекоммуникаций?
В апреле областное финансовое управление направило бюджетным организациям приложения, которые предполагалось подписать в качестве дополнений к заключенным договорам на 2002 год. Со ссылкой на приказ Минфина «документ» возлагал ответственность за использование лимитов на связистов, иначе, мол, оплата производиться не будет. Подписаний с рукопожатиями не состоялось. Во-первых, деньги в чужом кармане считать неприлично, а, во-вторых, ничем не обоснованные, очевидно, в спешке утвержденные квартальные лимиты настолько мизерны, что не покрывают и двухмесячных расходов на связь.
Нельзя не учитывать и тот факт, что начиная с середины апреля этого года тарифы на услуги телекоммуникаций в Узбекистане были повышены в среднем в три раза. Прошло три месяца, но лимиты остались прежними, индексировать их никто не спешит. В итоге долг организаций, финансируемых местным бюджетом, на 1 июля превысил 12 миллионов сумов. Особенно критическое положение сложилось в Учкудукском и Хатырчинском хокимиятах, областных управлениях здравоохранения и народного образования. Их дебиторская задолженность перед связистами перевалила 3-месячный рубеж, однако письменные обращения должностными лицами игнорируются.
В прошлом году аналогичная картина была с организациями республиканского бюджета, они месяцами не платили за предоставленные услуги связи. Нынче в Минфине положение исправили, но не по всем ведомствам. «Обделенными» остались, в частности, финансовые отделы хокимиятов, налоговики и органы пожарной безопасности.
В целом «урезание» по двум бюджетным линиям вылилось для филиала «Навоителекома» в 28 миллионов сумов не поступивших денежных средств, долг перекочевал на второе полугодие.
Многие годы притчей во языцех остаются неплатежи сельхозпредприятий. Свободных денег у ширкатов нет, а предусмотренные траншами поступления направляются на другие цели. В Кызылтепинском районе, к примеру, половина ширкатов имеет решения хозяйственного суда о взыскании дебиторской задолженности в пользу «Навоителекома». Их долги составляют четверть всей дебиторской задолженности. Аналогичная ситуация в Хатырчинском районе, хозяйства которого задолжали связистам свыше 2,3 миллиона сумов, многократно просрочив установленное для платежей время. Долги нарастают, как снежный ком. Не отказались на местах от команд: кому и за что платить.
Сейчас с поступлением транша «Галла-2002 № 18 Аккредитив», предусматривающего расчеты за услуги связи, самое бы время заплатить по векселям. Но все деньги опять уходят на технику, узлы телекоммуникаций.
В результате общая по филиалу дебиторская задолженность на сегодня превышает 200 миллионов сумов. Спрашивается, на какие средства должна развиваться отрасль?
Требует пересмотра на республиканском уровне система санкций за несвоевременную оплату услуг электросвязи. «Правила пользования местной телефонной связью в Республике Узбекистан» до сих пор предписывают при непогашении долга в установленный срок взыскивать с абонента штраф в размере 25 процентов регистрационной платы. Штраф одинаков и для пенсионерки, задолжавшей связистам 600 сумов, и для состоятельного предпринимателя, чей долг измеряется десятками тысяч сумов.
Отрасль, именуемая прорывной, сегодня сама нуждается в справедливом и своевременном реагировании на ее нужды и проблемы. Надо ли ждать, когда собьются подковы у бегущего коня, и он начнет хромать на все ноги? Ответ ясен, как день.
Игорь Загоскин.
Марат Насыров.
Соб. корр. «Правды Востока».