Домой » Общество » ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ — НАШЕ ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ, ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ — НАШЕ ГЛАВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Выступление Президента Республики Узбекистан
Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития, оценке хода экономических реформ в 2001 году и задачам на 2002 год
Уважаемые участники совещания!
Стало традицией в начале года подводить итоги экономического и социального развития, хода экономических реформ в истекшем году, критически оценивать, что удалось нам достичь из намеченных целей, а также четко и ясно определить для себя важнейшие задачи и направления, на которых должны быть сосредоточены наши усилия в текущем году.
И сегодня заседание Кабинета Министров посвящено анализу результатов реформирования экономики в 2001 году и определению важнейших ключевых направлений дальнейшего углубления экономических реформ на 2002 год.
Как вам известно, в ходе состоявшихся заседаний Комплексов Кабинета Министров, в процессе подведения итогов за 2001 год на уровне каждого региона, города и района, министерств и объединений проанализированы и критически оценены количественные параметры достигнутых результатов.
Сегодня главная наша задача дать глубокий анализ, в первую очередь, тех качественных изменений и тенденций, которые происходят в нашей экономике, во всех сферах жизни нашего общества.
Оценивая в целом основные достигнутые результаты в 2001 году, хотел бы подчеркнуть, что истекший год явился логическим продолжением, еще одним важнейшим этапом в проведении избранного нами последовательного курса на углубление реформ в экономике и в обществе в целом.
Итак, чем, какими показателями характеризуется 2001 год?
Первое, в 2001 году, как и в последние годы, в экономике страны четко прослеживалась тенденция поддержания макроэкономической стабильности и последовательного роста нашей экономики.
В результате, в истекшем году валовой внутренний продукт увеличился на 4,5 процента, промышленное производство — на 8,1 процента, а сельскохозяйственное производство — на 4,5 процента. Снизился уровень инфляции, размеры которого соответствовали прогнозным параметрам.
Хотел бы особо подчеркнуть, что истекший год стал для Узбекистана в известной мере переломным в макроэкономической ситуации.
Впервые по итогам 2001 года по основному показателю, по которому судят о состоянии экономики любой страны, — валовому внутреннему продукту (ВВП) — мы добились роста против дореформенного уровня 1991 года — 103 процента.
В результате в 2001 году темп роста ВВП на душу населения составил 103,1 процента, а реальные доходы населения увеличились на 16,9 процента.
Значение этого достижения становится еще более весомым, если объективно учесть те огромные трудности начала 90-х годов, проблемы деформированной односторонне развитой, в основном специализировавшейся на производстве сырья ущербной экономики, доставшейся нам от старой системы, негативные последствия, связанные с засухой последних двух лет, экономического и финансового кризиса, поразившего мировую экономику конца 90-х годов.
Самое главное, укрепилась финансовая сбалансированность экономики как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов и отраслей.
За счет перевыполнения практически по всем показателям доходной части государственного бюджета удалось не только своевременно производить выплаты по бюджетным ассигнованиям, усилить социальную защиту населения, обеспечить инвестирование в развитие отраслей реальной экономики, но и завершить финансовый год с дефицитом бюджета менее одного процента от валового внутреннего продукта, при прогнозном уровне 1,5 процента.
Прежде всего, за счет существенного уменьшения налогового бремени и налоговых изъятий в бюджеты всех уровней доля налогов и обязательных платежей в ВВП сократилась до 26 процентов.
В то же время укрепилась денежная система. Уровень наличной денежной эмиссии в целом по году составил 6,5 процента против 9,0 процентов в соответствии с прогнозом. Повысилась скорость оборачиваемости денег. В результате рост денежной массы не превысил 16,4 процента от ВВП, против 17,1 процента в 2000 году.
Значительно повысился уровень платежной дисциплины хозяйствующих субъектов. Практически отсутствует просроченная дебиторская задолженность по ведущим ведомствам и предприятиям, по которым ведется мониторинг.
По итогам года, несмотря на неблагоприятную конъюнктуру цен на наши основные экспортные товары, обеспечен прирост внешнеторгового оборота на 3,1 процента, достигнуто положительное сальдо во внешнеторговых операциях в размере 128,0 млн. долларов США, сохранены на прежнем уровне наши золотовалютные резервы.
Второе — существенно углубились процессы институциональных преобразований как важное свидетельство нашего продвижения по пути рыночных реформ.
Речь идет не только о формировании новых институтов рыночной экономики, но и, прежде всего, об усилении самих принципов и инструментов рыночного воздействия на экономику.
На смену старым, изжившим себя волевым, административно-командным методам хозяйствования приходят новые принципы, основанные на экономических стимулах и рыночных механизмах.
В основе институциональных преобразований лежат, прежде всего, активно проводимые в последние годы реформы в финансовой и банковской системах, в сферах аудита и страхования, меры, принимаемые по формированию широкой сети рыночной инфраструктуры.
Этому, вне всякого сомнения, способствует формируемая правовая база, принятые за последние годы Законы о государственном бюджете и бюджетной системе, о Центральном банке и банковской системе, об аудите, о страховой деятельности, о лизинге и ряд других законодательных актов.
Третье — в 2001 году активно проводилась политика по дальнейшему углублению структурных преобразований в экономике и широкому привлечению инвестиций, в том числе и иностранных.
Одновременно с этим последовательно проводятся меры по демонополизации, разукрупнению и совершенствованию структуры управления ведущих, структурообразующих отраслей экономики республики.
Говоря о структурных преобразованиях, следует прежде всего отметить последовательное осуществление программ модернизации и технического переоснащения генерирующих энергетических мощностей, предприятий нефтегазового комплекса, угольной, металлургической, химической, хлопкоперерабатывающей, легкой, шелковой, кожевенно-обувной, мебельной и других ведущих отраслей промышленности и экономики в целом.
Интенсивно развиваются новые виды отраслей и производств, такие, как автомобилестроение, фармацевтическая и микробиологическая промышленность. Введена линия по производству нового модельного ряда автомобилей «Матиз» на «УзДЭУавто», освоено производство медицинского стекла.
Ускоренными темпами развиваются информационные технологии. Активно ведется модернизация и новое строительство железнодорожных и автомобильных транспортных коммуникаций, обновляется парк подвижного состава.
В 2001 году открыто рабочее движение по новой железнодорожной линии Учкудук-Мискен, сданы новые здания вокзалов в городах Термезе, Учкудуке, Турткуле, Элликкале.
Особое внимание уделяется развитию экспортоориентированных производств, расширению доли в объеме экспорта нетрадиционных видов продукции.
Только в 2001 году реализованы такие крупные инвестиционные проекты, как строительство Шуртанского газохимического комплекса по производству полиэтилена и сжиженного газа общей стоимостью около 1 млрд. долларов США, первая очередь Кызылкумского фосфоритового комбината. Введен в эксплуатацию завод по ремонту пассажирских вагонов, закончены пуско-наладочные работы по реконструкции производства хлората натрия и хлорато-магниевого дефолианта на Ферганском ПО «Азот».
В рамках реализации программы создания совместных производств с иностранными партнерами во всех регионах республики в 2001 году вновь образовано 90 предприятий с иностранным капиталом.
В номенклатуру экспорта вошли такие новые виды товаров, как медицинское стекло, новые виды сельскохозяйственной техники, кабельно-проводниковой продукции, расширился ассортимент текстильной и полиграфической продукции.
За истекший период достигнуты определенные результаты в организации импортозамещающего производства на базе местного сырья. Введены в 2001 году в строй производства по переработке линта и выпуску целлюлозы на Ферганском заводе фурановых соединений и Янгиюльской целлюлозно-бумажной фабрике. Завершен проект создания производства каустической соды, жидкого хлора, соляной кислоты на ПО «Навоиазот», организовано производство сварочных электродов, средств медицинской гигиены. Начат выпуск базальтового супертонкого волокна, лакокрасочной продукции, огнеупорного кирпича и другой необходимой продукции.
Большое внимание уделяется реализации программ по созданию локализующих производств в автомобильной промышленности, производстве сельскохозяйственной техники и других сферах.
Осуществляется освоение производства новых видов продукции с более углубленной степенью переработки местных минеральных и сырьевых ресурсов.
В 2001 году введены в действие новые мощности по переработке производимого в стране хлопка-волокна на совместных предприятиях «Кабул-Фергана», «Чиназ тукимачи» и др. Доля переработки хлопка-волокна возросла с 12 процентов в 1991 году до 24 процентов в настоящее время.
Возрос экспорт продукции более глубокой степени переработки хлопка-волокна и шелкового сырца — пряжи, нитей и тканей хлопчатобумажных и шелковых.
Все эти преобразования, разумеется, немыслимы без привлечения инвестиций и роста объемов производственных капитальных вложений, доля которых в истекшем году составила более 62 процентов.
Особо хочу подчеркнуть то, что объем инвестирования в экономику республики составляет 24,5 процента к валовому внутреннему продукту. Показательно, что в структуре капитальных вложений в текущем году вырастает доля иностранных инвестиций, на которые приходится порядка 30 процентов всех инвестиций, или около 1 млрд. долларов США.
Четвертая важная характеристика истекшего года — это ускорение темпов развития малого и частного предпринимательства.
Значительно укрепилась и усовершенствовалась законодательная и нормативно-правовая база малого и среднего бизнеса, фермерских хозяйств. Внедрены упрощенная процедура регистрации субъектов малого и среднего бизнеса в «одно окно». Упрощены и унифицированы для предпринимателей система налогообложения, бухгалтерского учета и статистической отчетности. Созданы благоприятные условия для увеличения экспорта продукции малого и среднего бизнеса.
Усилена правовая защита предпринимателей, в результате значительно сокращено количество проверок со стороны контролирующих и правоохранительных органов.
Расширен масштаб финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса через льготные кредиты, микрокредиты и предоставление средств для формирования первоначального стартового капитала.
Объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса за прошедший год вырос более чем в 2,4 раза. При этом около 70 процентов выданных кредитов — это среднесрочные и долгосрочные кредиты. Предпринимателям и фермерам предоставлено микрокредитов на сумму более 27 млрд. сумов.
Усовершенствован механизм доступа к материально-сырьевым ресурсам, увеличиваются объемы продаж продукции малого и среднего бизнеса на товарно-сырьевых биржах.
В результате растет доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте, которая составила 24,5 процента.
Хотел бы особо отметить, что сегодня более 53 процентов всех занятых в экономике страны — это представители малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем хотел бы предостеречь всех присутствующих от эйфории. Здесь еще огромная масса нерешенных проблем, над которыми нам придется трудиться, не покладая рук.
Пятое — позитивные подвижки имели место в осуществлении реформ в сельском хозяйстве.
В истекшем году продолжалось формирование сельскохозяйственных кооперативов (ширкатов), участники которых стали владельцами имущественных паев. На базе убыточных и низкорентабельных хозяйств продолжалось создание фермерских хозяйств.
Всего по состоянию на 1 января 2002 года преобразовано в ширкаты около 1,9 тысячи хозяйств, в том числе в 2001 году -112. Членами ширкатов стали 1,4 млн. человек. В истекшем году на базе реорганизованных 52 сельскохозяйственных предприятий организовано на конкурсной основе 3,4 тыс. фермерских хозяйств. В настоящее время число фермерских хозяйств выросло до 55,4 тысячи.
Коренным образом меняется система взаимоотношений и расчетов между хозяйствами, заготовительными и перерабатывающими предприятиями.
В сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности созданы финансово-расчетные центры и ведется работа на основе чековой системы учета контроля затрат.
В отчетном году были проведены беспрецедентные меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Качественными сдвигами на селе явилось создание принципиально новой системы обеспечения сельского хозяйства современной, высокопроизводительной техникой путем предоставления ее в лизинг. Правда, масштабы применения лизинговой системы еще ограничены, но ясно одно — за этим механизмом снабжения сельских тружеников техникой большое будущее.
Шестое — в 2001 году мы значительно продвинулись в решении проблем дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности и валютной политики.
В республике создана действенная система стимулирования расширения производства продукции на экспорт. Упрощена процедура оформления экспортных контрактов. Все субъекты малого и среднего бизнеса при их регистрации автоматически становятся участниками внешнеэкономической деятельности. Для них в 2001 году была отменена норма обязательной продажи части валютной выручки от экспорта их продукции.
Радикальные изменения произошли в 2001 году в валютной политике, направленные на ее дальнейшую либерализацию.
Поэтапно осуществлена унификация обменных курсов. Сегодня все операции на внутреннем валютном рынке осуществляются по свободному курсу, складывающемуся исходя из спроса и предложения иностранной валюты.
Значительно укрепился внутренний валютный рынок, существенно изменены вся система и механизм операций, осуществляемых на нем. Создана система межбанковских валютных торговых сессий, ликвидирован республиканский валютный фонд. Упразднена система квотирования и выдачи лицензий Центрального банка. Отменен однопроцентный сбор при ввозе в республику наличной иностранной валюты.
Сегодня все валютные операции осуществляются только через уполномоченные банки, которые становятся главным действующим звеном на внебиржевом валютном рынке.
Межбанковские валютные торговые сессии стали проводиться ежедневно, и основаны они на принципах гласности и прозрачности.
Практически всем уполномоченным банкам предоставлено право осуществлять валютно-обменные операции. В настоящее время валютно-обменные операции осуществляет 1021 обменный пункт уполномоченных банков.
Одним словом, только за последний год сделан большой шаг по обеспечению конвертируемости национальной валюты по текущим счетам. Завершить эту работу нам надлежит в этом году.
Хотел бы с большим удовлетворением сегодня отметить, что за последнее время качественно меняются наши отношения с международными финансовыми организациями, заложена достаточно прочная база для придания динамизма двусторонним отношениям в виде согласованной стратегии сотрудничества на последующие годы.
Как результат этого сотрудничества явилась разработка согласованного с Международным валютным фондом и вступление в силу Меморандума по вопросам экономической и финансовой политики Правительства Республики Узбекистан на первую половину 2002 года.
Многие положения этого Меморандума в настоящее время уже реализованы, но многое предстоит еще осуществить в течение этого года.
Дорогие друзья!
Основные макроэкономические показатели и параметры государственного бюджета на 2002 год, определяющие главное содержание экономической стратегии на этот год, были широко обсуждены и одобрены на седьмой сессии Олий Мажлиса второго созыва.
Наша задача сегодня, с учетом итогов истекшего 2001 года, еще и еще раз уточнить те ключевые задачи, на которых мы должны сосредоточить наше внимание.
В первую очередь, в 2002 году для нас по-прежнему важными являются обеспечение макроэкономической стабильности экономики, существенное снижение уровня инфляции, проведение жесткой финансовой и кредитной политики.
Стратегической задачей остается дальнейшее углубление структурных преобразований экономики за счет модернизации и технического перевооружения отраслей и предприятий, ускоренного развития экспортоориентированных производств.
2002 год должен стать переломным в решении проблем разгосударствления и приватизации. Необходимо не увлекаться количественными результатами, а вплотную заниматься конкретными крупными предприятиями, которые вошли в программу приватизации, в первую очередь теми, которые намечены к приватизации по индивидуальным проектам или подлежат продаже иностранным инвесторам полностью.
Следует отметить, что здесь еще много нерешенных вопросов. Следует шире и активнее вести работу с привлеченными иностранными финансовыми консультантами.
Необходимо всесторонне изучить и принять соответствующие меры, конкретные предложения по пакетам акций, которые не можем реализовать в течение нескольких лет, и объектам, не привлекшим до настоящего времени внимания инвесторов.
Следует шире практиковать передачу в управление инвесторам непривлекательные пакеты акций и целые объекты с последующим их выкупом в рассрочку, но при условии принятия инвестором на себя конкретных инвестиционных обязательств. Одним словом, надо более гибко подходить к решению вопросов изменения форм собственности.
Необходимо довести до логического конца начатые меры по демонополизации таких отраслей, как хлопкоочистительная, химическая и мебельная промышленность, энергетика, железнодорожный и автомобильный транспорт, капитальное строительство и коммунальное хозяйство, создать необходимые условия для развития конкуренции.
Будут продолжены реформы в налоговой и бюджетной сферах, совершенствовании взаимоотношений между республиканским и местными бюджетами, повышении роли внебюджетных фондов.
Мы должны и впредь проводить политику по снижению налогового бремени. Вместе с этим должна возрасти стимулирующая роль налогов, особенно в части использования природных и минерально-сырьевых ресурсов.
Само собой разумеется, что налоги, какими бы низкими они не были, никогда, нигде и никому не нравились. Главное, налоги должны быть понятными и стабильными, гибкими, не ограничивать, не отпугивать, а стимулировать производителя. Налоги должны стимулировать предприимчивость и инициативу предприятий.
Ключевым вопросом всей экономической стратегии на 2002 год, который приобретает исключительно важное значение, является последовательное проведение курса по дальнейшей либерализации валютной политики, унификации курса, обеспечение конвертируемости по текущим счетам, и все это — в тесной связи с укреплением платежного баланса, сохранением золото-валютных резервов.
Должна быть продолжена линия по либерализации внешнеэкономической политики, по дальнейшей унификации таможенных пошлин и облегчению таможенных процедур, по стимулированию расширения экспортного потенциала. Необходимо ускорить работу по сертификации экспортной продукции отечественных производителей на соответствие международным требованиям.
Безусловно, в центре нашего внимания всегда были и остаются социальные вопросы, проведение активной, а главное — сильной и действенной социальной политики. Это наш сквозной приоритет, который должен постоянно и последовательно реализовываться на всех этапах проводимых реформ.
Правительством принят ряд важных социальных программ, значительная нагрузка по выполнению которых приходится на 2002 год. Это, прежде всего, Программа адресной поддержки социально уязвимых слоев населения на 2002-2003 годы, Государственная программа «Год защиты интересов старшего поколения», направленная на усиление заботы и внимания к людям старшего поколения, на дальнейшее повышение социальной защиты, материальной и моральной поддержки со стороны государства и общества пожилых граждан и социально уязвимых слоев населения.
Эти программы обязательно должны быть в полной мере реализованы. Все, что в этих программах намечено, в конечном итоге должно позитивно отразиться на условиях жизни, здоровье и настроении населения, конкретного пенсионера, каждого человека старшего поколения.
Я хочу предупредить, что персональную ответственность за это несут Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей, городов и районов, руководители министерств, ведомств, хозяйственных объединений, неправительственных и общественных организаций, все лица, на которых возложена ответственность за исполнение принятых программных мер.
Ход выполнения этих программ необходимо рассмотреть на заседании Кабинета Министров по итогам I полугодия.
Особо хочу остановиться еще на одном очень важном вопросе, по которому было принято постановление Кабинета Министров от 25 января 2002 года. Это вопрос о принятии новых дополнительных мер, имеющих прямое отношение к здоровью рождающихся детей и здоровью матерей.
Речь идет, в первую очередь, об обеспечении в нашей повседневной жизни очень простой, на первый взгляд, но чрезвычайно важной задачи: «здоровая мать — здоровый ребенок». От решения этой задачи зависит не просто формирование стабильной, здоровой семьи, но и здорового климата в целом в обществе, благополучие и будущее нашего народа.
Уважаемые участники совещания!
Определяя важнейшие приоритетные задачи экономического и социального развития на 2002 год, мы исходим из программных целей, предусмотренных решениями первой сессии Олий Мажлиса второго созыва, Указом от 2 июня 2000 года «О мерах по реализации Программ по либерализации и углублению реформ в политической, экономической и духовной сферах общества, обеспечению безопасности страны», а также согласованным с Международным валютным фондом Меморандумом по вопросам экономической и финансовой политики. Коротко говоря, наша задача — последовательно и неуклонно продолжить реализацию начатой с первых дней нашей независимости, основанную на основных и базовых принципах демократии политику модернизации всех сфер и сторон нашей жизни.
Думаю, нет необходимости доказывать, что достижение этих целей потребует от нас максимальной мобилизации наших сил, возможностей и нашего богатого потенциала.
Наряду с другими проблемами, хотел бы обратить ваше внимание на решение чрезвычайно важной задачи, на которой хочу особо остановиться.
Речь идет, в первую очередь, об экономном, рациональном, я бы сказал, разумном использовании тех огромных материальных и природных ресурсов, которыми располагает наша страна.
Речь идет, прежде всего, о правильном и бережном использовании бесценного дара природы — пашни, поливной и питьевой воды, топливно-энергетических, минерально-сырьевых и других ресурсов, словом, всего того, что мы называем достоянием всего народа.
Тысячу раз правы те иностранцы, которые, приезжая в Узбекистан и видя наше отношение к вопросу экономии ресурсов, говорят, что мы богатейшая страна в мире. При этом они имеют в виду, что даже самые богатейшие и процветающие сегодня страны мира не могут себе позволить такого безответственного отношения к ресурсам. Тем более те страны, которые думают не только о себе, но и будущих поколениях.
Возьмем, например, вопросы использования самого бесценного нашего богатства — земли. Всем нам должно быть известно, что только менее 10 процентов всей территории Узбекистана из-за жесточайшего дефицита воды может быть использовано для сельскохозяйственного производства. Нет необходимости при этом доказывать, что от эффективного использования земли, от поддержания ее плодородия зависит уровень доходов и благополучие основной части населения страны.
Проведенные в последнее время специальные проверки вскрыли грубейшие, просто убийственные факты бесхозяйственного отношения к земле, грубого нарушения земельного законодательства.
Не надо быть большим специалистом, чтобы воочию увидеть, сколько земель, прежде всего, поливной пашни выпадает из оборота, сколько земель остаются по разным причинам ежегодно незасеянными, допускаются вопиющие факты нецелевого, хищнического ее использования. Не говоря уже о том, что огромные массивы мы теряем из-за растущих засоленности и заболачиваемости земель.
Много примеров бесхозяйственного использования земель в Джизакской, Самаркандской, Сырдарьинской, Наманганской и других областях.
Немало случаев самовольного захвата и незаконного владения землей. Это имеет место в Сурхандарьинской, Джизакской, Сырдарьинской и Ташкентской областях. Только в ходе недавней проверки в Ташкентской области выявлено 13 случаев самовольного захвата земли.
Хочу привести несколько примеров, подтверждающих такое нетерпимое положение дел.
По итогам 2001 года, в республике на площади 120,5 тыс. га средняя урожайность хлопчатника не превысила 10 ц/га, а на 104,5 тыс. га — 15 ц\га.
Другими словами, около 250 тысяч гектаров поливных земель, отведенных под хлопчатник, приносят одни убытки, вместо того, чтобы приносить доходы. Около 90 тысяч гектаров таких земель приходится на Сырдарьинскую область, а 53 тысячи гектаров — на Республику Каракалпакстан. Если включить сюда и зерноводство, то общая площадь таких угодий превысит 320 тысяч гектаров. По той же причине урожайность зерноколосовых на площади 41,5 тыс. га составила всего лишь 15 ц\га, а на площади 25,4 тыс. га — 10 ц\га.
Наиболее низкая урожайность хлопчатника получена в хозяйствах Гузалкентского — 13,2 ц\га, Пайарыкского — 10,2 ц\га, Челекского — 8,3 ц\га районов Самаркандской области, Зааминского — 8,6 ц\га, Зарбдорского — 11,9 ц\га районов Джизакской области, Шерабадском районе Сурхандарьинской области — 18,8 ц\га.
Если в Нарпайском районе Самаркандской области урожайность хлопчатника составила 26,5 ц\га, то в Каттакурганском районе при практически одинаковых почвенно-климатических условиях, обеспеченности минеральными удобрениями и другими материально-техническими ресурсами она составила всего 18,7 ц\га.
Хозяйства Мингбулакского района Наманганской области получили с каждого гектара всего лишь по 16,1 центнера, тогда как находящиеся в одинаковых почвенно-климатических условиях при равной обеспеченности водными и другими материально-техническими ресурсами соседние хозяйства Язъяванского района Ферганской области и Улугнарского района Андижанской области выполнили договорные обязательства и получили с каждого гектара соответственно 28,7 и 20,5 центнера хлопка-сырца.
В 2001 году по республике выявлены нарушения земельного законодательства на площади 41,5 тыс. га.
Только лишь в проверенных Государственным комитетом по земельным ресурсам Самаркандской, Навоийской, Ташкентской, Сырдарьинской и Джизакской областях выявлены факты незаконного посева арахиса, риса, бахчевых и других культур на площади около 2,0 тыс. га.
В Сырдарьинской области на площади 560 га вместо хлопчатника были посеяны бахчевые и другие культуры, искажена статистическая отчетность и оформлены фиктивные документы об освоении 80 га земель.
В 18 хозяйствах Зарбдорского района Джизакской области приписаны в статистической отчетности около трех тыс. га посевов хлопчатника, в том числе в ширкатных хозяйствах «Нурафшон» — 250 га и «Шарк юлдузи» — 580 га.
Также в Арнасайском районе большинство фермерских хозяйств допустили недосев хлопчатника. При этом использовали землю для других целей. В том числе фермерское хозяйство «Нушкент» при задании 106 га произвело посев хлопчатника на площади 51 га, фермерское хозяйство «Хасан» при задании 45 га посеяло на площади 24 га. Приписки земли были использованы на посев других культур в целях личного обогащения.
При остром дефиците оросительной воды в 2001 году производились самовольные посевы риса (шалы) на значительных площадях в Навоийской (60 га), Наманганской (2300 га), Самаркандской (160 га) и Ферганской областях (1900 га). В результате чего было израсходовано сверх лимита 156 млн. куб. метров оросительной воды.
Выявлены многочисленные факты разбазаривания, незаконной продажи и сдачи в аренду поливной пашни со стороны руководителей хозяйств отдельных районов в корыстных целях.
Особенно много таких фактов в Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской и Ташкентской областях. Есть такие же факты и в других областях.
Другой бесценный для нас ресурс — это вода. Особенно остро мы почувствовали это за последние два-три года, когда страну охватило катастрофическое маловодье, причинившее сельскому хозяйству и в целом всей экономике страны огромный, невосполнимый ущерб.
Мы еще и еще раз убеждаемся в необходимости проведения мер по бережному и эффективному использованию поливной воды, внедрению современных систем орошения и ирригации, ужесточению дисциплины водопотребления, стимулированию тех, кто экономно использует воду, повышает коэффициент использования воды.
В то же время должен самым строгим образом пресекаться каждый факт бесхозяйственного, я бы сказал, преступного, бесконтрольного использования воды, сбрасывания поливной воды в коллекторно-дренажную сеть.
Необходимо самым тщательным образом разобраться, почему во многих областях при недостаточной водообеспеченности допущено снижение коэффициента использования воды, и принять соответствующие меры. Это имеет место в Бухарской, Навоийской, Сурхандарьинской, Наманганской и других областях.
Особого внимания заслуживает вопрос экономии питьевой воды. Этот вопрос уже в ближайшее время может стать одним из самых острых, а питьевая вода — стать из самых дефицитных и дорогих ресурсов. Мы уже сегодня сталкиваемся с проблемой обеспечения качественной питьевой водой целых регионов — Каракалпакстана, Хорезмской, Бухарской областей, отдельных районов Кашкадарьинской, Навоийской и Джизакской областей.
Несмотря на то, что многие регионы испытывают острую потребность в качественной питьевой воде, имеются многочисленные факты ее бесконтрольного и неэкономного использования.
Эксперименты показывают, что фактический расход населением воды повсеместно более чем в 2-3 раза превышает установленные нормы.
Продолжается практика, когда питьевая вода используется в технических целях на предприятиях, автомойках, кроме того, в летнее время из-за отсутствия ирригационных сетей в ряде городов и райцентров областей питьевая водопроводная вода используется населением для орошения.
При этом нет никакого оправдания тому, что абсолютно неудовлетворительно ведется работа по установке приборов учета расхода питьевой воды. Выборочные обследования показали, что, по состоянию на 1 января 2002 года, только 4 процента жилищного фонда Бухарской области оборудовано сегодня приборами учета воды. Подобное положение и в других областях и г. Ташкенте. По тресту «Ташвилсувокова» в целом приборами учета воды обеспечено 3 процента водопотребителей.
Считаю совершенно неудовлетворительным положение дел с использованием энергетических ресурсов и, в первую очередь, природного газа.
До сих пор существуют значительные технические потери газа при добыче, переработке и транспортировке, нерациональном его использовании при выработке электроэнергии при наличии других энергетических ресурсов.
Нерационально используют газ и сами потребители, прежде всего промышленные предприятия.
Повсеместно устанавливаются факты незаконного использования и хищения газа. Так, в ходе инвентаризации неучтенных потребителей газа в целом по республике выявлено в общей сложности более 12 тысяч теплиц, незаконным образом использующих природный газ. В том числе в Самаркандской области — 4250, г.Ташкенте — 1500, Андижанской области — 1450 теплиц.
Крайне неудовлетворительно обстоит дело с оснащением жилого фонда газовыми счетчиками. Материалы выборочных проверок показали, что в Бухарской области лишь 6,4 процента жилого фонда оборудовано газовыми счетчиками, в Наманганской области — 5,6 процента. Аналогичная картина и в других регионах.
При этом, как показывает анализ, фактическое потребление природного газа сегодня у отдельной категории населения превышает нормативное в 1,5 — 2 раза. Возникает вопрос — почему семьи, потребляя разное количество газа, должны платить одинаково?
Почему не экономим электроэнергию? Существующая сегодня энергоемкость производства в республике в 3 раза превышает уровень передовых западных стран.
Чем объяснить факты перерасхода электроэнергии крупными энергоемкими предприятиями химической, текстильной, машиностроительной промышленности, промышленности строительных материалов и другими производствами? Все это можно объяснить только одним: практически ни один руководитель не понес наказания сумом. Все сходит с рук. А безнаказанность развращает людей. Вот где ответ на многие вопросы.
И это относится к вопросам соблюдения норм и экономии не только топливно-энергетических, но и других важнейших материальных и природных ресурсов.
Не уделяется должного внимания экономии электроэнергии и в организациях социальной сферы, городского хозяйства. Имеются факты, когда бюджетные организации не имеют приборов учета, и оплата за электроэнергию производится ими по установленной мощности.
Имеются многочисленные случаи незаконного подключения к электрическим сетям и использования электроэнергии. Отсутствует должный контроль со стороны органов энергонадзора за использованием электроэнергии.
Надо иметь в виду, что, когда мы говорим об экономии материальных ресурсов на производство тех или иных товаров и услуг, речь не идет только о том, что мы безоглядно, не думая о будущем, не по-хозяйски используем эти ресурсы. Речь должна идти одновременно о том, что безответственное использование всех этих материальных ресурсов приводит, прежде всего, к росту материалоемкости продукции, к энергоемкости продукции, увеличению доли затрат на единицу выпускаемой продукции. Что в конечном итоге, само собой понятно, делает нашу продукцию дорогой и неконкурентоспособной, что, в свою очередь, сводит на нет все наши усилия по выводу наших товаров на мировой рынок.
Считаю необходимым по всем этим вопросам создать специальную Комиссию Кабинета Министров во главе с первым заместителем Премьер-министра К.Тулягановым, куда включить представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, хокимиятов, контролирующих служб и прокуратуры.
Комиссии рассмотреть положение дел по соответствующим видам ресурсов, разработать и внести в Кабинет Министров программу ресурсосбережения на период до 2010 года, предусмотрев в ней конкретные меры по широкому внедрению ресурсосберегающих технологий, особенно в мелиорации и ирригации, использованию альтернативных видов топлива. Предусмотреть конкретные меры по усилению ответственности за бесхозяйственное использование природных, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
Для того чтобы создать правовую базу для решения вышеуказанных вопросов, надо, очевидно, внести на рассмотрение Парламента соответствующие законодательные акты.
Говоря о проблемах экономии, хочу особо остановиться на вопросе экономии финансовых ресурсов, своевременности возврата кредитов. Пора прекратить порочную практику списания или пролонгации сроков погашения кредитов. Мы идем по пути наименьшего сопротивления, тем самым не столько оказываем финансовую поддержку предприятиям, сколько порождаем безответственность заемщиков.
Надо, очевидно, установить порядок, как это принято в развитых странах, если кто-то хочет получить кредит, то пусть его получает под залог своего имущества. И если вовремя не смог вернуть кредиты, то имущество перейдет в собственность банка, в собственность кредитора, который вправе выставить его на торги. Видимо, тогда будут более взвешенно и ответственно подходить к вопросу получения кредитов.
Центральному банку, Министерству финансов, Министерству юстиции следует разработать и внести в Кабинет Министров более жесткие меры, которые гарантировали бы своевременный возврат кредитов.
Прокуратуре ввести в практику, когда за несвоевременный возврат кредитов руководителей привлекать к ответственности, вплоть до уголовной.
Уважаемые друзья!
Среди важнейших вопросов, связанных с углублением рыночных реформ, хотел бы остановиться на проблемах развития частного сектора экономики.
Известно, что для развития этого сектора в Узбекистане создана достаточно прочная законодательная база. В нашем Основном законе — Конституции четко записано, что частная собственность неприкосновенна и защищается государством.
С удовлетворением хочу отметить, что за годы нашего независимого развития и реформ частный сектор экономики укрепился в своих правах, а в ряде отраслей, особенно в сельском хозяйстве, на его долю приходится значительная часть производимой продукции. Преобладающие позиции занимает этот сектор в торговле и сфере услуг.
В обществе в корне меняется отношение к частной собственности, к частнику. Все больше и больше людей хотят заниматься частным предпринимательством и имеют свой бизнес. В 2001 году осуществляли свою деятельность как частники около 63 тысяч предприятий. Это без учета дехканских и фермерских хозяйств. Только за прошлый год число зарегистрированных частных предприятий возросло более чем на 1,5 тысячи. Более половины частных предприятий — в сфере обслуживания, каждое шестое — в промышленности.
В то же время надо признать, масштабы развития частного сектора еще не отвечают той роли, какую он призван играть в формировании и развитии рыночной экономики, в повышении ее устойчивости и динамичности. Наша цель — добиться того, чтобы эта отрасль заняла ведущее место в экономике.
Хочу обратить ваше внимание еще на один вопрос. Недаром, когда речь ведется о привлечении в страну инвестиций, обсуждаем эти вопросы с иностранными инвесторами, они особый интерес проявляют именно к частному сектору. Во многих развитых зарубежных странах имеются финансовые институты, такие, как Международная финансовая корпорация, ОПИК в США, DEG в Германии, которые готовы выделять инвестиции только в развитие частного сектора экономики.
Возникает вопрос: почему?
Объясняется просто. Развитие частного сектора, как показывает сама жизнь, является важнейшей, решающей, неотъемлемой составляющей перехода от тоталитарной системы, построенной главным образом на государственной собственности, к демократическому обществу, базирующемуся на принципах и ценностях частной собственности.
Именно изменение формы собственности создает необходимую почву, основу для необратимых процессов и преобразований в экономике и обществе, когда начинают действовать абсолютно другие рыночные принципы организации производства и производственных отношений, абсолютно новая мотивация труда.
Хотел бы подчеркнуть, что, когда речь идет о перспективах развития частного сектора, мы имеем в первую очередь в виду развитие малых, средних предприятий и частного предпринимательства.
Опыт зарубежных стран показывает, что частный сектор, как правило, развивается в сфере малого и среднего бизнеса, в сфере услуг, на долю которой приходится порядка 50-60 процентов валового внутреннего продукта и 60-75 процентов занятого населения. В Узбекистане эти показатели составляют соответственно 35 и 30 процентов.
Если учесть, что значительная часть нашего населения проживает в сельской местности и небольших городах, где нет возможности создавать крупные производства, и сфера услуг у нас еще слабо развита, то само собой напрашивается вывод о необходимости всемерно поддерживать и стимулировать развитие частного сектора. Мы должны для себя четко уяснить, что развитие частного сектора — это ключ к решению многих проблем, прежде всего решение вопросов занятости высвобождаемой из сферы сельскохозяйственного производства излишней рабочей силы.
И еще один очень важный момент. Если провести исторические параллели, то в менталитете нашего народа всегда, во все времена была сильна мотивация, приверженность к частному предпринимательству. В нашем регионе всегда были развиты ремесленничество, ткачество, гончарное производство, прикладное искусство, небольшие мастерские по работе с металлом и чеканке, резьбе по дереву и ганчу. Этот промысел всегда являлся той сферой, куда была вовлечена большая часть населения, и профессиональные навыки всегда передавались из поколения в поколение. И об этом мы не должны забывать сегодня. Все это надо возрождать, восстанавливать, но уже абсолютно на новой технической современной основе с учетом прогресса современного мира.
И сегодня многое делается в этом направлении. Но, думаю, есть большая необходимость, с учетом критической оценки положения дел, еще раз вернуться к вопросу создания дополнительных правовых и экономических льгот и преференций в этой сфере. Надо искать и находить новые возможности для стимулирования труда занятых здесь людей, выхода их продукции на международные рынки.
Министерству макроэкономики и статистики, Министерству юстиции в течение месяца внести предложения по укреплению нашего законодательства в части расширения правовой базы развития частного сектора в стране.
Уважаемые участники совещания!
Хотел бы отдельно остановиться еще на одном не менее важном вопросе, требующем самого пристального внимания, — это вопросы развития и стимулирования деятельности фермерства.
Опыт последних лет убедительно доказывает неоспоримые преимущества организации фермерских хозяйств. В фермерских хозяйствах по-хозяйски, более рачительно относятся к земле, добиваются более высокой урожайности хлопка и зерна, продуктивности животноводческой продукции при меньших затратах. Как показывает анализ результатов преобразования убыточных и низкорентабельных сельскохозяйственных предприятий в фермерские хозяйства, значительно улучшается организация труда и повышается финансовая устойчивость. Уже сегодня на долю фермерских хозяйств приходится свыше 18,5 процента всего объема производства зерноколосовых и около 22 процентов производства хлопка-сырца.
Поэтому нам надо серьезно подумать, там, где невозможно и нецелесообразно переходить к созданию ширкатов, следует создавать фермерские хозяйства. В этом году приняты предложения хокимиятов Сырдарьинской и Ферганской областей о преобразовании сельскохозяйственных предприятий Мехнатабадского, Мирзаабадского и Язъяванского районов в полном объеме в фермерские хозяйства.
До этого подобные же вопросы были решены в Хорезмской области и Каракалпакстане.
Надо открыть фермерам дорогу, создать максимум условий для их работы. Мы должны достаточно ясно понимать, что фермерство — это не только мощный фактор увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Это новый тип землевладения и землепользования, это практически новая форма организации производства и труда в сельском хозяйстве.
Необходимо разработать сильные средства защиты интересов фермеров, ликвидировать все препоны, мешающие развитию фермерства, оказывать ему постоянную поддержку. И здесь должны работать не только экономические рычаги и стимулы, но и сила закона, авторитет и мощь судебной власти. Необходимо раз и навсегда поставить заслон незаконному, я подчеркиваю, незаконному, вмешательству в деятельность фермеров со стороны районных хокимиятов, руководителей ширкатов, различных контролирующих органов и структур.
Следует значительно расширить помощь фермерам по оказанию механизированных услуг, обеспечению их минеральными удобрениями и качественным посевным материалом, оснащению мини-технологиями, улучшить информационное обслуживание, решить вопросы лизингового обслуживания.
Чрезвычайно важно здесь поставить на правильную основу вопросы выполнения договорных обязательств и со стороны самих фермеров, и тех, с кем подписывается договор. Особенно по вопросам своевременной реализации и оплаты за выращенную продукцию.
Надо продумать вопрос о расширении доступа фермеров к кредитным ресурсам, изыскать для этого необходимые источники. Хочу еще раз подчеркнуть необходимость самого широкого распространения опыта Ташкентской области по микрокредитованию фермеров и дехканских хозяйств. Мы должны четко уяснить, что микрокредиты — это новые рабочие места, новый источник доходов для сельского населения.
Министерству макроэкономики и статистики, Центральному банку, Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству юстиции совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, коммерческими банками, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей детально проинвентаризировать действующее законодательство, условия деятельности фермерских хозяйств и внести предложения по формированию благоприятных правовых и экономических условий для развития фермерства на селе.
Уважаемые друзья!
Среди вопросов, требующих постоянного нашего внимания, кропотливой работы и больших усилий, — вопросы привлечения иностранных инвестиций.
Эти вопросы постоянно находятся в центре нашего внимания — в стране созданы, без преувеличения можно сказать, беспрецедентные для этого условия. Мы видим свою задачу в том, чтобы вместе с иностранными партнерами продолжить эту работу.
Но я никак не могу понять руководителей отраслей, предприятий, территориальных органов управления, которые бездействуют, не работают с потенциальными иностранными партнерами.
До сих пор в 31 районе республики не создано ни одного предприятия с иностранными инвестициями. Возникает вопрос — что, в этих районах нечего предложить инвестору? Не думаю. У нас богатейшие ресурсы. Нет, беда в другом. У нас все еще остаются безынициативными и безответственными руководители.
Слабо ведется работа по привлечению прямых иностранных инвестиций. На их долю приходилось в 2001 году лишь 13,4 процента от общего объема иностранных инвестиций в экономику. Многие все еще стремятся заручиться гарантией Правительства. Но для того, чтобы создавать новые совместные предприятия под гарантию государства, большого ума не требуется, когда все вопросы за тебя решает Правительство и его аппарат.
Необходимо самым строгим образом спросить с тех руководителей, которые не обеспечивают выполнение принятых программ по локализации производств и созданию совместных предприятий на базе использования местного сырья и материалов. Кабинету Министров следует рассмотреть ход выполнения указанных программ на своем заседании по итогам первого полугодия и к тем, кто уклоняется от их выполнения, принять соответствующие меры.
Межведомственной рабочей группе по координации создания предприятий с иностранными инвестициями в регионах (Азимов) с участием представителей совместных предприятий глубоко изучить положение дел по этому вопросу и внести в Кабинет Министров конкретные предложения по стимулированию привлечения иностранных инвестиций, а также повышению результативности деятельности совместных предприятий.
Дорогие друзья!
Нет необходимости сегодня повторять о значении развития сферы подготовки кадров.
Несмотря на то, что в этом направлении сегодня многое уже делается, будем откровенны — это явно недостаточно и не соответствует ни масштабам развития в целом экономики, особенно предпринимательства, ни тем задачам и роли, которая отводится малому, среднему бизнесу и частному предпринимательству.
Подготовка квалифицированных, обладающих современными знаниями, современно мыслящих кадров — это ключ к решению многих наших проблем: и общественно-политических, и экономических. Но, в первую очередь, это решение острейшей для нас проблемы безработицы. Если глубже посмотреть, то безработные — это, как правило, молодые люди, которые не имеют соответствующей профессиональной подготовки.
В этой связи особое внимание хотел бы обратить на состояние реализации Национальной программы по подготовке кадров. Был принят целый пакет правительственных решений, которые направлены на развитие и укрепление материально-технической базы академических лицеев и профессиональных колледжей, создание национальных образовательных стандартов и учебных программ, подготовку и переподготовку преподавательских кадров.
Вместе с тем не все положения программы в полной мере выполняются. В 2001 году допущено отставание в строительстве и вводе академических лицеев и профессиональных колледжей во многих областях республики. Особенно неблагополучно обстоит дело с вводом объектов в Бухарской, Самаркандской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской, Ташкентской, Хорезмской областях и г. Ташкенте. Медленно идет процесс оснащения новых типов учебных заведений современным учебным и лабораторным оборудованием, обеспечением их новыми учебниками.
Не отвечает еще возросшим требованиям квалификация многих преподавателей, не на должном уровне поставлена работа по подготовке и переподготовке педагогических кадров для колледжей и лицеев.
До сих пор еще не сформирована действенная система профессиональной ориентации молодежи. Процессы выбора будущей профессии происходят стихийно либо по интуиции родителей и самих подростков. Зачастую они отдают предпочтение модным сегодня специальностям. Достаточно посмотреть, по каким специальностям сегодня самые высокие конкурсы. Это, как правило, юристы, экономисты, международники, медики.
Мы отказались от системы принудительного распределения кадров, дали возможность самим молодым специалистам выбрать по душе и интересам место своей будущей работы. Но это не означает, что процесс должен развиваться стихийно.
Государство должно нести ответственность за формирование и максимально эффективное использование своего интеллектуального потенциала, обеспечить востребованность тех молодых людей, кто заканчивает учебные заведения.
За это отвечают Министерство макроэкономики и статистики, Министерство труда и социальной защиты населения и, разумеется, Министерство высшего и среднего специального образования. Именно им поручается подготовить соответствующую программу и внести на утверждение Правительства.
Дорогие друзья!
Сегодня я остановился на наиболее важных, ключевых проблемах и направлениях дальнейшей либерализации и реформирования экономики, на решении которых мы должны сосредоточить наши усилия и ресурсы в текущем 2002 году.
Успешная их реализация позволит еще глубже, еще дальше продвинуться по пути реформ, создать условия для повышения уровня жизни и благополучия нашего народа. Очень важно, чтобы каждый на порученном ему участке работы, каждая структура, каждое звено управления и хозяйствования четко и ясно, исходя из намеченных целей и задач, определили свое место, имели конкретную программу и обеспечили ее выполнение.
Уверен, что мы сумеем найти достойное решение стоящих перед нами проблем, и 2002 год станет важным этапом обновления и реформирования нашего общества, дальнейшего повышения благосостояния людей, укрепления роли и повышения авторитета Узбекистана в мировом сообществе.
Спасибо за внимание.