Домой » Бизнес » Логика бизнеса Полянте Свешникова

Логика бизнеса Полянте Свешникова

Любой предприниматель отчасти напоминает шахматиста: в выигрыше оказывается тот, кто видит дальше, на несколько ходов вперед. Это подтверждает и статистика Всемирного банка, согласно которой из 100 вновь созданных малых предприятий в развитых государствах спустя год остаются в живых 10, через три года — пять, а через пять — всего три предприятия. Думается, что такая статистика вполне применима и к узбекскому предпринимательскому корпусу. Экономисты объясняют это естественным отбором, в котором выживает сильнейший. В переходной экономике выжить предпринимателю труднее, но сила- то как раз и состоит в дальновидности, умении просчитывать ходы, умело лавировать среди бюрократических рогаток, предвидеть последствия принимаемых государством решений. А наиболее ярким показателем жизнестойкости является стаж работы на рынке. Если он приближается, как у столичной частной производственной фирмы «ПГС», которой ее руководитель Полянте Грамитонович Свешников дал первые буквы своего имени, к десяти годам, — это говорит о многом.
ДЕРЖАТЬ РУКУ НА ПУЛЬСЕ
Много ли у нас в республике средних и малых предприятий? Если взять общестатистическое количество частных структур, ведущих самостоятельный бизнес, то их число составит около 230 тысяч. Но из них производством товаров народного потребления занимаются (и не всегда успешно) порядка 10 процентов — до 20 тысяч средних и малых производств. В отличие от бывших государственных предприятий (ныне АО), им пришлось начинать практически с нуля — обзаводиться на собственный страх и риск производственными площадями, оборудованием и так далее. Не будем сбрасывать со счетов главный вопрос — что производить, какую нишу занять на практически бездонном отечественном рынке потребительских вкусов и потребностей. Во весь рост, как для крупных предприятий, так и для рожденных в годы независимости частных предпринимательских структур, в условиях невысокого платежеспособного спроса встают сбытовые проблемы, на современном языке именуемые маркетингом. И здесь каждый решение принимает самостоятельно, в зависимости от конкретных обстоятельств.
Учитывая, что для товаропроизводителей в рыночных условиях на передний план выдвигаются вопросы реализации, рассказ о деятельности «ПГС» на рынке начнем именно с этого момента. Фирма, выпускающая каждый год по нескольку новых изделий, свела к минимуму потери от возможных неудач. Думается, этот опыт послужит и другим хозяйственникам.
В «ПГС» сложился определенный стереотип запуска в продажу новой продукции. После получения соответствующего сертификата и подачи заявки на патентование изделия производится опытный образец и ведется так называемая агрессивная реклама в СМИ. Зондирование рынка ведется три месяца. За этот период становится ясно, найдет ли новая продукция своего потребителя. Если нет — предприятие теряет сравнительно небольшую сумму, выплаченную за получение патента, сертификацию и производство опытного образца. В свое время так получилось с инкубаторами, установками по копчению мясной и рыбной продукции.
Но если изделие пошло, запускается производственный конвейер.
Вообще к организации рекламы здесь относятся со всей серьезностью, продукция фирмы рекламируется регулярно по четырем каналам телевидения, короткие рекламные сообщения частенько проскальзывают в десятках газет. И тривиальная фраза «реклама — двигатель торговли» приобретает применительно к фирме «ПГС» свой изначальный смысл.
Жизнеспособной продукцией здесь по праву считают мини-пекарни, которые частная фирма производит едва ли не с самого своего основания, шкафы для сушки овощей и фруктов, промышленные и бытовые калориферы, а новинка последнего года — экологически чистый и экономичный электроказан.
КАЧЕСТВО ОБЕСПЕЧИВАЕТ КООПЕРАЦИЯ
Чтобы продукция частного предприятия раскупалась, она должна отвечать определенным стандартам качества. Может ли частник самостоятельно решить такие вопросы?
— Этого можно достичь двумя путями,- утверждает руководитель «ПГС» Полянте Свешников.- Первый — очень дорогостоящий и неэкономичный — стянуть к себе высококвалифицированных специалистов, приобрести необходимые станки, расширить производственные площади. Для частника, выпускающего продукцию малыми партиями, это означает затянуть на шее финансовую петлю. Можно смело утверждать, что расходы на заработную плату рабочих плюс земельный налог и налог на имущество съедят без остатка весь полученный доход. Мы предпочли другой способ ведения бизнеса — путем размещения своих заказов на бывших госпредприятиях, ставших за эти годы для «ПГС» надежными деловыми партнерами, — НПО «Восток», «Промсвязь» и других. Это экономично и удобно — изготовленные по нашим чертежам на их оборудовании и их специалистами детали идут на конвейер частной фирмы. В рациональности и практичности и состоят главным образом выгоды кооперации.
Долговременное сотрудничество на взаимовыгодной основе с некогда государственными предприятиями — одно из составляющих выпуска качественной продукции. Это обстоятельство, наряду со многими другими, позволяет фирме выдавать на все изделия гарантию на 12 месяцев бесперебойной работы. По истечении этого срока «ПГС» принимает изделие на сервисное обслуживание.
МЫСЛЬ, ОБГОНЯЮЩАЯ ВРЕМЯ
Это предпринимательская мысль. И прежде чем воплотиться в реальном новом изделии, идея должна пройти обкатку в человеческом уме. Это и есть начало бизнеса. Взять пэгээсовские мини-пекарни, которых сегодня в республике работают тысячи. Что натолкнуло в свое время Полянте Свешникова на мысль наладить в Узбекистане их производство? Во-первых, принятый правительством курс на зерновую независимость и осознание того факта, что импортные пекарни — слишком дорогое удовольствие для отечественных хлебопеков. Небогатый узбекский предприниматель, естественно, выберет не, скажем, турецкую пекарню за 7,5 тысячи долларов, а пэгээсовскую, которая сегодня стоит порядка 430 тысяч сумов. К тому же перед ним рано или поздно встанут проблемы ремонта, снабжения запасными частями, требующие валютных вложений, и так далее. Поэтому до 1997 года пекарни «ПГС» расхватывались как горячие пирожки — их удавалось реализовывать до 600 штук в год. После того, как в рамках правительственного постановления право выпекать буханочный хлеб сохранилось лишь за предприятиями корпорации «Узхлебопродукт», торговля мини-пекарнями пошла на спад. Но они по-прежнему пользуются спросом у частников, изготавливающих булочки, пиццу, кондитерские изделия.
Особый всплеск деловой активности, вызванный целым рядом правительственных постановлений, по утверждению Полянте Грамитоновича, наблюдался в первом полугодии нынешнего года. Тогда ежемесячный спрос на пекарни достигал 30-40 штук, и «ПГС» стала своеобразным барометром развития малого и среднего предпринимательства в стране. Но в июне-июле-августе наступил резкий спад, несмотря на определившиеся контуры нынешнего богатого урожая зерна. Опытный предприниматель, Полянте Свешников свыкся с мыслью, что в переходной экономике пути бизнеса неисповедимы, и единственным спасением от банкротства может служить многопрофильность.
Застопорилась реализация мини-пекарен — подошло время удобных и очень экономичных промышленных и бытовых калориферов. Саму идею их производства частной фирмой вызвали, вполне закономерно, прорехи в городском хозяйстве. Предприниматель учел то обстоятельство, что многие тепловые коммуникации, построенные в 50-60-х годах, износились и требуют немалых средств для ремонта. А тепло зимой необходимо всем — и производственным предприятиям, и населению. Калориферы же «ПГС», на которые эта фирма, пока единственная в республике, имеет разрешение Госпожнадзора, снабженные керамическими нагревательными элементами, дешевле завозных и намного практичнее. А значит, рынок будет благосклонен к производителю, вовремя занявшему эту нишу.
Еще одна сфера для приложения сил частного предпринимателя — обилие овощей и фруктов в нашем солнечном крае. В одном из своих выступлений Президент страны отметил, что население республики потребляет всего треть выращенной плодоовощной продукции. Ясно, почему компактные сушильные шкафы «ПГС» на основе опять-таки экономичных керамических нагревательных элементов — реакция находящегося в постоянном творческом поиске предприимчивого ума на потребности рынка.
Рассказ о производимых одной из ведущих частных фирм страны видах продукции можно дополнить экономичным и экологически чистым электроказаном, который уже нашел своего потребителя на столичном так называемом Бродвее. Нет сомнения, что скоро мы услышим о новых изделиях «ПГС», которые окажутся такими же востребованными на внутреннем рынке.
ПОКОЙ ИМ ТОЛЬКО СНИТСЯ
Данная публикация — попытка еще раз показать, что отечественный предприниматель, выросший за годы независимости из недр командной экономики, может успешно насыщать внутренний рынок необходимой продукцией. Но не всем удается выплыть и выжить, как это удалось «ПГС». Во время беседы Полянте Грамитонович припомнил один случай из своей довольно обширной практики. И связан он с неудавшимся опытом другого предпринимателя, который, размахнувшись на солидное производство для реализации сушеной продукции на экспорт, сорвался на полпути, не сумел вернуть крупный банковский кредит и исчез в неизвестном направлении. «ПГС» же, продавшая ему 20 своих сушилок, наряду с другими фирмами, стала для этой компании поставщиком оборудования. Я точно знаю, утверждает Свешников, что этот предприниматель работал два года. Что ему помешало развивать дальше свой практически беспроигрышный бизнес, какие камни попались на пути, кто главный виновник неудач? — вот главная забота органов, отвечающих за экономическую безопасность страны. А не запугивание производителей, которые в свое время продали ему оборудование.
Сегодня для предпринимательского сектора, занятого в товаропроизводящей сфере, появился новый серьезный повод для опасений за судьбу собственного бизнеса. Дело в том, что многие из малых производственных предприятий негласно являются клиентами «челноков» в части снабжения их рядом комплектующих, деталей и прочего. Однако оказавшийся сегодня в подвешенном состоянии полулегальный челночный бизнес утратил свои снабженческие способности, поставив тем самым под удар судьбу многих товаропроизводителей новой формации. На товарно-сырьевой бирже, к сожалению, далеко не всегда имеется в наличии необходимое частному предприятию. Вот об этом сегодня болит голова у узбекских предпринимателей, а изворотливый ум ищет пути выхода из сложившегося тупика. Один в поле не воин. Почему бы 20 тысячам производственных частных предприятий не создать собственный совет, комитет (назвать его можно по-разному) для решения снабженческих проблем? Ведь от этого в решающей степени зависит развитие малого и частного предпринимательства в стране.
Вера Рудакова.
Корр. «Правды Востока».