Домой » Декабрь » МЫСЛИ, ВЕДУЩИЕ К ЛЮДЯМ

МЫСЛИ, ВЕДУЩИЕ К ЛЮДЯМ

Долог путь ученого к познанию истины, к постижению непознанного литературного материала. И сколько нужно усердия и долготерпения, чтобы пробудить его к жизни. Ботырхон Валиходжаев в беспрерывной динамике своей научной деятельности пробуждает его. Один из его научных секретов — постоянная психологическая настроенность на узнавание нового, на возрождение забытого, утраченного. Его творчество почти не оставляет места для неизведанных истин, так как культура в его понимании несет на себе ответственность за состояние мира.
Академик Академии наук Узбекистана, талантливый ученый-литературовед и историк литературы, член Союза писателей, заслуженный деятель науки, профессор Ботырхон Валиходжаев родился в 1932 году в г. Самарканде. Он окончил Самаркандский университет, который стал его родным домом: здесь он руководит кафедрой, филологическим центром, работает проректором.
Многие узбекские ученые начали свой путь с этого университета, с этой кафедры. Почти во всех городах Узбекистана, в учебных и научных учреждениях трудятся его ученики. А быть учеником Ботырхона Валиходжаева — это самая высокая аттестация.
Девиз уникальной школы Валиходжаева, существующей уже несколько десятков лет, — высокая образованность и интеллигентность, широта знаний, отрицание рутины и косности, стремление к раскрытию в своих исследованиях и лекциях самых высоких сфер человеческого духа.
В Ботырхоне-ученом есть тот самый свет, который и называется просвещенностью и нравственностью. Для него родная земля и историческая сокровищница национальной культуры — синонимы. Человечество нуждается в духовном преображении, изменении отношения к миру, и в этом Ботырхон-ученый видит один из возможных способов решения многих человеческих проблем.
Книги и исследования Б. Валиходжаева «Дыхание веков» (1970), «Из истории узбекской этнической поэзии» (1974), «Мирий и его современники» (1977) в соавторстве с В. Абдуллаевым, «Творчество Навои — источник вдохновения» (1981), «История узбекской литературной критики» (1984), «Ходжа Ахрори Вали» (1992), «История Ходжа Ахрори», вышедшая в Тегеране (1997 г.) на персидском языке, «Медресе эпохи Мирзо Улугбека» (2001) и множество других трудов отличаются не только обилием интереснейшего материала, но и множеством редких малоизвестных фактов и документов, ясностью и глубиной мысли, объективностью суждений, новизной трактовки, интерпретации, научных выводов.
Характерная манера исследователя складывалась, пожалуй, под воздействием трудов таких прославленных востоковедов-ученых, как Конград, Бертельс, Жирмунский. Хорошо сказал о Ботырхоне профессор Р. Мусульманкулов: Ботырхон Валиходжаев вошел в историю ХХ века как исследователь древнейших пластов истории литературы. Основное место в изысканиях Валиходжаева отводится темам, проблемам, связанным с мастерством Алишера Навои. «Изучение лирики Навои», «Навои и Шайхимбек Сухайли», «Традиции Алишера Навои в узбекской этнической поэзии», «Навои в интерпретации его последователей и продолжателей», «Мастерство Навои в создании поэтических миниатюр», «Навои и Амир Шохий» — эти научные произведения являются интереснейшими образцами миропонимания словесной живописи, яркого литературного дарования и восторженного удивления перед поэтическим словом, звуком, музыкой, самой поэзией. В ней исследователь видит полноту бытия, стихии слова.
В монографической работе «Из истории развития узбекской этнической поэзии» ученый раскрывает теоретические и поэтические проблемы, связанные с продолжением изучения поэтических традиций Алишера Навои в лучших образцах узбекской литературы. Это доказательно подтверждается в работе на уникальном материале и редких свидетельствах.
Оригинальные мысли высказывает Б.Валиходжаев в статьях «О подлинном автографе — диване Навои» и «Рукопись дивана Навои». Это интереснейший материал о найденном рукописном диване, принадлежащем Навои.
Новыми открытиями в литературоведении явились и исследования Валиходжаева о Захириддине Мухаммаде Бабуре и Ходже Ахрори. О Ходже Ахрори (1404-1490) во многих литературоведческих источниках существовало неверное мнение, порочащее имя этого великого мыслителя и защитника интересов своего народа. Его называли ярым противником просвещения, возглавлявшим преступные силы, противостоящие расцвету культуры общества, и даже виновником трагедии Улугбека, человеком, преследовавшим научную мысль, одним из сторонников разрушения обсерватории, воздвигнутой в Самарканде. Опираясь на исторические научно-литературные памятники и достоверные документы, Б. Валиходжаев сумел опровергнуть это мнение и дать достойный аргументированный ответ существующим заблуждениям. Он доказал, что Ходжа Ахрори был мудрым мыслителем, сыгравшим важную роль в духовной жизни страны.
Ученый создает учебники для вузов и молодых исследователей. Будь то «История узбекского литературоведения» или «Поэзия Хусайна Байкаро», все они высокопрофессиональны, необходимы сегодня, как воздух. Его труды опубликованы в Афганистане и Пакистане, в Индии и Иране, в Италии и Америке. Научная школа академика Ботырхона Валиходжаева известна тюркологам всего мира.
Н. Владимирова.
И. Боролина.