Либерализация уголовного, уголовно-процессуального и административно-правового законодательства в Республике Узбекистан непосредственно затрагивает и категорию несовершеннолетних. Вместе с тем продолжающееся социальное расслоение в их среде по степени доступности к материальным благам все более обостряет конфликтность подростков с окружающей действительностью. Это выражается в постоянном росте различного рода правонарушений, актах вандализма, немотивированных, на первый взгляд, агрессивных поступках.
В этой связи требуются срочные меры, направленные на изменение государственной политики по отношению к таким социальным институтам, как семья, школа, коллектив, дальнейшее совершенствование профилактических мер.
На законодательном уровне решения этих проблем сложилась ситуация, когда прежние нормативные предписания явно устарели, а новые еще не выработаны. В итоге работники органов народного образования, здравоохранения, культуры лишены необходимой нормативной базы для проведения эффективной воспитательной и профилактической работы.
Кроме того, формально действуют нормативные акты об инспекциях, общественных воспитателях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних. Заметную роль в улучшении ситуации призвана сыграть реализация постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2001 года № 247-41 «О мерах по усилению роли профилактической службы МВД Республики Узбекистан в борьбе с преступностью», в котором утверждены Положение об опорном пункте милиции, а также Примерная схема взаимодействия по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан в махаллях (кварталах, жилых массивах), поселках, кишлаках и аулах.
На базе инспекций по делам несовершеннолетних (ИДН) профилактической службы органов внутренних дел созданы отделы, отделения (группы) профилактики правонарушений несовершеннолетних (ППН) в Главном управлении профилактики правонарушений МВД Республики Узбекистан и его территориальных органах.
На базе приемников-распределителей для несовершеннолетних (ПРН) органов внутренних дел созданы центры социально-правовой помощи несовершеннолетним (ЦСППН) УПП территориальных органов МВД.
Большое внимание уделяется правовой поддержке уровня жизни и нравственного воспитания подрастающего поколения, защите детей и подростков от явлений социальной несправедливости, других негативных процессов в обществе.
Думается, на законодательном уровне в числе первоочередных следует решить вопрос создания и развития в республике службы помощи несовершеннолетним и семье, которая, располагая кадрами высококвалифицированных специалистов, значительными денежными и иными материальными средствами, в том числе обменным фондом жилых помещений, гостиницами, приютами, транспортом, могла бы обеспечить решение любой сложной подростковой проблемы. Создание этой службы милосердия, помощи, охраны прав и интересов несовершеннолетних и их родителей должно сопровождаться сокращением различного рода служб, особенно в системе МВД, призванных инспектировать, контролировать семью, детей и подростков.
Не менее важной представляется задача обеспечения материальных, технических и иных условий для систематического участия каждого несовершеннолетнего в посильном, хорошо оплачиваемом труде. Необходимо исключить любые формы наказания детей и подростков трудом, а также привлечение их к тем его видам, которые с раннего возраста формируют отвращение к труду.
Р. Турдиев.
Юрист.
По пути либерализации судебно-правовой системы
В Институте стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан состоялась совместная рабочая конференция, состоящая из цикла семинаров на тему «Либерализация и демократизация судебно-правовой системы в Узбекистане», организованная фондом Конрада Аденауэра совместно с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Министерством юстиции и Международным центром переподготовки журналистов.
В семинарах, которые будут проводиться на протяжении всего года во всех областях нашей страны и Республике Каракалпакстан, предусмотрено участие представителей правоохранительных органов, ученых и специалистов, ведущих исследования в судебно-правовой области, а также представителей общественности и средств массовой информации. Участники будут иметь возможность высказать предложения по изменениям в судебно-правовой системе нашей страны, дальнейшему укреплению независимости судебной власти, работе, которую необходимо осуществить на пути повышения эффективности реформ в данной сфере. Самые активные участники будут приглашены на итоговую конференцию, которая состоится в декабре нынешнего года.
На совместной рабочей конференции отмечалось, что в 2001 году в правовой системе нашей страны произошли коренные изменения, сделаны важные шаги в либерализации законодательства, в деле обеспечения независимости судебной власти. Участники также обменялись мнениями по либерализации судебно-правовой сферы, работе, которую необходимо осуществить по внедрению в жизнь намеченных целей и контролю за выполнением принимаемых документов.
(УзА).