От степени внимания к развитию образования и повышению его качества зависит в конечном итоге экономический и социальный прогресс любого государства. Поэтому вполне закономерно, что с первых лет независимости руководство Узбекистана инициировало реформы в этом направлении. Реализуется Национальная программа по подготовке кадров, признанная сегодня во всем мире наиболее перспективной. Результативность проводимых преобразований напрямую связана с участием в них талантливых ученых и организаторов системы образования.
Одним из таких известных в республике деятелей является Акил Умурзакович Салимов. Академик Академии сельскохозяйственных наук, доктор технических наук, профессор, он многие годы отдал благородному делу воспитания и образования подрастающего поколения нашей страны. Возглавляя в свое время Ташкентский институт ирригации и механизации сельского хозяйства, затем Ташкентский технический университет, Салимов добился значительного повышения качества инженерно-технических знаний, получаемых молодежью в этих вузах. Будучи министром высшего и среднего специального образования, он вложил много сил в реализацию в стране узбекской модели подготовки кадров, инициатором разработки которой был Президент Ислам Каримов.
На основе принципа непрерывности изменились структура и содержание образования, начали создаваться новые государственные образовательные стандарты, с учетом хода социально-экономических реформ вносились постоянные коррективы в учебные планы и программы, укрепилась материально-техническая база вузов.
Вся эта деятельность направлена на подготовку специалистов новой формации, чьи знания, профессиональные навыки и нравственный облик отвечали бы требованиям времени. В кардинальном реформировании, соответственно, нуждалась и система повышения квалификации преподавателей. Эффективнее начали работать институты и центры этого профиля.
Особое значение Акил Умурзакович придает разработке передовых отечественных и освоению лучших зарубежных педагогических технологий, приближению образования к реалиям нашей жизни, улучшению духовно-нравственного воспитания молодежи.
В учебный процесс в стране был внедрен цикл лекций по изучению идеи национальной независимости. Важным пособием для проведения этих занятий стали ежегодно выпускаемые с его участием серии плакатов «Годы, равные векам». Снабженные статистической и аналитической информацией, яркими иллюстрациями, они свидетельствуют о ходе поэтапных реформ во всех сферах жизни нашего общества, развивающегося по пути демократии.
Сопоставление обновляемых данных дает возможность наглядно представить динамику позитивных перемен в республике. В изучении Основного Закона Республики Узбекистан учащимся помогает выпущенная в этом году серия плакатов, посвященная 10-летию Конституции. Готовятся к изданию подобные наглядные учебные пособия «Плоды независимости» и «Великие предки». Салимов является автором многих методических рекомендаций, брошюр и книг по изучению приоритетов развития страны и основ гражданского строительства. Были созданы документальные фильмы, организованы фотовыставки, выпущены красочные альбомы, рассказывающие о прогрессивных преобразованиях, осуществленных за годы независимости.
Продолжая активно работать в системе высшего образования, А. Салимов занимается планомерным продвижением реформ в этой сфере. Недавно вышла в свет книга «Системное управление учебным процессом», в которой проанализирован опыт подобной работы, определены важнейшие механизмы управления в образовании, даны рекомендации по освоению новых педагогических технологий. Это издание предназначено не только для преподавателей, оно будет интересно и самим учащимся.
Деятельность А. Салимова, глубоко знающего систему образования и на практике способствующего внедрению механизмов реализации Национальной программы подготовки кадров, получила признание не только в республике. В прошлом году он был избран президентом Узбекского отделения Международной академии наук высшей школы. Совместно с республиканским фондом «Устоз» академия занимается привлечением в страну наиболее перспективных образовательных технологий, используемых в других государствах. Налажена система стажировок преподавателей в лучших зарубежных вузах.
Вместе с тем Салимов не прекращает и научной деятельности. Он автор ряда изданий, посвященных улучшению основных параметров двигателей и эксплуатации автомобильного транспорта, важных инженерно-технических разработок, результаты которых используются сегодня во многих отраслях экономики. А совсем недавно по итогам своих исследований он выпустил монографии «Электростатическое распыливание жидких топлив» и «Качество топлива и надежность двигателей внутреннего сгорания», ставшие уже известными среди специалистов.
Акил Умурзакович является наставником нескольких поколений ученых, инженеров и педагогов, которые относятся к своему учителю с огромным уважением, продолжают обращаться к нему за советами и помощью.
Саидахрор Гулямов.
Министр высшего и среднего специального образования, академик.