Домой » Август » Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества в Узбекистане

Основные направления дальнейшего углубления демократических преобразований и формирования основ гражданского общества в Узбекистане

Доклад Президента Ислама Каримова
на IХ сессии Олий Мажлиса
Ассалом алейкум, дорогие соотечественники!
Уважаемые депутаты!
Через несколько дней наша страна, наш народ будет отмечать 11 лет своей независимости.
Чем дальше мы отдаляемся от 1 сентября 1991 года, тем больше стираются в памяти, и это естественно, отдельные события, отдельные детали этой исторической, судьбоносной для всех нас даты.
Вместе с тем с каждым годом нашего независимого развития, оглядываясь на пройденный путь, когда порой за месяц, за год приходилось проходить дорогу, равную многим десятилетиям, есть возможность шире и глубже оценить сделанное и сделать необходимые выводы. Ибо, как говорится, большое, великое видится на расстоянии.
Оценки пройденного и сделанного могут быть различными. Все зависит от того, кто с каких позиций анализирует изменения, происходящие в нашей жизни, как оценивает достигнутое.
Как говорится, можно с ними соглашаться, а можно и нет.
Но в одном, я убежден в этом, абсолютное большинство суждений и выводов является бесспорным. Речь идет о том выборе, который мы сделали 11 лет назад.
Вне всякого сомнения, в той сложнейшей, исторически поворотной ситуации мы выбрали единственно правильный путь.
Мы отказались от тоталитарной, во всех отношениях идеологизированной, не признающей наши национальные традиции системы и выбрали путь строительства открытого демократического и правового государства, формирования социально-ориентированной рыночной экономики.
Мы вступили на путь и сделали выбор, отвечающий вековым чаяниям нашего народа, открывающий для нашей страны, для будущих поколений людей огромные возможности и перспективы. Хотя мы прекрасно осознавали, и в этом мы убеждаемся сегодня, насколько трудно и сложно добиться тех непростых, я бы сказал, великих целей, которые мы поставили перед собой.
Самое главное, что эти цели — построить независимое государство, свободное общество, добиться достойного уровня жизни для нашего народа, проще говоря, жить той жизнью, которой живут в развитых демократических странах — эти цели все более прочно внедряются в сознание людей, занимают все большее место в их практических делах.
В этой связи нельзя не обратить внимание на некоторые достаточно противоречивые заявления и действия, которые имеют место сегодня на постсоветском пространстве, которые свидетельствуют о большой ностальгии по прежним временам.
Противоречивость подходов отдельных государственных, политических и общественных деятелей просматривается в том, что тогда, когда это выгодно, заявляют о себе как об активных борцах против старого коммунистического режима, а когда нужно заработать себе дешевый авторитет, преподносят себя в качестве тех, кто до конца боролся за сохранение бывшего СССР.
Короче говоря, мы не должны забывать сегодня о тех поползновениях и усилиях, направленных на восстановление старой, изжившей себя системы, которой не должно быть возврата назад. Именно поэтому, думаю, уместно сегодня еще раз восстановить в памяти те тяжелые испытания, которые мы пережили на пути становления независимого Узбекистана.
Речь идет о тех трагических событиях, принесших много горя и потерь для наших людей, чрезвычайно опасных планах, которые вынашивали все те, кто, используя непростой период распада старого Союза и первые годы становления нового Узбекистана, готов был повернуть развитие событий в республике в своих собственных интересах.
Все это хорошо помнят многие сидящие в этом зале, должны помнить об этом наши современники, должна помнить об этом и воздать должное наша история.
Кто не помнит кровавые трагические события в мае-июне 1989 г. в Фергане, в феврале-марте 1990 г. в Буке и Паркенте, эти страшные события, которые никогда не изгладятся в нашей с вами памяти; кровавые события в июне 1990 г. в Оше и Узгене; события 8 декабря 1991 г. в Намангане, когда обкуренные наркотиками религиозные экстремисты, захватив здание бывшего облисполкома, ультимативно требовали изменения конституционного строя в стране; или заговор бывших, партийно-советской номенклатуры, подстрекаемых из Центра, их попытка на
7-й сессии бывшего Верховного Совета в октябре 1991 г. свергнуть Президента республики; или беспорядки 16 января 1992 г. в Ташкенте в студенческом городке, в которых участвовали обманутые и подстрекаемые экстремистскими «вождями» молодые люди, наши же дети.
Одним словом, эти и другие подобные действия были, в первую очередь, направлены на то, чтобы взорвать обстановку в Узбекистане, подорвать единство и согласие между людьми, их стремление к свободе и нормальной жизни.
С годами подобные устремления, которые составляли главную целевую задачу этих выступлений, становятся все более очевидными.
Как мы можем забыть те террористические акции — взрывы в Ташкенте в феврале 1999 года, которые принесли смерть, ранения и горе более сотни наших граждан.
Или вторжение на территорию суверенного Узбекистана в летний период 1999, 2000 и 2001 годов бандитских формирований, свивших себе гнездо и прошедших террористическую подготовку в Афганистане, в результате которого погибли десятки наших молодых солдат и офицеров, оставив в сердцах матерей и близких ничем неизгладимое горе.
Все те потери, которые мы понесли за эти годы, все эти испытания и страдания, которые мы пережили, никогда не должны забываться в нашей памяти, должны постоянно напоминать нам о тех опасностях, которые продолжают нам угрожать.
Самое главное — надо помнить и не забывать, какие политические силы, какие экстремистские центры, располагающие огромными финансовыми и военными ресурсами, а также хорошо оснащенными лагерями и полигонами, стоят за этими преступными бандами террористов.
Мы должны помнить и не забывать, что эти силы и центры все еще не могут отказаться от своих преступных далеко идущих планов — остановить историю, использовать наши богатые ресурсы и потенциал в собственных интересах.
Именно поэтому злободневными и актуальными продолжают оставаться имеющие огромное практическое значение целевые задачи, которые мы ставим перед собой, такие, как «Сам защищай свой дом», «За мир и спокойствие надо бороться».
Хотел бы с большим удовлетворением отметить, что решимость нашего государства и общества принять активное участие в объявленной международным сообществом борьбе против международного терроризма приобретает все большее уважение и признание во всем мире.
Дорогие друзья!
Да, пять принципов, которые создали основу нашей модели -так называемой узбекской модели развития, на базе которых осуществлялись реформы, — были признаны и поддержаны нашей общественностью и народом как наиболее приемлемые в тех непростых условиях, когда мы делали первые шаги на пути построения нового, обновленного Узбекистана.
Когда приходилось в срочном порядке решать сложнейшие задачи, получив в наследство от прошлой системы однобоко развивающуюся, гипертрофированную экономику. Когда Узбекистану в составе СССР отводилось место в основном поставщика дешевого сырья, в первую очередь хлопка, золота, драгоценных и стратегических материалов, а все необходимые основные потребительские товары и продукты для людей, в том числе зерно, хлеб, мясо, молоко, преимущественно завозились из-за пределов республики. Не говоря о завозе топлива и нефтепродуктов, которыми богаты недра нашей земли.
Вот в этих тяжелейших условиях приходилось решать многие срочные, не терпящие отлагательств злободневные проблемы -касалось ли это экономической, социальной или политической жизни.
Только курс на возрождение духовных и святых для наших людей религиозных ценностей и опора на лучшие вековые традиции нашего народа дал нам возможность преодолеть большие проблемы и противостояния первых лет нашего становления, не допустить скатывания нашей страны к хаосу и беспределу, чуждым для нас догмам экстремизма и фанатизма.
Огромное значение для обновления мышления наших людей, формирования новых подходов к реформированию страны, укрепления в нашем обществе толерантности, межнациональной и межконфессиональной терпимости имеет проводимая с первых дней независимости четкая и понятная для всех политика, направленная на отказ от старых, устаревших идеологических догм и внедрение в сознание людей идей и принципов национальной независимости и духовного обновления.
Только переломив негативные тенденции в экономической, социальной сфере и избежав резкого ухудшения уровня жизни людей, обеспечив социальную защищенность наиболее уязвимых слоев и групп населения, удалось избежать социальных потрясений.
Сегодня у нас есть все основания заявить, что выбранная нами модель и основные принципы развития, которых мы придерживались не только в экономике, но и в политическом обновлении нашего общества, себя полностью оправдали.
Мало того, отдельные из них — такие, как верховенство закона, поэтапный путь развития, сильная социальная политика — будут иметь жизненно важное значение и для последующих периодов развития нашей страны.
Уважаемые депутаты!
На протяжении всего периода независимого развития Узбекистана мы отдавали себе отчет в том, что без глубоких демократических преобразований в обществе реформы в стране не могут быть успешными. Более того, необходимость либерализации и демократизации все острее ощущается по мере повышения интенсивности и масштабов проводимых в стране преобразований. Именно поэтому на 14-й сессии Олий Мажлиса первого созыва и 1-й сессии Олий Мажлиса второго созыва в 2000 г. был принят стратегический курс на либерализацию политической, экономической, правовой и духовной сфер.
За истекший период осуществлены конкретные меры по укреплению законодательной базы либерализации важнейших сторон нашей жизни, должному обеспечению необходимых гарантий в области прав и свобод граждан, демократизации государственного устройства, углублению рыночных реформ, защите частной собственности и интересов предпринимателей, среднего и малого бизнеса. Принят ряд новых законов и внесены изменения во многие законодательные акты, регулирующие отношения в этих областях; в новой редакции приняты уголовный, уголовно-процессуальный и другие кодексы.
Пересмотрены многие законодательные нормы, направленные на усиление общественного контроля за деятельностью прокуратуры, ограничение отдельных ее полномочий и передачу их в компетенцию судебных органов.
Разрабатываются и предпринимаются шаги, нацеленные на дальнейшее развитие и укрепление национальной системы мониторинга соблюдения прав человека.
Особо следует подчеркнуть серьезные подвижки, которые сделаны не только в законодательной области, но и в правоприменительной практике, деятельности судебных органов, прокуратуры, в области коренного пересмотра системы наказания.
Меры, предпринятые в рамках судебно-правовой реформы, принятие законов о судах, о прокуратуре, об исполнении судебных актов, о специализации судов по уголовным и гражданским делам должны обеспечить повышение качества и оперативности отправления правосудия. Эти меры должны обеспечить реальное равенство и состязательность сторон на всех без исключения стадиях уголовного и гражданского судопроизводства, значительное смягчение наказаний за совершенные преступления, особенно в экономической сфере.
По сути дела, без всякого преувеличения можно сказать, что предпринят новый шаг в укреплении третьей — судебной — ветви власти, усилении ее независимости, самостоятельности и, прежде всего, в том, чтобы примат наказания уступил место примату защиты прав человека.
Подводя итоги истекшему периоду нашей истории, мы не можем не отметить наши достижения во внешней политике, не сказать о том признании, которым пользуется сегодня Узбекистан на международной арене.
Без всякого преувеличения можно утверждать, что наша страна приобрела за исторически короткий срок свое место, если хотите, свой самостоятельный голос в мировом сообществе.
При этом мы отдаем себе отчет в том, что это признание и растущий авторитет Узбекистана в мире — это не только результат глубоко продуманного и всесторонне взвешенного, твердого и независимого внешнеполитического курса, проводимого нашей страной с первых дней независимости. Это результат не только осуществления известных инициатив нашего государства по стабилизации и укреплению безопасности в регионе, но и признание международным сообществом тех позитивных серьезных изменений, которые имеют место в осуществлении в стране демократических и рыночных реформ.
Важнейшим шагом в политической жизни Узбекистана стал проведенный в январе сего года общенародный референдум. Проведение референдума и его итоги стали важной вехой в развитии нашей государственности и демократического обновления общества. Итоги референдума — это еще одно весомое подтверждение той поддержки, которая оказывается нашей общественностью и населением проводимому в стране курсу реформ.
Все это ясное и конкретное подтверждение происходящих в нашей стране перемен на пути достижения цели и задачи, которые мы поставили перед собой — строительство демократического и процветающего Узбекистана.
Сегодня можно сказать уверенно — реформы в Узбекистане приобрели необратимый характер. Их уже нельзя повернуть назад. Самое главное, самое важное, изменился человек, живущий в нашей стране, меняется его менталитет, его отношение к жизни, ко всему, что происходит вокруг него.
Кардинально меняются те общественные отношения, которые формируют его сознание, его жизнь. С каждым днем растет роль и влияние собственника, предпринимателя, владельца малого и среднего бизнеса. Это, по сути дела, новый класс собственников, которых мы называем средним классом, который призван стать становым хребтом не только экономической, но и политической стабильности в стране, ее развития и процветания.
Дорогие соотечественники!
Мы прекрасно понимаем, что жизнь не стоит на месте. Мы видим, с какой быстротой меняется ситуация вокруг нас, обновляются многие ценности, меняется сама жизнь не только в нашем регионе, но и в глобальном масштабе.
ХХI век — это век стремительных скоростей, век информации и информационных технологий, когда основными факторами человеческого развития становятся интеллектуальные ресурсы, высокие технологии и современные знания.
Это век, когда на мировую арену выступают новые вызовы и угрозы безопасности, такие, как международный терроризм и экстремизм, организованная преступность, наркотики и нарко-трафик.
Мы отчетливо видим и осознаем, как и на какой почве возникают сегодня эти угрозы и вызовы, какую большую опасность они несут для жизни и спокойствия не только нашего народа, но и всего человечества.
Все это лишний раз подтверждает простую истину, что каждое государство, стремящееся занять достойное место в мировом сообществе, обеспечить мир и благополучие своего народа, должно иметь четкую, ясную, глубоко продуманную программу действий, в полной мере отвечающую требованиям и вызовам современного мира.
Говоря совсем просто, — каждый этап в поступательном развитии отдельного государства и общества требует учета тех условий и требований, которые выдвигает сама жизнь на современном этапе развития.
Иначе говоря: каждый этап — это новые проблемы, значит, и новые задачи по их преодолению.
Таковы законы жизни, и мы не можем, не имеем права их игнорировать.
Думаю, сегодня нет необходимости доказывать, что мы с вами, поставив перед собой цель построить новое общество, добиться тех же стандартов жизни, каких достигли самые развитые демократические страны Америки, Европы и Азии, — мы прошли на этом пути достаточно большой, но только начальный этап.
Сегодня нет необходимости никого убеждать в том, что, начав этот путь, поставив перед собой сложнейшие, но вполне выполнимые задачи, мы непременно должны, просто обязаны идти, не останавливаясь, вперед, выйти на новые рубежи для обеспечения блага и благополучия нашего народа.
Важнейшая наша задача сегодня — это еще раз критически оценить все, что достигнуто за истекший период, и сделать необходимые выводы.
Наша важнейшая задача сегодня — поднять на качественно новый уровень реформы по демократизации и модернизации нашей страны, нашего общества, сохранив при этом их преемственность и последовательность, их транспарентность и предсказуемость.
Что мы должны положить в основу этой программы, какие цели и задачи должны стать для нас приоритетными?
Основным, главным приоритетом должен оставаться приоритет независимости. Приоритет независимого развития — это прежде всего наше право распоряжаться своей судьбой, строить свое будущее, распоряжаться богатствами страны исходя прежде всего из интересов своего народа.
Независимость для нас — это жить, опираясь на те святые духовные ценности и традиции, которые мы должны бережно оберегать и передавать последующим поколениям.
Вместе с тем это безусловное соблюдение и выполнение взятых на себя международных обязательств, строгое следование требованиям Устава ООН и общепринятых норм международного права. Это стремление жить в дружбе, сотрудничестве с ближними и дальними соседями. Это то достойное место в мировом сообществе, которого мы должны добиваться для себя.
Именно такое понимание независимого развития мы должны положить в основу всех проводимых реформ по политическому обустройству страны, реформированию, модернизации экономики, духовному обновлению общества.
Второй приоритет. Это обеспечение безопасности и стабильности в стране, территориальной целостности, неприкосновенности ее границ, мира и спокойствия наших граждан. Ибо только сохранив стабильность и согласие в стране, можно говорить о прогрессе и развитии.
Это мобилизация сил для последовательной борьбы с любыми проявлениями экстремизма и радикализма, борьбы с международным терроризмом и наркобизнесом.
Это укрепление межнационального, межконфессионального и гражданского согласия в стране. Обеспечение спокойной и благополучной жизни всех людей независимо от их национальности, веры и убеждений, живущих в нашем едином доме — Узбекистане, должно стать главным смыслом нашей работы.
При этом мы должны отдавать себе отчет в том, что в вопросах обеспечения безопасности страны, наряду с предупреждением и пресечением внешних угроз, надо самое серьезное внимание уделять и проблемам внутренней безопасности, имея ввиду отказ и преодоление тех пороков и предрассудков, которые остались нам от прошлого, обеспечить борьбу с коррупцией, проявлениями национализма, местничества и клановости и др. и, конечно, продолжить и углубить реформы по либерализации нашего общества.
Третий приоритет. Это дальнейшее углубление рыночных реформ и создание мощной рыночной инфраструктуры, реализация принципов свободной экономики как важнейшего условия для формирования стабильной, сбалансированной и устойчивой экономики.
Это укрепление позиций частного сектора, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса и предпринимательства, которое должно занять ведущее место в производстве ВВП, стать основным источником дохода граждан и базой для формирования класса собственников.
Это дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности и валютного рынка, обеспечение текущей конвертации и всемерное укрепление курса национальной валюты.
Это привлечение иностранных, в первую очередь, частных инвестиций, создание для этого необходимого инвестиционного климата и гарантий для инвесторов как важнейшего условия обеспечения структурных преобразований нашей экономики и модернизации производства, роста экспорта и обеспечения импортозамещения. Направление внешних и внутренних инвестиций в первую очередь в ведущие отрасли экономики, которые должны стать локомотивами для обновления всей экономики и стабильного роста золотовалютных ресурсов.
Для достижения поставленных целей необходимо существенно укрепить наше сотрудничество с международными финансовыми структурами, обеспечить дальнейшую интеграцию в мировую экономику и формирование условий для вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию.
Четвертый и, очевидно, один из важнейших приоритетов дальнейшего развития и качественного обновления нашего общества — это реализация не на словах, не на бумаге, а в практической жизни демократических принципов, обеспечивающих необходимые гарантии прав и свобод граждан, свободы слова и средств информации, а также гласности, прозрачности проводимых в обществе реформ.
Ускоренное развитие информационной сферы, обеспечение либерализации средств массовой информации (печати, телевидения, радио) должно составить обязательную составляющую процессов формирования основ гражданского общества.
Говоря коротко — средства массовой информации должны на деле превратиться в «четвертую власть».
Следует подчеркнуть, что многое уже делается в этом направлении, но это нельзя соразмерить с тем, что предстоит еще сделать.
Говоря обо всем этом, нельзя не остановиться на некоторых вопросах средств информации.
Иногда создается впечатление, что наша печать, многие годы привыкшая работать в условиях идеологического и административного надзора и контроля, похоже, очень трудно избавляется прежде всего психологически от такого настроя. И в новых для себя условиях порой все еще ждет, когда сверху ей укажут, что можно, а что нельзя делать.
Думаю, истинно демократическая пресса не может и не должна жить по подсказке, а жить в реальном измерении, поднимать острые проблемы социально-экономической и политической жизни, выносить на обсуждение общественности все то, что волнует людей, давать критическую и вместе с тем объективную оценку принимаемым решениям и деятельности властных и управленческих структур.
Надо сказать, что в республике сегодня ощущается острая потребность в квалифицированных журналистах, настоящих профессионалах своего дела, способных глубоко разбираться и анализировать сложнейшие вопросы и реалии общественно-политической жизни в стране и за ее пределами.
Гарантия свободы печати — в развитии рыночных отношений, развитии конкуренции в информационной сфере. Сегодня у средств массовой информации появляется реальный и широкий выбор экономических партнеров, возможность обеспечить экономическую самостоятельность, самодостаточность и безбедное существование, что является основным фактором их независимости и свободы.
Государство должно обеспечить все необходимые условия для честной конкуренции в информационном пространстве всех его участников, независимо от формы собственности, тиража, охвата, тематической направленности информационного органа. В этом — залог реальной демократизации в обществе.
Думаю, настало время рассмотреть вопрос о принятии закона «Об основах экономических отношений в сфере СМИ», который, кроме всего прочего, мог бы обеспечить эффективную защиту независимых изданий от влияния недобросовестных чиновников, естественных монополий, спонсоров, рекламодателей, распро-странителей, издателей и т.д. Существенно укрепил бы правовые основы деятельности СМИ закон «О телерадиовещании».
Обеспечение гласности и прозрачности также тесно связано с проблемой неразвитости механизмов изучения общественного мнения.
Общественное мнение является барометром состояния гражданского общества. Приходится констатировать, что сегодня ни формирование, ни изучение общественного мнения не стали еще повседневным атрибутом политической жизни страны.
И еще один важный вопрос.
Нам всем необходимо однозначно уяснить для себя, что дальнейшая демократизация нашего общества и формирование гражданских институтов непо-средственно связаны с ростом политической активности населения, его активным участием в политической, общественной и государственной жизни страны.
Этому должны способствовать, в первую очередь, выход из состояния аморфности, и это надо признать, политических партий и движений, формирование по опыту развитых демократических стран подлинной многопартийной системы и демократического парламентаризма, признанной демократической оппозиции.
Убежден, что переход на двухпалатную систему выборов в парламент и избрание в нижнюю палату законодателей в основном по партийным спискам даст мощный импульс политической активизации нашего общества. Этому же будет способствовать пересмотр положений Закона о выборах.
Пятый приоритет и важнейшее условие формирования гражданского общества — это усиление роли и значения в жизни общества негосударственных и общественных институтов. Это реализация на деле принципа «От сильного государства — к сильному обществу». Это поэтапное и постепенное уменьшение роли государственных структур в решении многих задач, связанных, в первую очередь, с социально-экономическими процессами, и передача этих функций общественным организациям.
Необходимо ограничить вмешательство государства в экономической сфере и сфере деятельности хозяйствующих структур, в первую очередь, частного сектора. Возникает вопрос: в таких ситуациях какова должна быть роль государственных структур?
Роль государства должна быть направлена, в первую очередь, на определение стратегических приоритетов в развитии экономики, обеспечение безусловного выполнения всеми принятых законов, правовых норм, стимулирование инициативы и предпринимательства, создание необходимых и равных условий для конкуренции субъектов хозяйствования.
Важное значение приобретает усиление роли общественного контроля за реализацией законов и тех норм, которые принимаются и действуют в стране, и, разумеется, за деятельностью органов государственной власти в стране. Мы должны руководствоваться принципом «Справедливость — в неуклонной реализации буквы закона». У нас нет другого пути. Чем больше мы будем укреплять контролирующие функции государства, создавать дополнительные государственные надзирающие структуры и органы, тем больше будет расти произвол чиновников и коррупция. Потому у нас нет другого выхода, другой альтернативы — мы должны всемерно усиливать общественный контроль, контроль общества за деятельностью государства, в том числе за деятельностью его силовых структур.
Необходимо обеспечить постепенную, поэтапную передачу функций, полномочий центральных и высших органов государственного управления нижестоящим структурам государственной власти, органам самоуправления граждан.
По сути дела, мы давно идем по этому пути. Уже сейчас региональные бюджеты составляют 56% доходной части и 52% — расходной части бюджета страны. Таким образом, большая часть расходной и доходной части государственного бюджета контролируется регионами. А ведь все вопросы управления решаются через финансы. И здесь очень важно, чтобы этот процесс развивался и укреплялся, приобретал конкретные, эффективные механизмы и формы.
В центре нашего внимания постоянно должны находиться вопросы укрепления и развития органов самоуправления граждан — института махалли и различных общественных объединений, организаций граждан.
В этой связи представляется важным внести необходимые изменения в Закон «Об общественных объединениях», проработать вопрос о принятии законов «Об общественных фондах», «О союзах и ассоциациях негосударственных некоммерческих организаций», «О благотворительной деятельности».
Шестой приоритет — это судебно-правовая реформа. Важнейшей задачей здесь остается обеспечение не на словах, а на деле независимости и действенности судебно-правовой системы. Закон только тогда получает реализацию и верховенство, когда обеспечивается независимость судов. Нельзя забывать — там, где не обеспечивается независимость судей, там нарушается, как правило, закон, там нет и не может быть справедливости.
Только при соблюдении принципа верховенства закона, обеспечения соблюдения и защиты прав и свобод человека возможно развитие гражданского общества. Эти принципы закреплены в Конституции, но на практике — и мы этого не скрываем — они реализуются не в полной мере. И одной из основных причин здесь является недостаточная эффективность судебной власти.
Поэтому глубокое изучение опыта развитых демократических стран по обновлению и либерализации юридических правовых норм и совершенствование организационных форм деятельности судебных органов продолжает оставаться актуальной задачей.
Требует особого внимания проблема взаимоотношений судебной власти и средств массовой информации. Такие широкомасштабные преобразования, как судебно-правовая реформа, нуждаются в информационном обеспечении и поддержке со стороны СМИ. Именно они могут и призваны влиять на общественное мнение, воздействовать на правосознание граждан, формирование правовой культуры населения. От того, как люди воспримут заложенные в основу реформы идеи и в какой мере их поддержит население, в определяющей мере зависит конечный результат осуществляемых преобразований.
Обеспечению доступа к правосудию способствовало бы дальнейшее упрощение предварительных процедур принятия исковых заявлений или жалоб граждан, порядка их рассмотрения.
Седьмой приоритет — это человеческий фактор, это человече-ские измерения, которые определяют в конечном итоге главную направленность и результативность всех проводимых реформ.
Это осуществление на деле сильной социальной политики с учетом демографических и других специфических национальных особенностей населения.
Думаю, нет необходимости доказывать, что постоянное внимание со стороны государства развитию социальной инфраструктуры, сфере образования и здравоохранения, совершенствованию пенсионного дела, защите населения от экологических бед должно всемерно усиливаться.
Мы не должны забывать простую истину — там, где в кишлаке, городе, области есть постоянное внимание социальному сектору, там, можем быть уверены, что получим признательность людей, их поддержку проводимой политики.
Важнейшей составляющей формирования основ гражданского общества является постоянная работа в сфере просвещения и духовности, постоянного совершенствования личности.
Это должно превратиться в постоянный императив, принцип, основу развития общества и представлять собой целостную систему действий, важнейшее место в которой должны занять: Духовность — Нравственность — Просвещенность. Эти три ценности всегда были наиболее почитаемыми в нашем народе. И наша религия, и вся философия Востока возвеличивала эти ценности, рассматривала их в качестве важнейшего условия общественного развития. Демократия, гражданское общество, обеспечение прав и свобод человека возможны только тогда, когда человек просвещен, когда он не просто потребитель благ демократии, а активный их созидатель и защитник — только в этом случае он становится гражданином в полном смысле этого слова.
Наш великий предок Абу Наср аль-Фаробий в своем произведении «Город мудрецов» утверждал, что только образованным обществам, которые находятся на высоком уровне развития знания, науки, нравственности, просвещения, суждено достичь эффективного социального прогресса.
Дорогие друзья!
Все эти принципы, приоритеты, как вы сами видите, являются логическим и объективным продолжением той последовательной политики по обновлению и модернизации нашего общественного и государственного устройства, которая осуществлялась последовательно с первых же дней независимости. По сути дела, это продолжение на новом уровне тех же пяти принципов социально-экономического, политического развития — продолжение того, что мы называем узбекской моделью.
Вместе с тем, эти приоритеты являются ответом на те вызовы и угрозы безопасности в стремительно меняющемся мире, на которые мы должны найти достойные ответы для того, чтобы добиться главной нашей цели: жить достойно — так, как живут в цивилизованных, развитых демократических странах, обеспечить мир и спокойствие на нашей земле, прогресс страны, благополучие и благосостояние нашего народа.
Уважаемые депутаты!
Сегодня я хотел бы более подробно остановиться на вопросах, связанных с осуществлением в нашей стране реформы Вооруженных Сил.
Создание небольших по численности, мобильных, оснащенных современным оружием и техникой, отвечающих современным требованиям хорошо обученных Вооруженных Сил, способных защитить границы и территориальную целостность страны, мир и спокойствие нашего народа, является одной из важнейших задач строительства будущего обновленного Узбекистана.
Ни для кого не должно быть секретом, что реформы по формированию практически новой профессиональной в своей основе армии вот уже несколько лет находятся в центре нашего внимания.
Главной нашей целью является создание действительно профессиональных Вооруженных Сил, служба в которых для военнослужащих стала бы исполнением, реализацией своих профессиональных знаний и опыта так же, как для специалиста-агронома реализация своих способностей в сельском хозяйстве, инженера — в промышленности и строительстве и т.д. Правда, надо это сказать, военная служба требует от человека больших, чем у других профессий, мужества, стойкости и самоотверженности, верности данной клятве и долгу перед своей Родиной.
Служба в армии должна стать для каждого молодого человека, для каждого гражданина нашей страны не просто исполнением своего Конституционного долга, но и престижным для него делом, осознанным, продуманным выбором своего места в обществе, в жизни.
И соответственно тому, насколько трудна и опасна эта служба, насколько она ответственна и нужна государству и обществу — соответственно военная служба должна оплачиваться, вознаграждаться, быть окружена почетом и вниманием. В этом мы видим основной смысл и суть нашей государственной политики в области военного строительства.
Мы должны построить армию, которая по опыту самых развитых стран мира строилась бы на контрактной основе, то есть на основе договора каждого военнослужащего с государством. Договора, где, с одной стороны, четко были бы определены и закреплены все условия прохождения службы, оплаты труда, перспективы служебного роста военнослужащих, социальной защищенности их семей и другие условия, а с другой — те обязательства, которые берет на себя перед страной каждый военнослужащий, независимо от его звания или должности.
Разумеется, я не могу с этой трибуны по известным причинам говорить во всех подробностях о задачах, которые решаются и будут решаться в ходе реформирования Вооруженных Сил.
Тем не менее, необходимо отметить, что за последние 3-4 года проведена огромная по своим масштабам и значению целенаправленная работа по модернизации наших Вооруженных Сил, которые в соответствии с Оборонной доктриной включают в себя подразделения Министерства обороны, пограничных войск, специальные подразделения МВД и СНБ, воинские формирования других ведомств.
Реформирование наших Вооруженных Сил осуществляется с учетом глубокого анализа современных вызовов и угроз безопасности страны, направленности, характера и содержания возможных боевых операций, а также с учетом особенностей театра военных действий Центральноазиатского региона.
В целях проведения единой государственной политики в области обороны и военного строительства, обеспечения эффективного гражданского контроля за Вооруженными Силами на основе глубокого изучения опыта развитых демократических государств в этой области пересмотрены задачи и функции Министерства обороны и других силовых структур республики.
Вам хорошо известно, что вот уже два года министром обороны Республики Узбекистан является гражданское лицо. Введена принципиально новая единая система управления войсками, расположенными на территории страны, независимо от их ведомственной принадлежности. Создан Объединенный штаб Вооруженных Сил, который является единым командным органом по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности Республики Узбекистан.
Обеспечивается тесное взаимодействие и эффективная система управления всех видов и родов войск, совершенствуется интегрированная система обеспечения военной безопасности страны, что дает возможность обеспечить необходимый уровень обороноспособности государства при ощутимой экономии материальных и финансовых средств.
С учетом особенностей территории, характера и содержания возможных боевых действий в современной войне и в целях обеспечения безопасности и надежной защиты территориальной целостности страны на важнейших операционных направлениях созданы военные округа как основные военно-административные единицы.
Внедряется принципиально новая структура организации Вооруженных Сил, пересмотрены организационно-штатные структуры, положения и характеристики первичных боевых подразделений и их назначение, формируются по опыту наиболее развитых стран подразделения сил специальных операций.
Используются абсолютно новые формы подготовки военно-служащих — сержантские школы, центры подготовки, основанные на использовании компьютерных технологий, методов моделирования и симуляции, других современных форм обучения.
В конечном итоге мы создали и внедряем свою модель строительства Вооруженных Сил, при которой меняются их роль и место в системе государственного устройства и обеспечения безопасности территории и неприкосновенности наших границ.
Как результат, заметно меняется отношение людей к Вооруженным Силам. В общественном сознании они все больше рассматриваются как плоть от плоти народа, как одна из важнейших составляющих нашей национальной государственности и независимости, как объект нашей всеобщей гордости.
Думаю, нет необходимости доказывать, что реформирование и формирование качественно новой армии — это не разовый, одномоментный процесс. Это непрерывный процесс, такой же, как развитие и обновление государственной системы. Процесс реформирования наших вооруженных сил ставит новые вопросы и проблемы. Их надо решать. На некоторых из них я хотел бы остановиться.
Первое. Контрактная служба сама по себе ставит перед нами острые вопросы. В частности, из кого будут набираться контрактники? Ответ очевиден — из тех, кто уже прошел срочную военную подготовку, получил закалку, образно говоря, уже «понюхал пороху». Действительно, в любой профессиональной армии, любой армии, которая строится на контрактной основе, контракт подписывается с лицом, имеющим военную подготовку, профессионально подготовленным военным специалистом. Короче говоря, контингент, прошедший военную подготовку, — это та база, на которой строится любая профессиональная армия.
Если, к тому же, учесть, что в милицию, правоохранительные органы сегодня, как правило, принимают людей, которые прошли армейскую школу, это еще острее ставит вопрос о необходимости иметь достаточный контингент, прошедший военную выучку. При этом абсолютно нелишне иметь в виду необходимость соответствующего резерва на непредвиденные случаи обострения обстановки на наших границах и в регионе.
Вопрос о необходимости иметь подготовленный и прошедший военное обучение контингент приобретает принципиальное значение.
Следующий важный вопрос. Вам хорошо известно, что так называемый призывной контингент, то есть те, кто по состоянию здоровья и другим качествам подлежит призыву на срочную службу, во много раз, можно сказать, в 3-4 раза превышает то количество молодых людей, которые ежегодно (два раза в год) призываются на военную службу.
И здесь — это ни для кого не секрет — создается благоприятная обстановка для субъективизма, а точнее сказать, создаются условия для нарушения законов.
Одним словом, создается ситуация, когда руководители районных отделов по делам обороны и призывные комиссии оказываются в положении, когда они сами решают, кого призывать, а кому дать возможность отсрочки или уклонения от призыва, а зачастую — просто откупиться.
Как показывают результаты недавно специально проведенных проверок на местах, в вопросах организации альтернативной службы и ее прохождения имеют место большие нарушения действующего законодательства.
Почти треть служащих альтернативной службы, призванных весной 2002 года в Ферганской, Андижанской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Хорезмской областях и г. Ташкенте, будучи абсолютно здоровыми, что засвидетельствовала и приписная комиссия, позднее во время призыва были необоснованно отнесены к ограниченно годным и направлены на альтернативную службу.
Нередки случаи, когда призывниками представляются фиктивные, поддельные документы, дающие право на прохождение альтернативной службы. Имеются многочисленные факты, когда проходящие альтернативную службу лишь формально числятся на соответствующих предприятиях и в организациях, куда их направили служить, представляя в отделы альтернативной службы Минобороны фиктивные справки.
Такое положение дел обязывает нас коренным образом пересмотреть систему альтернативной службы, принять решительные меры по искоренению всех этих негативных фактов, имеющих место при призыве на военную службу. Надо еще раз вернуться к принятым еще в 1992 году законам «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» и «Об альтернативной службе» и коренным образом их пересмотреть. Сформировать такую систему и такой механизм призыва в армию, который, в первую очередь, исключал бы всякие нарушения закона.
О необходимости изменения системы призыва, прохождения службы говорит и опыт передовых стран, который необходимо внимательно проанализировать и использовать все самое лучшее, передовое и приемлемое для нас.
Но сегодня, пользуясь этой трибуной, я хотел бы обратить ваше внимание на один из важнейших аспектов той реформы, которую мы осуществляем в Вооруженных Силах, — как сделать так, чтобы служба в армии действительно стала престижным делом, как сделать так, чтобы от армии не уклонялись, а наоборот, стремились встать в ее ряды. Как сделать так, чтобы в армию отбирались наиболее достойные представители молодого поколения, вступающего сегодня в жизнь.
Для достижения всех этих целей я предлагаю уменьшить срок срочной службы в Вооруженных Силах с 18 до 12 месяцев.
Хочу привести наиболее важные доводы, которые положены в основу этого предложения.
Первый довод. Как показывает опыт передовых стран, 12 месяцев вполне достаточно, чтобы молодой человек прошел полную выучку: зимнюю, летнюю, осеннюю подготовку и получил навыки обращения с самым современным оружием, навыки ведения боевых действий. И самое главное, при этом он получит должную армейскую закалку и выучку. Этого времени вполне достаточно, и об этом говорит пример таких стран, как Германия, Дания, Испания, Норвегия, Польша, Австрия, где служба в армии не превышает 12 месяцев.
Второй довод. 12 месяцев это не 18, и этим все сказано. Одно дело, когда сын возвращается из армии через полтора года, другое дело, когда он возвращается домой сразу по истечении года. Само собой разумеется, что в этих условиях молодой человек с большим желанием будет стремиться в армию. Это очень важно.
Третий довод. Новые, более короткие сроки прохождения обязательной срочной службы вполне достаточны, чтобы молодой человек определил и избрал для себя дорогу в жизни — ту профессию, в которой он может себя больше и полнее проявить: то ли это будет гражданская, то ли это будет военная служба.
Четвертый довод. Немаловажное значение имеет сам факт, что сокращением сроков службы размывается разница, разрыв между понятиями «старослужащие» и «новобранцы», устанавливаются более здоровые, нормальные отношения в солдатском коллективе.
И еще один вопрос — об альтернативной службе. Сама жизнь требует сегодня пересмотра положений об альтернативной службе. По крайней мере, в том виде, в каком она у нас практикуется, она себя практически не оправдывает. Это надо признать честно.
В этой связи представляется целесообразным создать специальную комиссию из числа военных и гражданских экспертов, которые бы выработали новую концепцию призыва в Вооруженные Силы, прохождения срочной военной службы.
В этой концепции необходимо учесть, в первую очередь, то, как решаются вышеуказанные задачи в тех странах, чей опыт может стать для нас примером.
Надо учесть предложения тех наших ветеранов, которые в самые трудные периоды нашей истории служили в Вооруженных Силах, имеют богатый командирский и солдатский опыт.
Надо учесть и предложения тех наших сыновей, которые совсем недавно отслужили или сегодня еще служат в рядах Вооруженных Сил Узбекистана.
Одновременно с этим, этой же комиссии следует поручить разработку концепции введения в Узбекистане института резерви-стов Вооруженных Сил. В концепции на основе глубокого изучения опыта развитых стран, где эффективно функционирует служба резервистов, должны быть определены статус, задачи, принципы комплектования формирований резервистов, механизмы их эффективного использования в обеспечении обороноспособности страны как в мирное, так и в военное время.
Эти концепции после их глубокой проработки должны быть положены в основу при пересмотре уже принятых законов или при необходимости новых законопроектов, связанных с военной службой.
Думаю, все это можно и нужно провести в достаточно короткие сроки.
Дорогие соотечественники!
Хотел бы повторить еще раз. За истекший сравнительно короткий период независимого развития Узбекистана мы прошли непростой, спрессованный по времени и наполненный серьезными испытаниями, сложнейший, но славный этап своей многовековой истории.
Самое важное, самое главное — наш народ сумел доказать всему миру свою стойкость и терпение, свою мудрость и широту души, свое огромное трудолюбие и созидательные возможности, свою способность, опираясь, в первую очередь, на собственные силы и потенциал, целеустремленно идти к поставленной цели.
Впереди новые задачи.
Те важнейшие задачи, принципы и приоритеты, о которых говорилось выше, и об этом надо сказать откровенно, не являются каким-то новым открытием для нашей общественности, для нашего народа. Все это ни что иное, как системное изложение, воедино собранная и взаимосвязанная программа целей и задач, реализации которых требует сама логика и последовательность осуществляемых с первых дней независимости демократических и рыночных реформ в нашей стране.
Это по сути всесторонне взвешенная, глубоко продуманная, ясная и четкая программа нашего движения вперед по пути обновления и процветания Узбекистана.
Все зависит сегодня прежде всего от нас самих, от нашей целеустремленности, настойчивости и трудолюбия, от того, как каждый из нас на своем месте выполняет свой долг перед своей Родиной.
Пользуясь этой возможностью, я хотел бы обратить ваше внимание на следующее.
То, что мы строим сегодня — новую жизнь, новое общество -мы строим прежде всего для себя и для своих детей — тех, кто продолжит начатое нами дело.
Вне всякого сомнения, учитывая то внимание, те сокровенные желания и надежды, которые мы возлагаем на будущее поколение, каждый из нас хотел бы, я убежден в этом, чтобы наши дети с такой же гордостью и уважением говорили о нас, о своих родителях.
Так будем же достойны этого, сделаем все, что от нас зависит, чтобы нами гордились наши дети.
Хочу от всей души поздравить всех вас с 11-летием независимости Узбекистана.
Пожелать крепкого здоровья, удачи в делах, благополучия и достатка вашему дому.