Домой » Бизнес » «ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА» ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ВЫСТАВКИ

«ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА» ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ВЫСТАВКИ

Первое впечатление от прошедшей в павильоне «Ирригация» Узэкспоцентра Министерства внешнеэкономических связей республики традиционной выставки-презентации продукции предприятий — субъектов частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, а также мини-технологий и компактного оборудования для организации малых производств «МСБ-2002» — ее явная ограниченность. Это подтвердил и скромный пятистраничный каталог участников, в котором к тому же примерно десятую часть занимали печатные издания: издательских домов «Мир экономики и права», «Тасвир», журнала «Экономическое обозрение», издательской компании редакции журнала «M-Politan» и так далее, а также центры развития предпринимательства. В общем же список принявших участие в выставке предпринимателей составлял порядка 60 с довольно низким количеством непосредственно товаропроизводителей.
Учитывая предполагаемые возможности малого и среднего бизнеса, а в официальной статистике чаще всего фигурирует цифра от 150 до 178 тысяч таких предприятий, и откинув две трети на «купи-продай», получим порядка 50 тысяч. Нехитрым приемом деления обнаруживаем, что в выставке-ярмарке «МСБ-2002» приняла участие примерно тысячная часть предпринимательского сектора республики.
Причины сужения «шагреневой кожи» предпринимательско-выставочной деятельности лежат, что называется, на поверхности. Первая находится в финансовой плоскости — необходимости вносить определенную, и немалую, плату за выставочную площадь. Что касается второй, то она заключается в элементарной неосведомленности предпринимательского корпуса о предстоящих событиях деловой жизни. По-видимому, прямой рекламы в СМИ для привлечения внимания бизнесменов к той или иной выставке явно недостаточно.
Такого же мнения придерживается и руководитель известной в республике частной фирмы «ПГС» Полянте Грамитонович Свешников. Дело значительно выиграло бы, считает он, подключись к его организации на местах хокимияты всех рангов. Тем более что на таких мероприятиях предприниматели получают возможность не только показать товар лицом и заключить взаимовыгодные контракты, но и обменяться опытом. А это в сложном мире современного бизнеса дорогого стоит.
Я побеседовала с некоторыми товаропроизводителями, продукция которых была представлена на выставке-ярмарке «МСБ-2002».
Большую часть стенда ОАО «Джизакпластмасса» занимали пластмассовые ведра, тазы и прочие предметы хозяйственного обихода, относимые к разряду товаров народного потребления.
На отдельном столике скромно лежали рулоны полиэтиленовой пленки — традиционная продукция акционерного общества, производимая по госзаказу. Начальник отдела маркетинга ОАО «Джизакпластмасса» Содик Бобоев сообщил, что предприятие в период подпленочного сева обеспечивает все хлопководческие ширкаты и фермеров республики, за исключением Андижанской области, необходимой им пленкой. Сырье для ее производства — линейный полиэтилен в гранулах — закупается в Южной Корее. Пик производства приходится на декабрь — март, когда на работу набирается дополнительно 350 — 400 рабочих. К началу нынешнего сезона земледельцам было отправлено пленки на шесть миллиардов сумов. Предприятие получило за труд один миллиард, остальные деньги поступят после сбора урожая осенью. Пока же акционерному обществу, оказавшемуся в незавидном финансовом положении, для поддержания производственного тонуса приходится прибегать к банковским кредитам.
Чтобы свести концы с концами, предприятие стало перерабатывать вторичное сырье — единожды использованный полиэтилен с последующим использованием в производстве ТНП.
Большие надежды здесь связывают с началом работы Шуртанского газохимического комплекса, с которым «Джизакпластмасса» заключила договор на поставку 15 тысяч тонн сырья еще в 2000 году.
ОАО «Джизакпластмасса» входит в перечень предприятий, подлежащих в рамках правительственного постановления продаже иностранным инвесторам целиком. Но инвесторов отпугивает огромная территория в 24 гектара, которую занимают производственные площади и связанное с этим налогообложение на землю и другие налоги.
Любопытную информацию довелось услышать от директора узбекско-американского СП DOZ-TUR LTD Закира Турсунбаева. Предприятие, расположенное в Зангиатинском районе Ташкентской области, работает на рынке Узбекистана с 1996 года. Производит водочные изделия совместно с американской компанией «Дозорцев и сыновья». Наиболее известная его продукция — водка «Звезда Востока». Для состоятельных слоев населения производится «Кремлевская» водка. Она изготавливается на основе самого лучшего узбекского спирта «Экстра» и проходит тройную очистку. Но и цена там — соответственная. Со временем, с приобретением соответствующих технологий, здесь намерены очищать хорошую водку молоком. Продукция СП реализуется в основном в супермаркетах.
На вопрос о прибыльности этой, казалось бы, нехлопотной и непортящейся продукции Закир Турсунбаев скептически улыбнулся.
— Это миф, который нетрудно развеять. Кто имеет баснословные прибыли — так это однозначно теневики, которые изготавливают подпольную водку на дешевом низкокачественном спирте, но при этом используют наши бутылки, этикетки и пробки. Судите сами. В розничной цене одной бутылки той же самой, скажем, «Звезды Востока», производимой легальным путем (850 сумов), «сидит» акцизный налог 350 сумов плюс 70 сумов налог на добавленную стоимость. Только акцизный налог забирает у нашего предприятия в месяц 250 миллионов сумов. Эти деньги у подпольных изготовителей остаются в кармане. Помимо этого, нам приходится оплачивать стоимость стеклотары, которую дешевой не назовешь, платить за спирт, поддерживать в работоспособном состоянии зарубежное оборудование. В результате прибыль от каждой бутылки легально произведенной водки составляет порядка трех-четырех сумов. Если учесть, что в год мы выпускаем до пяти миллионов бутылок, получается 150 — 200 миллионов сумов.
Добавьте к этому, что с 1998 года узбекская сторона совместного предприятия сильно задолжала своему американскому партнеру, лишенному возможности конвертировать сумы в СКВ и вывозить полученную прибыль. С открытием конвертации в республике у нас могут возникнуть серьезные проблемы и в этом плане.
Что касается стенда ТашКСМ, то он привлекал посетителей прежде всего своей декоративной керамикой. Раньше в число товаров народного потребления, производимых комбинатом, входили в основном цветочные горшки. Сегодня на смену им пришли оригинальные китайские фонари из керамики, гуси, на спине которых уютно чувствуют себя комнатные цветы, цветочные горшки в виде башмачка или разбитого яйца. Главный художник участка декоративной керамики Людвига Нестерович считает, что с ростом частного строительства возникла потребность в украшении садов, газонов оригинальными керамическими изделиями, как это принято во всем мире.
Продукция созданного недавно на комбинате участка декоративной керамики также нашла своего потребителя среди состоятельных людей. И участие в подобных выставках позволяет находить новых клиентов.
Таковы отдельные фрагменты встреч и разговоров с предпринимателями — участниками выставки-презентации «МСБ-2002».
Вера Рудакова.