Домой » Декабрь » ШТРИХИ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ФРАНЦИИ

ШТРИХИ К СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ФРАНЦИИ

Второе место в мире по экспорту сельхозпродукции и услуг, третье место по объему инвестиций за рубежом, четвертое место по уровню внутреннего валового продукта и по экспорту промышленных товаров. Это — Франция, которая и сегодня является законодательницей мод в сфере государственного строительства.
В русле сотрудничества, в большей степени на перспективу, развиваются отношения и между нашими странами. Недавно по приглашению Министерства иностранных дел Франции здесь были приняты два журналиста из Узбекистана. Один из них — Степан Балакин сегодня делится своими впечатления:
Встреча с новым городом всегда впечатляет. Вдвойне впечатляет встреча с легендарным, воспетым в знакомых с детства книгах Парижем. Эйфелева башня, ставшая символом столицы Франции, Монмартр с возвышающимся над городом храмом Сакре-Кёр, вечно переполненные туристами музеи — Лувр и д’Орсэ (очереди только здесь), один из самых древних архитектурных памятников города — Собор Парижской Богоматери, овеянная славой побед Наполеона I Триумфальная Арка, Площадь Согласия, где во времена Французской революции главную роль исполняла гильотина, знаменитые мосты через Сену и дворцы, дворцы, дворцы.
В одном из таких дворцов, Люксембургском, расположена верхняя палата парламента Франции — Сенат. О ее работе нам рассказал сенатор Андре Дюле.
— Для такой древней страны, как наша, наиболее приемлемой формой законодательной власти представляется двухпалатный парламент, так как он является гарантом спокойствия и равновесия. Кстати, — отметил сенатор, возглавляющий, помимо комиссии национальной обороны и вооруженных сил, группу по связям Франции с Узбекистаном, — такая форма может быть удобна и для Узбекистана, избравшего подобную модель. Однако тут есть своя специфика, связанная с избранием членов Сената. Нас выбирают не простые граждане страны, которые участвуют в выборах Президента и депутатов Национального собрания, а представители официального уровня — мэры городов, председатели советов, депутаты и другие официальные лица. Сенаторы избираются сроком на 9 лет, а сам Сенат не может быть распущен (в отличие от Национального собрания), что способствует стабильности в его работе.
Нам посчастливилось присутствовать в качестве наблюдателей на одном из рабочих заседаний нижней палаты парламента, на котором рассматривался бюджет на 2003 год. Еженедельно по вторникам и средам, с 15 до 16 часов, на подобных заседаниях министры отвечают на вопросы депутатов. Историческое величие и красота Бурбонского дворца, в котором расположено Национальное собрание, обязывают соблюдать несколько помпезную традицию встречи прибывшего на заседание председателя палаты. Под барабанную дробь, между двумя рядами парадно одетых гвардейцев с карабинами «на караул!» он проходит во дворец, в зал заседаний, который по своему красочному оформлению напоминает театр. Председатель собрания восседает за своим столом на верхнем ярусе сцены, чуть ниже трибуны для выступлений, в первом ряду партера сидят министры, далее — депутаты, представляющие самые разные партии. Между ними снуют клерки, разносящие записки с вопросами или замечаниями. А на балконах — зрители, то есть простые граждане, пожелавшие посмотреть, как вершится судьба их страны.
Когда возникает необходимость в изменениях Конституции, которые происходят в связи с «притиркой» под Конституцию Европейского Союза, то обе палаты — 577 депутатов Национального собрания и 321 сенатор — собираются вместе в Версальском дворце. Это уже называется конгрессом, который имеет право вносить изменения в Конституцию страны. Таким образом, например, был отменен закон о смертной казни. Три пятых от общего числа голосов определяют судьбу закона. Небезынтересно, что окончательный вариант законопроекта утверждает Национальное собрание. В свою очередь временно заместить Президента страны, если его должность по тем или иным причинам оказалась вакантной, может только председатель Сената.
Нижняя палата парламента имеет свою прерогативу — право на основании вотума недоверия отправить в отставку правительство (чего не может Сенат!), несмотря на то, что сформировано это правительство Премьер-министром, которого назначает сам Президент. Такая взаимозависимость уравновешивает политические силы и предупреждает серьезные конфликты в управлении государством. Да и законотворческий процесс становится более качественным. Заметим также, что в особых случаях некоторые законы принимаются на основании всенародного обсуждения — референдума.
Конституционный совет, состоящий из девяти членов, призван осуществлять контроль за соответствием принятых законов Конституции страны, за выборами Президента и депутатов парламента, за проведением референдума и т.д. Обновление этого органа также осуществляется каждые три года. Три члена Совета назначаются Президентом страны, еще по три назначают председатели верхней и нижней палат парламента. Члены Конституционного Совета избираются сроком на 9 лет, и их мандат не может быть ни аннулирован, ни продлен. Президент Республики при необходимости наделяется чрезвычайными полномочиями только после консультаций с Конституционным советом.
Уже около пятидесяти лет, как Франция вступила в эпоху потребления и досуга. Уровень жизни французов считается одним из самых высоких в мире. Средний семейный доход француза составляет примерно 2500 евро в месяц. Около 18% своего дохода граждане этой страны платят за продукты питания, напитки и табак. Чуть больше 22% — за жилье и коммунальные услуги, 5% — за одежду и обувь, около 7,5% за мебель и бытовые приборы, 17% — за транспорт и связь. Медицинское обслуживание обходится в пределах 10%. Оставшиеся около 20% доходов французских граждан уходят на досуг, образование, культуру, прочие предметы потребления и услуги. При этом рабочая неделя составляет не более 35 часов.
Особую роль в улучшении состояния французской экономики сыграло европейское строительство. Реализация принципа свободного перемещения людей, товаров, услуг и капиталов в рамках единого рынка с почти четырехсотмиллионным потребителем позитивно сказалась на экономике всех стран, участниц Европейского Союза, в том числе и Франции. Выросли инвестиции, усилилась концентрация капитала и рост числа филиалов французских компаний за рубежом — до 40%. Выиграли сфера обслуживания, банковская и страховая сферы. Европейское сотрудничество способствовало валютной стабилизации и ограничению курсовых колебаний.
При этом главным работодателем, покупателем, производителем, перевозчиком, владельцем земли и недвижимости во Франции остается государство. Именно государство определяет основные направления экономической политики, направляя инвестиции в приоритетные сферы, обеспечивая строительство крупных объектов инфраструктуры и благоустройство территорий. Последние годы на первый план в развитии национальной экономики выходят малые и средние предприятия, более гибкие и лучше приспособленные к изменениям рыночной конъюнктуры.
Что касается отношений между Францией и Узбекистаном, то, по мнению наших собеседников, Узбекистан — это та страна, которая после 1991 года более всего известна французам в Центрально-азиатском регионе. В Ташкенте открыт Французский культурный центр имени Виктора Гюго, в Самарканде работает такая организация, как Альянс Франсез, где жители могут изучать французский язык и французскую культуру. В Ташкенте также есть институт ИФЕАК, который создан в помощь узбекским и французским ученым и где имеется замечательная библиотека. В последние годы во Франции появилось очень много книг об Узбекистане, написанных французами — археологами, историками, исследователями, снято немало документальных видеолент о нашем крае. Но главные события, экономические, которые должны сблизить наши страны, пока еще впереди.