Домой » Май » СЛОВО — КАК ЖИВОЕ СУЩЕСТВО…

СЛОВО — КАК ЖИВОЕ СУЩЕСТВО…

Она мечтает превратить Джизак в цветущий сад. Прекрасно училась в школе, теперь сама педагог, кандидат философских наук. Девчонкой увлекалась спортом, играла в футбол, запросто расправлялась с мальчишками-обидчиками, а в прошлом году стала автором сценария первых молодежных игр «Баркамол авлод спорт уйинлари».
Нынче в ее творческой коллекции — четыре полновесных стихотворных сборника. Двести песен на ее стихи исполняют звезды отечественной эстрады.
Наш корреспондент беседует с поэтессой, ученым, заместителем хокима области, мамой троих детей Сайерой ТУЙЧИЕВОЙ.

— У каждого человека есть своя система ценностей. Что для вас на первом месте: семья, поэзия или административные обязанности?
— Эти в общем-то разные вещи для меня составляют нечто целое. Можно даже сказать, что я представляю собой машину, которая, лишившись одного узла, останавливается. Стихи я пишу практически ежедневно, порой по дороге в райцентр или дальний кишлак. Находясь в служебном кабинете, бывает, страшно скучаю по детям. Приезжаю домой — вспоминаю о срочной работе в хокимияте, потому что завтра ко мне придут за ответом люди. Все взаимосвязано. У меня хватает и других обязанностей. Они отнимают массу времени.
Но никогда не расстанусь с поэзией. Это для меня родник вечности, безбрежное море жизни. Вы знаете, в чем преимущество человека, увлеченного поэзией? Поэты — более искренние, добрые. И еще поэзия — это большая, глубокая аналитика сиюминутного.
Месяц после того, что случилось 16 февраля 1999 года в Ташкенте, не находила себе места. Результатом мучительных раздумий стало стихотворение «Мой народ». Вскоре певица Юлдуз Усманова написала к моему тексту мелодию. Эту песню, как правило, слушаю стоя, она не оставляет равнодушной и меня, не скрываясь, плачу.
— А к шлягерам какое отношение?
— Шлягер — это ветер, прошумевший по верхушкам деревьев, пустышка. Когда текст хорошо продуман, в нем содержится глубокая и логическая мысль, песня остается жить.
«Мен сени кизгономан» — эта песня на мои стихи завоевала сердца слушателей. Потому что каждое слово, каждую буковку стихов положила на свое место. Смотрю на слово, как на живое существо, стараюсь не обидеть. Каждая вещь появляется на свет в муках, как дети… По-моему, 200 стихов стали песнями, некоторые звучат и на других языках мира. Первый поэтический сборник — самый для меня ценный, он вышел в пору моей работы в Джизакском пединституте и называется «Живу твоей преданностью». Затем вышли «Я тебя сильно ревную», «Скучаю по твоим глазам» и «Мой народ». В основном это лирика. Видимо, поэтому мои стихи и привлекают эстраду.
— В ряду исполнителей ваших песен — Гуломжон Якубов, Насиба Абдуллаева, Озода Нурсаидова, Гиез Бойтоев, Охунжан Мадалиев, Анвар Санаев, Мавлюда Асалхужаева.
— Народу нравятся их выступления. А мне вдвойне приятно. Слушаю их дома, на работе, в пути. Это помогает жить. Слово, исполненное мастером сцены, наполняется новыми достоинствами и очень крепко оседает в сердце.
Помимо сценария игр «Баркамол авлод спорт уйинлари», я бралась за создание гимна спортивной молодежи. Это были неописуемые творческие муки. Текст «Узбекистана» посмотрел композитор Бахрулло Лутфуллаев и положил на музыку. Когда певица Шахноза Исмаилова исполнила его впервые, я была на седьмом небе от счастья.
— И как часто туда поднимаетесь?
— Всегда, когда добиваюсь задуманного. Все хорошее, что я стараюсь делать в этой жизни, посвящаю своему народу. В позапрошлом году меня назвали лучшим поэтом-песенником, вручив символ «Тарона-2000». Надо полагать, ко мне пригляделись, каким-то образом признали. Но почивать на лаврах я не думаю. Перед тем, как сдать творения в издательство, я показываю их своим детям, соседям, друзьям и требую справедливых высказываний. Бывает, что мои первые критики решительно отвергают некоторые вещи или же рекомендуют доработать.
Когда встречаюсь с моим наставником, мудрым человеком и приятным собеседником народным поэтом Героем Узбекистана Абдуллой Ариповым, он всегда говорит: «Ищи свое место в литературе. Если нечего сказать, — уходи, не дыми». Знакомясь с работами некоторых новоиспеченных поэтов, поражаешься легкости, повторам, схожести даже с классикой. Конечно, кому-то удается найти свою нишу, но немало тех, кто так и остается своеобразным попугаем.
— Что вы предлагаете сделать для того, чтобы молодая творческая поросль все же не чахла, а тянулась к солнцу?
— Пять лет подряд молодые поэты страны собираются у нас в Зааминских горах, чтобы поговорить о литературе, послушать мастеров и показать себя. Нужны постоянные творческие контакты, чтобы была возможность сравнивать, делиться, искать и находить. И непременно надо учитывать то обстоятельство, что творческая личность — существо очень тонкое и трепетное.
Элементарный пример. В Джизаке живет и учится в школе девочка по имени Юлдуз Хамракулова. Ну кто бы узнал о ней как о талантливой шахматистке, если бы ее не поддержали своевременно? Мы очень занятые люди, мы запросто проходим мимо самородков, и в этом наша беда. Нам бы кишлак побыстрее поставить на крепкие ноги, заводы и фабрики раскрутить.
— А с чего начинали вы как поэтесса?
— Первый стишок я написала, когда училась во втором классе. Повезло, что на меня внимательно взглянул мой учитель журналист и писатель, ныне покойный Назиржон Баракаев. Он очень бережно отнесся к моим первым опытам. Родители были в восторге. Правда, стихи их никак не трогали, у них были иные интересы. Тем не менее, мама всегда брала меня с собой на торжества и праздники, где я читала свои стихи.
Наша младшая Мавтуночка тоже что-то там сочиняет. Я не мешаю, стараюсь понять ее. Но поглядим, что будет. Рекомендую больше читать, вернее, научиться правильно читать.
— А у вас на это остается время?
— Без этого я не могу. Это для меня определенная подзарядка. Навои, Бабура, Эркина Вахидова, Абдуллу Арипова, Мухаммада Юсуфа, Сирожитдина Саида, Салима Ашурова, Халиму Худойбердиеву, Ойдин Хожиеву и многих других поэтов и писателей читаю и перечитываю. И каждый раз обязательно нахожу в знакомых текстах нечто новое. Где-то недавно слышала, что человек, переставший читать, перестает мыслить.
— Вам доводилось испытывать чувство разочарования в своем творчестве?
— Тяжело переживаю субъективные и неточные высказывания в свой адрес и стараюсь быть самокритичной. Некоторым не нравлюсь тем, что прямолинейна. Но чужую боль всегда принимаю как свою. Однажды утром ко мне домой приехал незнакомый мужчина с огромным букетом роз. Оказывается, теперь с женой у них нормальные отношения. А как было — вспоминать неприятно. Общение с разными людьми, конечно же, помогает и мне во многом определяться. Это положительно сказывается и в творчестве, и в изучении философии.
— Как вам удается совмещать такие разные ипостаси?
— Привыкла. Семь лет не была в отпуске, и не я одна такая. В работе человек должен не тлеть, а гореть, вести с собой единомышленников. Мы живем в интересное время, и так не хочется оставаться на обочине больших дел.
Николай Барашкин.
Соб. корр. «Правды Востока».
г. Джизак.