Домой » Культура » Время, отраженное в рекламе

Время, отраженное в рекламе

В Ташкентском центре современного искусства осень — самая благодатная пора. Одна интересная выставка сменяет другую. «Реклама в Германии» тоже привлекла немало любителей и искусства, и бизнеса. Наверно, потому, что она посвящена 150 — летней истории коммерческой рекламы в этой стране.
Оборот этой отрасли в Германии сегодня насчитывает 61,5 млрд марок, в рекламе заняты 360 тысяч человек, средства, отпускаемые на нее правительством, стремительно растут — в 1975 году было отпущено 5,1 млрд марок, в 1991 — 31,8 млрд марок. Сегодня только на эти цели выделяется 0,8 процента валового национального продукта.
И это объяснимо. Потому что благодаря хорошей рекламе успешно реализуются автомобили, бытовая техника, телекоммуникационные услуги, пиво, шоколад… Словом, реклама — двигатель экономики. А ее история — вехи на пути технического прогресса.
В 1855 году коммерсант Эрнст Литфас, зарегистрировав свою фирму в Берлине, также зарегистрировал право на размещение плакатов и афиш на городских тумбах. Он и стал родоначальником рекламного дела в Германии, а городские тумбы, на которых размещалась реклама, стали называться по имени изобретателя «колоннами Литфаса». И сегодня тумба Литфаса вполне мирно уживается с рекламой на ТВ, в современных СМИ и Интернете.
На стендах, относящихся к 1871 году, наглядно видно, что после образования рейха Германия переживала большой экономический подъем. Он нашел свое отражение в рекламе, выполненной в виде цветных литографий. Новая технология пользуется большим спросом, тем более в рекламе работают прекрасные художники. Например, французский Анри Тулуз Лотрек. Сделанные им плакаты возведены до ранга подлинного искусства.
Художники-модернисты, противопоставляя свое новое видение консервативному искусству, находят в рекламе средство протеста против рутины и мещанства официального искусства.
В начале XX века в рекламе активное участие принимают и всемирно признанные писатели — Эрих Мария Ремарк и Бертольд Брехт. Их тексты и объявления служат образцом для развивающейся рекламной индустрии.
После войны рекламная отрасль молодой ФРГ подражает США. И это тоже можно наглядно увидеть по документальным материалам стендов.
Что такое реклама в конце ХХ века и нового ХХI в экономике, наверно, объяснять не надо. С ее проникновением не только в экономику, но и общественную жизнь мы сталкиваемся повседневно.
И хорошо, если она сделана талантливо и в духе времени. Примеры подобной рекламы можно увидеть на выставке, которая стала не только историческим документом для наших коммерсантов, но и в чем-то ликбезом для их успешной экономической деятельности.
Выставка в столичном Центре современного искусства организована при поддержке Института Гете совместно с немецким Музеем рекламы и журналом «Штерн».
Галина Глушкова.