Домой » Культура » «АВЕСТА» ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

«АВЕСТА» ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

Первый год нового тысячелетия запомнится узбекистанцам значительными событиями в современном духовном пространстве страны. Среди множества событий международного и общенационального масштаба, посвященных 2700-летию «Авесты», широкий общественный резонанс получила персональная выставка художника Туры Курязова.
Она состоялась в Центральном музее Вооруженных Сил Узбекистана. Т. Курязов — народный художник республики, едва ли не единственный, работающий над живописным воплощением сюжетов и образов героев «Авесты». Сам родом из Хорезма (его предки имели родственные узы с хивинскимси ханами), он с ранних лет увлекся живописью и историей, этнографией, культурой Хорезма. А знакомство и работа в археологических экспедициях с видным ученым С.П. Толстовым помогли ему расширить и углубить знания о древнем оазисе. Тогда же художник открыл для себя «Авесту», узнал о том, что многие ученые-археологи, лингвисты, востоковеды считают родиной «Авесты», религии зороастризма Хорезм.
Уже в те годы началась работа живописца, которая, разрастаясь, обрела условные тематические рамки под заглавием «Авеста». Эту серию произведений живописи можно разделить на три раздела. Пейзажи Хорезма, сохранившие в развалинах древних городов и замков, в своих песках осколки материальной культуры древней цивилизации, составляют один из них. Зритель видит на этих пейзажах, как под мертвой пустыней, словно волшебные великаны, гордо возвышаются на могучих платформах мощные стены крепостей Аяз-кала, Тупрак-кала, Куй крилган-кала, Бургут кала, Дев-кала. При археологических исследованиях в этих монументальных архитектурных памятниках находили следы храмов огнепоклонников, предметы быта, керамику, скульптуру, связанные с этой религией зороастрийцев, образами авестийских персонажей. Так, в интерьерах Тупрак-кала были обнаружены фрагменты настенных росписей, скульптурный декор. На одной из картин запечатлены руины древнего храма, который воспринимается как могучее многоствольное дерево без кроны. На другом полотне зримы бескрайние просторы песчаной равнины, по которой бредет караван. Он идет мимо развалин замка, а на переднем плане — скульптура прекрасной женщины, словно взывающая о помощи. Такие скульптуры окружали оссуарии — керамические вместилища костей умершего зороастрийца. Они были разрушены и разграблены арабами-завоевателями, а остальное довершили монгольские захватчики и неумолимое время. Фантазией художника эти реалии прошлого воссозданы на полотне.
Другой раздел серии Курязов посвятил авестийским сюжетам и образам. Одна из замечательных композиций этого рода запечатлевает мгновения созидательной деятельности высшего божества Ахурамазды (он создает обитель для людей — Иранвадж).
Этот мир художник оснащает символами авестийских элементов всего сущего — воды, огня, солнца. Некоторые символы-элементы сделаны художником из блестящего металла и вмонтированы в ткань полотна. Если на одной картине Создатель изображен как часть композиции, то на другой его облик крупно, «портретно», изображен на лоне степей.
«Авеста» — это учение о светлом и темном, о зле и добре, их вечной борьбе. Поэтому рядом с Ахурамаздой, образом светлым, светоносным художник написал облик носителя Зла — Ахримана. Одно из удач художника — образ Анахиты, богини Весны, Возрождения, Плодородия. Она предстает такой, как изображена в многочисленных керамических скульптурах, дошедших до нас с древности — молодой, статной, стройной, с гибким тонким станом на фоне весеннего пейзажа, оживленного сценами пастушеской повседневности , эпизодами из жизни землепашцев и т.д. Богиня, сопровождаемая колесницей, запряженной четырьмя конями, как бы благословляет созидательные деяния человека, ибо и Ахурамазда всегда воздает честь и хвалу земледельцу, пахарю.
Огнепоклонники поклонялись священному огню, одеваясь во все белое. Одна из картин Курязова изобразила древнейших зороастрийцев в длинных белых рубахах. Первый пророк этой религии Заратуштра запечатлен несущим свет людям — в руке у него светильник. Он очень похож на светильник с фитилем, бытовавший в сельских домах хорезмийцев. Кстати, еще недавно в местных кишлаках можно было видеть дехкан в длинных белых рубахах.
Многое из того, что провозглашено в «Авесте», сохранилось в повседневной жизни, быту, нравах народа. В третьем разделе серии художника зритель становится свидетелем сцен из современной действительности, в которых сохранились традиции зороастризма — сражение бойцовых баранов, характерный хорезмский танец «лязги» (ученые считают этот танец ритуальным у древних огнепоклонников). Однако произведения Курязова не носят характер иллюстраций к научным выводам об «Авесте». Они скорее художественная интерпретация древнего религиозного учения, основанная на хорошем знании и успешном использован ии материально-художественной культуры, что придает картинам полную историческую достоверность. Силой живописных образов художник утверждает, что «Авеста» — не миф, а данность нашей древней духовной культуры.
Убедительна цветовая гамма живописца, в которой звучат тона теплого, словно горящего спектра. Это золотистые, желтые, оранжевые, красные цвета.Их контраст с черным, темно-синим цветами выражает заложенную в «Авесте» идею борьбы светлого, доброго начала со злобными, темными силами.
Таким образом кистью мастера сюжеты и мотивы «Авесты» обретают современное звучание.
avesta
Абдулхай Умаров.