Домой » Культура » ЦВЕТЫ ВОЕННОМУ ОРКЕСТРУ

ЦВЕТЫ ВОЕННОМУ ОРКЕСТРУ

В этот день у входа в Государственный Большой академический театр имени Алишера Навои, несмотря на выходной творческого коллектива, толпился народ. Оказалось, на нынешний вечер театр любезно предоставил сцену образцово-показательному оркестру внутренних войск страны, который дал большой отчетный концерт своим поклонникам.
gabt1
Партер театра переполнен, сцена блещет мириадами звездочек-лампочек вместо тяжелого занавеса. Но вот весь этот «космос» поднимается, и взору открывается «строевой порядок» прославленного оркестра. Здесь на просторной сцене он выглядит впечатляюще. Все — от ветеранов до юных воспитанников — в новой униформе, искрятся надраенные трубы.
— Композитор Хабибулло Рахимов, «Узбекистан», — объявляет ведущая концерта известный диктор телевидения Галина Мельникова. — Исполняют лауреаты республиканских и международных конкурсов вокалистов Марина Остапчук, Нурмухаммад Мухамедов, Руслан Гафаров и Муким Махмудов. У дирижерского пульта начальник и главный дирижер оркестра, заслуженный работник культуры Узбекистана полковник Григор Терзян.
Звучит торжественная мелодия, удачно сочетаясь с многоголосьем вокального квартета — консонанс, как говорят музыканты. Мощь произведений усиливается восточными ритмами. Зал застывает от восторга и напряжения и вдруг взрывается по окончании бурными аплодисментами.
И вновь находка известного композитора республики Х. Рахимова — «Лахзавар» («Крещендо»). Нежную мелодию начинают единицы инструментов, их число постепенно растет, крепнет и звучание всего оркестра. Когда слушаешь мелодию произведения, представляешь прекрасную, полную горного воздуха зеленую долину, где-то бубен будоражит тишину. Флейта и кларнет попеременно выводят песню пастушьей свирели. И вдруг эту элегию нарушают звуки сначала саксофона, затем вступают трубы — это просыпается долина, ее поля заполняет трудовой ритм людей. Он чувствуется в мощном вступлении тромбонной группы, усиливается всем оркестром. Последние аккорды коллектив исполняет стоя. Грандиозное зрелище!
Композитор Хабибулла Рахимов в зале. Его приветствуют собравшиеся, преподносят ему цветы, не забывая при этом и дирижера.
Особым лиризмом наполнена песня С. Нуритдинова, посвященная девушкам в погонах. Их и в самом оркестре немало: Лариса Гераськина, Неля Искандерова, Наталья Варламова и другие. Произведение называется «Харбий кизлар». Его душевно исполнил солист Муким Махмудов, чудесный тенор которого как будто создан для объяснения в любви. Тема продолжается солистом лауреатом республиканского конкурса вокалистов Нурмухаммадом Мухамедовым в песне Акбарова «Кайда сан?» («Где ты?»). Словно лебедь, плывет по сцене Гульнара Исаева. Завораживающее исполнение! И потому вновь осыпают зрители солистов и главного дирижера букетами цветов.
Зал не отпускает Нурмухаммада. И он поет на бис «Скажите девушки» Фальбо.
Чуть смолкли овации, как на сцене зазвучал мощный баритон лауреата международного конкурса вокалистов Руслана Гафарова в арии Доста из оперы Сулеймана Юдакова «Проделки Майсары». Партию ведет военный дирижер старший лейтенант Улугбек Мамасалиев. Движения его рук скупы, как принято у войсковых музыкантов. Он ученик полковника Терзяна, а сейчас — его боевой помощник, так что стиль дирижирования сходен с учительским. А феерия волшебной музыки продолжается. Руслан Гафаров поет куплеты Тореадора из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Слушая солиста, чувствуешь необъяснимый прилив сил. Сама музыка, давно завоевавшая мир, прекрасна, голос исполнителя легко и глубоко передает все ее нюансы. А оркестр духовой уже стал симфоническим. Настолько тонко улавливает поэзию произведения. В «работе» все больше скрипичная группа и инструменты, свойственные симфоническому. Забываешь, что ты на концерте военного оркестра, словно в оперном театре (хотя на самом деле так оно и есть).
Один из таких инструментов — фагот, и на нем виртуозно солирует Ринат Нургалиев в шутливой зарисовке Фучика «Старый ворчун». Действительно, веселый ритм, что держит в своих руках дирижер Мамасалиев, сменяется «ворчанием» фагота. То радуется «старик», то вдруг грустит и даже чем-то недоволен, обиделся на что-то…
А соло на саксофоне, что исполнил Ринат в «Экскурсах» Самюэля Барбера, тоже незабываемо, хотя инструмент, конечно, ближе к джазовому.
И вновь чувствуешь себя в оперном театре, когда со сцены звучит сильное сопрано солистки оркестра лауреата республиканского конкурса вокалистов Марины Остапчук. Ее ария Тоски из одноименной оперы Джакомо Пуччини выше всяких похвал. Сочный, яркий, идущий из глубины души голос возвращает нас к классике, которая прекрасна во все времена. Блестяще! А «День ли царит» Петра Чайковского в исполнении Марины? А «Розы с юга» известного лирического вальса Иоганна Штрауса в исполнении оркестра под управлением Григора Терзяна! «Розы с юга», розы — из зала», — удачно заметил мой друг. Невообразимое действо: это настоящий бал цветов на сцене и в зале.
Очаровали всех и игривая мелодия «Шутки» Иоганна Себастьяна Баха, что исполнила на флейте в сопровождении оркестра аспирантка Ташкентской консерватории Ванг Хен Хи, и дуэт Сильвы и Эдвина из оперетты Имре Кальмана «Сильва» в исполнении Марины Остапчук и Руслана Гафарова.
Но это не был бы военный оркестр, если не завершил бы свое выступление бравым маршем. И такой состоялся. «Шествие» Петра Макарова, коллеги Григора Ервандовича, посвящено Амиру Темуру. Это что-то грандиозное! В минуту накала мелодии вступают карнаи, барабаны всех «рангов». Они поддерживают тромбонную и трубную группы. Это подлинная феерия звуков, сильных ритмов. Впечатление, будто шествует огромная армия.
Финал пришелся по душе всем присутствующим. Цветы, сувениры, целые группы поклонников на сцене. А Григор Ервандович выводит на подмостки маститых солистов и совсем юных мальчишек — Булата Мамурова, Алишера Садыкова и других. Двадцать воспитанников в оркестре, 12 из них уже полноценные музыканты. И в этом тоже стиль оркестра. Приходят и уходят мастера, но кадры для пополнения готовит коллектив сам. Ребята заканчивают музучилище, консерваторию, но основная школа — сам оркестр, что отчитался сегодня о своем постоянном росте, совершенствовании и достижении высоких вершин в искусстве.
Борис Палацкий.
Корр. «Правды Востока».