Домой » Июнь » КАК ПЛАКАЛИ СКРИПКИ! КАК ФЛЕЙТЫ ЗВУЧАЛИ!

КАК ПЛАКАЛИ СКРИПКИ! КАК ФЛЕЙТЫ ЗВУЧАЛИ!

Творческий вечер, посвященный памяти известного дирижера, народного артиста Узбекистана Абдугани Абдукаюмова, прошел в Большом театре оперы и балета имени Алишера Навои. В этот день артисты вспоминали еще двух своих талантливых коллег — ушедших из жизни заслуженных артистов республики Шахиду Тохтабаеву и Турсунбая Хусанова. Не случайно для вечера памяти выдающихся оперных певцов и дирижера был выбран спектакль «Мадам Баттерфляй» Д.Пуччини, в котором в свое время были заняты все трое — Абдугани Абдукаюмов как дирижер и постановщик спектакля, Шахида Тохтабаева и Турсунбай Хусанов — как солисты.
— Народный артист Узбекистана, профессор Государственной консерватории Узбекистана Абдугани Абдукаюмов проработал в ГАБТе более полувека. Зрелый оперный дирижер всегда был очень молод по своему духу и необыкновенно пытлив по своему складу характера, — вспоминает о своем коллеге режиссер ГАБТа Андрей Слоним. — Дирижер и режиссер — это как бы два крыла, два взаимопроникающих начала. Во время работы над спектаклем он начинал подкидывать оригинальные идеи и детали, причем не только в рамках дирижерской профессии. Процесс сочинения спектакля, процесс работы с актерами, с оркестром и хором у него шел всегда необыкновенно логично, я бы сказал, неожиданно и всегда сулил настоящие творческие открытия. Абдугани Абдукаюмов был необыкновенно романтичен, в то же время понимал глубокий философский смысл классического произведения. С ним было интересно работать, потому что он великолепно знал, понимал и чувствовал музыку. Для него ноты и партитура были отнюдь не только поводом для музицирования. В них он искал правду чувств и поступков персонажей и всегда докапывался до самых глубин.
Практически нет оперы мирового репертуара, которая бы не шла в театре Навои и которой бы не дирижировал А.Абдукаюмов. В его репертуаре было более 50 оперных и балетных спектаклей. Любимейший его композитор — Пуччини, потому что ему была близка романтика духа, романтика центрального женского образа. Он величайший знаток и французской оперы. А.Абдукаюмов поставил «Сказки Гофмана», где есть знаменитая «Баркарола», которую он называл «рекой жизни, несущей человека от рождения в вечность»…
Заслуженная артистка республики Шахида Тохтабаева — обладательница великолепного сопрано, яркая исполнительница многих оперных образов. Она была первой Дездемоной-узбечкой, она воплотила на сцене лирический образ Татьяны Лариной, проникновенный образ Микаэлы, хитроумной графини в «Свадьбе Фигаро». В ее исполнении запомнились зрителям Дилором, Зебуниссо и многие другие женские образы.
Ведущий солист Большого театра — Турсунбай Хусанов, баритон, человек большого дарования и поразительной скромности. Занятый во многих ролях репертуара театра, он никогда не выпячивал себя, хотя очень ярко исполнял такие ответственные партии, как Яго в «Отелло», как Роберт в «Иоланте». Он воплотил колоритные образы в узбекских операх «Дилором» (шах Бахрам), «Алишер Навои» (главная роль), другие заметные образы.
Не случайно для вечера памяти была выбрана опера «Мадам Баттерфляй» — одно из ярчайших произведений Пуччини, в которой на пьедестал возносится сила любящей женской души, верной и надеющейся. Это любимое детище дирижера Абдугани Абдукаюмова. Это одна из сложнейших ролей Шахиды Тохтабаевой, которая была яркой Баттерфляй. Это внешне скромная, но очень колоритная роль принца Ямадори, которую талантливо исполнял Турсунбай Хусанов. Так удалось в рамках одного спектакля свести дух и энергию трех талантливых творческих личностей.
Сегодня этот и другие спектакли, в которых работали А.Абдукаюмов, Ш.Тохтабаева и Т.Хусанов, с успехом идут на сцене Большого театра. В сегодняшнем составе «Мадам Баттерфляй» вместе с ведущими певцами В.Григорьевой, Р.Латыповым, М.Оринбаевой, У.Ташматовым, Б.Расуловым уже играет внук выдающегося дирижера — Абдумалик Абдукаюмов. Молодой певец уже сделал заметные шаги в своем творчестве. Он очень уверенно исполнил несколько ответственных партий в «Риголетто», в «Свадьбе Фигаро», «Богеме». В этой преемственности поколений есть высокая философия жизни.
Наталья Полянская.