Домой » Июль » Когда зрительный зал полон

Когда зрительный зал полон

Свой очередной театральный сезон Академический русский драматический театр Узбекистана завершил пьесой Надежды Птушкиной «Под абажуром», постановку которой осуществил художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств Узбекистана Владимир Шапиро. И, наверное, не случайно. Со дня премьеры, которая состоялась минувшей весной (9 марта 2002 г.), почти все спектакли популярного российского автора шли с неизменным успехом и при полном зрительном зале. Почему?
В театральной программке, в аннотации к пьесе Надежды Птушкиной, жанр которой определен как водевиль, написано: «Я люблю тебя…» — вот лейтмотив всех пьес Птушкиной. Это кричат, шепчут… все ее героини. Об этом и идет речь в пьесах «Овечка», «Пизанская башня», «Приходи и уводи» и др.
И еще что есть в ее пьесах — это театральность, крутые витки мелодраматически-детективной интриги и прекрасно для каждого персонажа выписанные роли…»
Вот, наверное, и ответ на вопрос, почему ее пьесы с успехом идут на сценах многочисленных российских театров, и не только. Вот почему над этой пьесой с интересом работала вся творческая группа драматического русского театра — режиссер В.Островский, художник В.Бундин, художник по костюмам М.Сагдиева, балетмейстер А.Маргулис, музыкальное сопровождение — А.Старостин. Не говоря уже об актерах.
А еще это пьеса об одиночестве. Не творческом, необходимом каждому художнику и поэту, а личном. Когда почему-то прекрасный и удачливый бизнесмен, отличная учительница, врач ли… по выходным и праздникам, кроме работы, не знают, куда себя деть. Не находят себе места от тоски, от того, что не о ком заботиться, нет рядом любимого и единственного человека, с которым никогда не бывает скучно.
Пьеса начинается с ошибки. Уже немолодой человек, перепутав дома, звонит вечером в квартиру, где живут две одинокие женщины. Не встающая с постели больная мать, потерявшая всякую надежду выдать дочь замуж, которой уже давным-давно за тридцать. И дочь, женихи которой уже свили свои семейные гнезда, и не единожды. Но она, несмотря на возраст, все же еще надеется встретить свою половинку.
И вот с этого ошибочного звонка, с появлением в квартире одиноких женшин моложавого мужчины и закручивается сценическая интрига, происходит еще одна ирония судьбы. Но в мире, как известно из философии, ничего не бывает случайного. Все случайное — вполне закономерно. И, значит, не зря ошибся Игорь (актер Валерий Кудашкин) квартирами, где жили очень старая дама Софья Ивановна (Тамара Аванесянц) и ее дочь Татьяна (актриса Людмила Стоцкая). А вот что из этого знакомства получилось, читатель, наверное, догадался. Конечно, двое наконец-то нашли друг-друга, свое счастье. И мать Татьяны, видя это, чудодейственно выздоравливает.
Если говорить об игре актеров, то выделить в спектакле кого-то трудно, да и нельзя. Все играют с полной отдачей сил, вдохновенно, с чувством юмора. Это и Тамара Аванесянц, которая не делает карикатурной свою героиню, и Валерий Кудашкин, который пытается очеловечить тепло и с иронией своего бизнесмена, и Людмила Стоцкая, показывающая в своей героине женщину, давно мечтающую о личном счастье и заслуженно его получившую. Ну и, конечно, прекрасно вписалась в этот актерский тругольник молодая актриса театра Ольга Винихина.
По словам режиссера спектакля Владимира Островского, репетировать пьесу Птушкиной было легко и интересно, актеры творчески отзывались на любую режиссерскую задачу, импровизировали… А я добавлю: в результате получился добрый и с юмором спектакль о любви, который театру удался. А свидетельством этому зал, заполненный всегда до отказа. А зрителя не обманешь и на скучный спектакль не затащишь.
Галина Петренко.