Домой » Наука и образование » ОТЛИЧНО, ДИЛЯФРУЗ!

ОТЛИЧНО, ДИЛЯФРУЗ!

Как лучше всего изучить новый, незнакомый язык? Естественно, нужно как можно чаще говорить на нем. Такой ответ понятен, решение привычно и обыденно.
Но жители Страны восходящего солнца не были бы впереди планеты всей, если бы шли в каждом деле только традиционным путем, не искали своего, особенного. Так и в преподавании японского языка на просторах СНГ. Идея — научить не просто говорить по-японски, но говорить красиво, выразительно, убедительно! В результате родился ежегодный конкурс ораторского искусства по знанию японского языка, проводимый среди студентов стран СНГ. Его цель — выявить лучших среди лучших, изучающих японский язык. Организаторы — посольство Японии в Российской Федерации, Ассоциация преподавателей японского языка стран СНГ при поддержке Японского фонда.
Ныне конкурс ораторов на японском проводился в Москве в пятнадцатый раз. В нем участвовали 25 студентов из стран СНГ, в том числе и из Узбекистана, прошедших предварительный отбор в своих странах и продемонстрировавших великолепное владение языком далекой страны.
Среди призеров оказалась представительница Узбекистана Диляфруз Абдуллаева — студентка Самаркандского государственного института иностранных языков, занявшая третье место. Браво, Диляфруз! Несомненно, ей, как и другим призерам, да и всем участникам конкурса пригодится приобретенное в его ходе умение ясно мыслить, четко формулировать свои высказывания и убедительно излагать их.
Правда Востока.

Увлеченные историей
Интересной для учащихся столичной школы № 48 была поездка к древнему городищу Намданак. Здесь на вершине холма Иски-Тепа ребята нашли интересную керамику и почти целый сосуд эпохи средневековья. Он стал впоследствии пособием для урока под открытым небом, который провела учительница истории Лидия Куличенкова.
Столичная средняя школа № 48 не отличается от других. И все-таки есть в ней достопримечательность, которая придает ей особый вес: это музей истории родного края — детище ее энтузиастов. А таких, к сожалению, во все времена было мало. Эти люди понимают, что нельзя учить детей только по учебникам, важно совершать экскурсии к древним местам. Свои уроки педагог должен проводить также в музее, хотя бы школьном. А здесь сотни экспонатов: фрагменты керамической глазурованной и неглазурованной посуды, каменных зернотерок, при помощи которых в древности растирали зерно для пищи, жерновов, керамических пряслиц, фрагменты древних железных, медных и бронзовых изделий, монет и много других разнообразных старинных предметов. Многие из «фондов» музея найдены самим преподавателем и ее учениками. Все они — результат поездок по Ташкенту и Ташкентской области. Так, на стендах «материализовались» Чиланзарское Ак-Тепа V-VII веков (керамика), Таш-Тепа (глазурованная и неглазурованная керамика IV-III вв до нашей эры), Таш-Тепа XI века (поливная керамика, чираги), Юнусабадское Актепа (керамика VI-VII веков, а также другие экспонаты).
Из Паркентского района, кишлака Намданак, привезена керамика IV-V вв. Кроме того, в музее есть картины, иллюстрации, рисунки, таблицы, карты и многие другие восстановленные страницы истории. Много лет работала в школе учителем истории неутомимый педагог Лидия Семеновна Куличенкова. В географии ее путешествий с учениками — городища Намданак, Чаллаката, Канка, Шахрухия и многие другие. Все, что она собрала в результате экскурсий и поездок, ныне бережно сохраняется в школьном музее новыми учителями истории Ириной Николаенко, Татьяной Комаровой. Татьяна Павловна Некрасова, уже несколько лет директор школы № 48, поделилась: с уходом на пенсию Лидии Семеновны опыт ее успешно передаем другим учителям истории. Так, молодая учительница истории 5-6 классов Наталья Кабанова отныне будет вести исторический кружок.
Школьный музей вновь служит лучшему познанию истории, а экспонаты его стали наглядными пособиями на уроках. Предстоят еще экскурсии и интересные путешествия.
Павел Силин.