Домой » Май » РЕЛИГИОЗНЫЙ «ИМПОРТ» — ТОВАР НЕ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА

РЕЛИГИОЗНЫЙ «ИМПОРТ» — ТОВАР НЕ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА

Наш собеседник — митрополит Ташкентский и Среднеазиатский ВЛАДИМИР
— Ваше Высокопреосвященство! В средствах массовой информации России и некоторых других стран СНГ все чаще обсуждается проблема сектантства. Там деятельность сект вызывает конфликты и тревогу в обществе. Существует ли эта проблема в Узбекистане?
— К счастью, законодательство в религиозной сфере, действующее в нашей стране, направлено на защиту прав граждан республики. Поэтому таких изуверств, которые творили «Белое братство», «АУМ Синрике» и им подобные в России, у нас не было. Однако проблема существует. Недостаточно иметь хороший закон — нужно еще следить за его выполнением.
У нас милосердное государство, которому дорог каждый его гражданин. А активность сект приводит к человеческим трагедиям. Приведу только один пример. Недавно ко мне обратился за советом офицер милиции, мусульманин. У него была счастливая семья, пока его жена не стала адвентисткой. Теперь она превратилась в фанатичку: постоянно бегает на сектантские собрания, забросила детей и хозяйство, и муж вместо прежних ласковых слов слышит от нее только оскорбления и требования, чтобы и он примкнул к секте. Бывают случаи, когда сектанты разрушают семьи, разлучают мужей и жен, уводят подростков из родительских домов. Если допустить «религиозный беспредел», может оказаться разорванным весь народ на враждующие группировки.
— Но звучат заявления, что ограничение деятельности сект несовместимо с принципом свободы вероисповедания. Как относиться к такому мнению?
— Такие разговоры мы в основном слышим от недостаточно информированных иностранцев. Один новоприбывший в Узбекистан западный дипломат обратился ко мне с вопросом: «Нам известно, что здесь ущемляются права верующих. Нет ли у вас жалоб?» А вот мне известно, что в Узбекистане полная свобода для нормальной религиозной деятельности, а подчас — и для не вполне нормальной. В ответ я рассказал этому правозащитнику о некоторых миссионерских акциях сектантов. Он ахнул: «У нас такие миссионеры быстро угодили бы за решетку».
Во многих западных странах действуют достаточно строгие законы, относящиеся к сфере религии. В США пошли несколько иным путем: там можно проповедовать что угодно и как угодно. Но в тех же Соединенных Штатах хождение миссионеров по частным квартирам, их вмешательство в частную жизнь — под запретом. А у нас в Ташкенте в дверях домов может появиться незнакомец со слащавой улыбкой и с кипой миссионерской литературы подмышкой.
vladimir
Необходимо отличать веру от преступных ее извращений. Если под религиозной вывеской ведется пропаганда человеконенавистничества, такое не должно быть терпимо ни в одном цивилизованном государстве. Ряд тоталитарных сект применяют гипноз, кодирование, наркотики, то есть способы насилия над личностью, запрещенные международным правом. А вербовка прозелитов посредством шантажа, а подкуп государственных служащих сектантскими главарями, с чем было связано уже несколько скандалов в соседнем с нами Кыргызстане, как быть с этим? А будоражащие общество объявления дат «Страшного Суда» то в 1993-м, то в 1996-м, то в 2000 году? А применение методик спецслужб, сбор компрометирующей информации о жителях того или иного района, чем занимаются некоторые сектантские эмиссары, чтобы люди оказались у них «под колпаком»? Все это — не религия, а уголовщина, попрание законов не только божеских, но и человеческих.
Кто руководит сектами? Основатель сообщества мунитов — «живой бог» Сон Мен Мун неоднократно отбывал тюремные сроки за изнасилование, финансовые махинации. Если таков религиозный лидер, то какова религия? Или «Свидетели Иеговы», претендующие на всемирное политическое господство. Это религиозная или подрывная организация? Нашим правоохранительным органам не следует ждать, пока нарыв созреет и прорвется в социальных конфликтах, а принимать профилактические меры.
— Как отличить опасную секту от традиционной религии?
— Для этого нужно быть специалистом. В богословской науке даже существует отдельная дисциплина — сектоведение, издаются соответствующие справочники. Но и обращение к такой литературе не всегда помогает. Во-первых, появляется все больше разновидностей сект, а во-вторых, одна и та же секта зачастую не раз меняет название.
Недаром Евангелие предостерегает от «волков, прикрывающихся овечьими шкурами». Есть, например, секта «Семья». Красивое название, не правда ли? Сразу представляются тепло семейного очага, супружеская любовь, материнство, счастливые дети. Но на деле за таким названием скрывается секта, практикующая ритуальный групповой разврат. Или секта с наукообразным названием «Церковь сайентологии», за которым прячется сатанизм, поклонение абсолютному злу. Те же иеговисты называют себя еще «Башней Сиона» или «Сторожевой башней». В общем, как гласит узбекская пословица, «У правды одно лицо, а у лжи — тысяча».
— В последнее время усиливается религиозное объединение, члены которого называют себя «христианами полного Евангелия». Что оно собой представляет?
— Само название абсурдно: кто и чем может дополнить Евангелие через два тысячелетия после Рождества Христова? В России они называют себя еще пятидесятниками, духоборами и даже духоборцами. Они вовсе не дополняют Священное Писание, а наоборот, выделяют из него всего один эпизод — схождение Святого Духа на апостолов. Христиане полного Евангелия заявляют, что «дух» сходит на всех, кто присутствует на их собраниях, и они получают «дар языков».
Дух Божий сошел на апостолов, людей святых и чистых, после сорокадневной молитвы и поста. А у пятидесятников любой человек, случайно зашедший к ним с улицы, какими бы грехами он ни был осквернен, впадает в экстаз и начинает «говорить языками». Божеское это явление или демоническое? Бог не творит бессмысленных чудес, только дьявол производит не имеющие смысла фокусы. Но стоящие чудеса совершал Христос: кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых, все это на благо людей. Чудесное знание иностранных языков было даровано апостолам потому, что им предстояло проповедовать Слово Божие разным народам. А пятидесятники под действием своего «духа» выговаривают какую-то никому не понятную абракадабру: какой смысл в подобном «даре языков»? Суть в том, что на их собраниях создается атмосфера экзальтации. Это эксперимент над человеческой психикой и эксперимент опасный, его последствием могут стать душевные болезни. Подобную практику применяют все так называемые харизматические секты, чьи собрания зачастую напоминают проявления массового психоза.
Кроме пятидесятников или, если хотите, «полноевангелистов», существуют еще «адвентисты 7-го дня». Они с промежутками в несколько лет объявляют точную дату Страшного Суда, хотя в Библии ясно сказано, что срок этот не могут знать ни люди, ни даже ангелы, а знает только Всеведущий Бог. Казалось бы, после первого же несостоявшегося «суда» секта должна была рассеяться. Однако «адвентисты 7-го дня» существуют и объявляют новые «судные дни». Видно, сектанты утратили способность здраво мыслить, превращены в фанатиков- «зомби».
— Как вы думаете, почему люди идут в секты?
— Прежде всего из-за религиозного невежества. Незнание родной веры у многих еще сохраняется по инерции, вследствие духовной лени. А ведь каждому человеку следовало бы знать основы религии, которую на протяжении многих веков исповедовал его народ. В этом — уважение к памяти предков, к их духовному и культурному наследию. И чем лучше мусульмане будут понимать ислам, а православные — свою веру, тем менее чувствительными станут те и другие к сектантским соблазнам.
— Что делать человеку, когда к нему на улице или в транспорте обращается миссионер, предлагает литературу, настойчиво приглашает на религиозное собрание?
— Чтобы дать сектантскому вербовщику грамотный отпор, необходимы специальные богословские знания. Подобные агитаторы великолепно подготовлены, это знатоки психологии и ораторского искусства. Жаждущим милосердия людям они говорят сладкие слова о любви, а интеллигенцию обольщают философскими терминами. За этой привлекательной демагогией может скрываться какая угодно идеология, включая сатанинскую, — настоящее учение секты для прозелита до поры остается тайной. Вступать в спор с такими вербовщиками бессмысленно и опасно.
— Необходимо учитывать также, что вербовщики тоталитарных сект владеют изощренными методиками зомбирования. Приведу бытовой пример. Если не вы лично, то кто-то из ваших знакомых наверняка становился жертвой цыганок-мошенниц. Начинается с приглашения погадать, правдоподобных догадок о ваших проблемах и надеждах, затем следует известный фокус с исчезновением денежной купюры с ладони «прорицательницы», а кончается полным опустошением кошелька. Все пострадавшие рассказывают, что во время этого артистического ограбления впадали в полубессознательное состояние, воля их была парализована. Такую же операцию может проделать сектантский вербовщик с человеком, вниманием которого ему удается завладеть. Еще хуже, если вербуемый, поддавшись внушению или из любопытства, отправится на сектантское собрание, которое по сути представляет собой сеанс массового гипноза.
Состояние экстаза, в которое вводят прозелитов сектантские «харизматики», — это духовный наркотик. Подобно дозе героина, такой сеанс приносит ядовитую сладость, вызывающую тягу к ней и доводящую до полной порабощенности. Много примеров того, как сектантские лидеры заставляют людей отдавать им все свое имущество, продавать квартиры, отрекаться от родных и близких, как прозелитов превращают в рабов-«зомби».
Так что при встрече с сектантским эмиссаром лучше всего не затевать с ним полемику, а вежливо, но твердо отклонить его домогательства словами: «Мне это неинтересно».
— Мы говорили о мировой практике. А какова специфика религиозной ситуации у нас в Узбекистане?
— Разумеется, наш край — это не какая-то абстрактная территория с абстрактным населением. Узбекистан — страна древней мусульманской цивилизации. А иностранные проповедники являются сюда, будто к каким-то дикарям. Четырнадцать веков назад предки узбеков сделали свой выбор в пользу ислама, предки живущих здесь славян тысячелетие тому назад приняли православие. А пропагандисты сект, зачастую объявившихся лишь в XX веке, не умеют уважать наши убеждения, доходят до прямых оскорблений наших всемирных религий. Что они несут с собой: проповедь добра или межрелигиозную вражду? Сами методы сектантских миссий, их крикливость и навязчивость, распространение листовок, приставание к прохожим — неуместны на вдумчивом и благоговейном Востоке.
Религиозные учения — не тот вид импорта, который можно неразборчиво приветствовать. Не надо забывать, что мы живем в мусульманской стране. Очень разумно и правильно, что законодательством Узбекистана запрещен прозелитизм.
Ислам по своей сути религия очень толерантная, признающая право всех обладателей Священного Писания («людей Книги») на собственный путь к Всевышнему. В Коране сказано: «Люди Книги, христиане и иудеи, те, кто уверовал в Бога и творил благое, — нет страха над ними, и не будут они печальны». Но в то же время мусульмане очень остро реагируют на попытки вербовки прозелитов в их собственной среде. И ведь не секрет, что главным средством сектантских миссионеров является подкуп: они «обращают в свою веру» разными подарками, гуманитарной помощью, просто деньгами. Такая торговля человеческими душами представляется кощунственной.
В соседнем Кыргызстане пресса преподносила успехи баптистской миссии как некое торжество демократии. А каковы последствия? В Ошской области уже неоднократно доходило до массовых драк между кыргызскими мусульманами и кыргызами — прозелитами баптизма. И люди страдают, и очаги нестабильности возникают, и международному престижу Кыргызстана нанесен серьезный ущерб.
— Вы, митрополит православной церкви, с такой явной симпатией относитесь к мусульманству и в то же время не одобряете деятельность конфессий, которые называют себя христианскими. Не странно ли это?
— Ничего странного. Православие — учение любви Христовой, а ислам называет христиан «ближайшими по любви к мусульманам». Взаимная дружественность заложена в самих вероучительных основах наших религий. Необходимо понимать аят Корана, на котором зиждятся дружественные отношения: «Ты, несомненно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы христиане!» Это потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся».
Дело даже не в том, что у сектантов нет ни иереев и монахов и собираются они в приспособленных помещениях. Дело в том, что они пытаются именно «превознестись», разными способами стараются навязать свое учение. В православии смирение — одна из главных добродетелей. Наша церковь не превозносится, помня завет апостольский: не судить внешних, а воспитывать собственную паству для вечности, и такой путь вызывает понимание и уважение у мусульман. Вот почему на протяжении всей истории между православием и исламом никогда не возникало конфликтов на религиозной почве. А созданное в Узбекистане мусульманско-православное содружество Всемирный совет церквей признал образцовым и поучительным для всего мира.
Что же касается западных конфессий, то многие из них уже слишком далеко ушли от Христа. Нужно быть слепым, чтобы не видеть, какая вакханалия греха царит на Западе. Западное телевидение, западные фильмы насыщены пропагандой порока, содомских и гоморрских мерзостей. А Иисус Христос — Пречист, Евангелие призывает служить ему «в чистоте и святости», утверждает, что живущие в греховной нечистоте «Царствия Божия не наследуют». Многие называют современное западное сообщество постхристианским, точнее бы назвать его — вернувшимся к язычеству. И западным проповедникам, называющим себя христианскими, следовало бы в собственных странах бороться с безнравственностью, обрекающей аду миллионы душ их соплеменников. А они, забывая о ближних своих, едут за тридевять земель, например, в Узбекистан, где духовная обстановка несравненно чище, чем на Западе.
— Действительно, возникает вопрос: почему западные конфессии так стремятся утвердиться в Узбекистане? Только ли религиозные цели они преследуют?
— Не в одном только Узбекистане, но и во всем Среднеазиатском регионе иностранные миссии тратят очень большие деньги. Религиозные организации подобными средствами едва ли располагают. Другое дело — политические структуры. Недавно мне подарили сборник материалов Российского института стратегических исследований, посвященный ситуации в нашей стране. В этой книге я отметил одну фразу: «В Средней Азии активность западных миссионеров вызвана стремлением создать политический противовес мусульманской религии». Если это так, то подобное «политическое соперничество с исламом» в наших условиях следует прямо назвать провокацией межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Вера в Бога, которого православные называют Вселюбящим, должна вести к добру и созиданию, но отнюдь не к появлению очагов вражды. Иначе это не религия, а политические спекуляции на ней, оскорбляющие Божественное Правосудие.
— Ваш взгляд на миссионерство понятен. А что можете сказать о взаимоотношениях государства и традиционных религий?
— В 1995 году на известном ташкентском межрелигиозном форуме «Совместно жить под одним небом» мусульманские и православные духовные главы региона приняли совместное обращение, в котором сказано: «Мы выражаем общую заинтересованность в создании просвещенных, высоконравственных, процветающих обществ в наших родных государствах Центральной Азии». В делах созидания государственная власть и традиционные религии являются союзниками. Православие и ислам имеют различные богословские воззрения, но обе религии воспитывают верующих в одинаковых нравственных добродетелях: справедливости, милосердии, честности, уважении к законной власти, стремлении служить Родине. Человек, который обладает такими качествами, — достойный гражданин любого государства.
«Религия сегодня способствует очищению от скверны, от лжи и лицемерия, возрождению высоких моральных устоев и нравственных качеств… У здорового человека — здоровые мысли, лишь здравомыслящий человек истинно поклоняется Богу, имея здоровую веру», — так говорит наш Президент Ислам Каримов.
Александр Ибрагимов.