Домой » Сентябрь » РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЧУДЕ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЧУДЕ

Уважаемая редакция!
Я внимательно слежу за публикациями в вашей газете, где рассказывается о сотрудничестве Узбекистана с ведущими государствами мира. Давно интересуюсь Японией — страной древней культуры и развитой экономики, с которой нас связывает Великий шелковый путь. Новую страницу в связях двух сторон открыл официальный визит Президента Ислама Каримова в Японию. Сегодня она стала нашим стратегическим партнером.
Укрепляются и культурные контакты. Пример — проходящие сейчас Дни культуры Японии в Узбекистане. Хотелось бы подробнее узнать о том, как государство, не обладая особыми природными ресурсами, сумело достичь лидерства во многих сферах мировой экономики.
Аннакул Шаймарданов.
Термез.

Редакция обратилась к востоковеду Батыру Аллаеву, несколько лет проработавшему в Японии и изучавшему экономическую структуру этого государства, рассказать о феномене Страны восходящего солнца.
Одной из главных причин так называемого экономического чуда, произошедшего здесь за сравнительно короткий период времени, стала превалирующая роль государства в этом процессе.
Пример Японии — один из наиболее ярких. Для сравнения: степень влияния государства на экономику страны в Японии до сих пор остается на уровне 25-30 процентов, в то время как в США этот показатель равен 7-8 процентам.
Характеризируя концепцию развития Японии, а также других стран Восточной Азии, нужно сказать, что она основана на консенсусе всех главных участников общественной жизни в вопросе проведения индустриализации.
Функции политических лидеров заключаются в инициировании и поддержании этого процесса. Задача разработки методов достижения поставленных целей возложена на профессиональных государственных чиновников. В рамках этой системы они имеют власть и полномочия, необходимые для предоставления эффективной поддержки каждой отдельной отрасли.
По мнению известного американского ученого Чалмерса Джонсона, правительство Японии фактически инициировало промышленное развитие страны, в то время как в западных государствах правительство «просто устанавливало правила игры».
Существует два основных периода эффективного государственного регулирования в Японии: первый — с 1868 по 1900 год, второй — после окончания второй мировой войны.
В 1867 году к власти пришло правительство во главе с молодым императором Мейджи, которое выступило инициатором проведения политических и экономических реформ. Государство в то время было единственной реальной силой, способной заложить основы рыночного механизма хозяйствования, приведшего впоследствии к экономическому чуду.
Япония второй половины XIX века внесла большой вклад в мировую практику альтернативной модели развития общества, известной как «эволюционное государство» и основанной на систематическом использовании западного опыта в течение длительного периода.
При этом одержала верх идея защиты отечественной индустрии, что привело к повышению конкурентоспособности многих отраслей японской экономики. Была проведена фискальная реформа, достигнута высокая степень мобильности рабочей силы, правительство активно внедряло зарубежную технологию в различные промышленные секторы и сельское хозяйство, были приняты меры по обузданию инфляции и создан Центральный банк.
Началось быстрое промышленное развитие. Правительство строило предприятия, железные дороги, телеграфные линии. Оно продавало частному сектору по сниженным ценам или сдавало в аренду земли, принадлежащие государству, для строительства современных заводов. Перспективным компаниям в течение длительного времени оказывалась всесторонняя государственная поддержка в виде различных субсидий и налоговых льгот. В качестве примера можно привести взаимоотношения правительства с Домом «Мицубиси», являющимся сегодня одним из крупнейших японских конгломератов. Была разработана система сотрудничества и взаимной поддержки государства и промышленности.
Благодаря реформам, осуществленным в конце XIX века, ежегодный прирост национального дохода на душу населения в соотношении к валовому внутреннему продукту составил в 1870 -1886 годах около 3,5 процента, что является самым высоким показателем среди промышленно развитых стран мира.
В сфере образования японское правительство также сыграло роль инноватора. Знания как технического, так и экономического характера энергично «завозились» из Европы и США через исследовательские миссии японских ученых при финансовом содействии правительства, а также путем приглашения зарубежных лекторов в японские вузы. Однако дело не ограничилось простым заимствованием зарубежного опыта. В 1886 году было принято решение об учреждении под патронатом императора Токийского университета, куда поступали самые способные выпускники средних школ со всей страны. К подобной идее в то время пришли лишь немногие страны Европы.
Выделение значительных бюджетных ассигнований на образование подчеркивало приоритетную важность этой области. Поэтому первым среди всех министерств Японии в 1871 году было учреждено министерство образования.
Характеризуя особенность развития Японии конца XIX века, можно констатировать: внешние угрозы национальной независимости содействовали тому, что пришедшее к власти сильное правительство мобилизовало производственный потенциал традиционной японской культуры и эффективно использовало преимущества своей страны, которые состояли в том, что она начала свое развитие сравнительно поздно и потому смогла результативно применить опыт развитых на тот период стран. Таким образом был запущен механизм стабильного процесса экономического роста под влиянием рынка.
Главный же вклад правительства заключался в создании необходимой инфраструктуры и подготовке людских ресурсов.
Особого внимания заслуживает послевоенный период экономического развития Японии. Мнение, что государство должно активно управлять экономикой, стало «краеугольным камнем» японской государственной модели. Правительство взяло на себя задачу восстановления разрушенной экономики и платежного баланса, начало осуществлять политику промышленной реструктуризации и ориентации на экспорт. Роль Японского государства в подъеме экономики впоследствии определят как один из факторов, приведших к экономическому чуду.
Ответственность за достижение экономического роста была возложена на специалистов министерства внешней торговли и промышленности Японии, которые выработали и осуществили промышленную политику. Это министерство часто называют «катализатором» японского экономического чуда. Его успех относят к выработке практической, соответствующей рыночным принципам, промышленной политики, которая стимулировала инвестиции и быстрый рост.
Среди отраслей, больше всего «выигравших» от такой политики, называют сталелитейную, автомобильную, компьютерную, судостроительную и электронику.
Модель японского государственного регулирования после второй мировой войны включает несколько составляющих. Это — деятельное правительство со стабильной бюрократической системой, выбор приоритетных отраслей для стимулирования их экономического роста, политика развития экспорта, широкая система административного контроля, защита внутреннего рынка, ограничения на прямые зарубежные инвестиции, слабая антимонопольная политика, осуществление промышленной реструктуризации, официальное разрешение на создание картелей, жестко регулируемые финансовые рынки, государственное спонсирование научно-исследовательских проектов, стабильная макроэкономическая политика.
Восстановление послевоенной экономики началось на основе «политики приоритетных производств». В 1950-1960 годах она сопровождалась оказанием им финансового содействия. Это осуществлялось по следующей схеме: сырье и оборудование, при их дефиците, концентрировалось и целенаправленно направлялось в определенную отрасль, рост которой затем инициировал развитие и других отраслей. Однако после 70-х годов такая политика больше играла так называемую «сигнальную» роль — фокусировалось внимание на важности той или иной отрасли промышленности, что оказывало влияние и на объем частных инвестиций.
Суть концепции развития внешней торговли состояла в том, что экономический прогресс должен осуществляться через расширение экспорта на основе теории «динамического сравнительного преимущества». Согласно этой концепции, Япония, будучи небольшой страной и не имея природных ресурсов, сможет «выжить», только производя экспортную продукцию. Еще один девиз японского правительства заключался в том, что лучше тратить из валютных резервов, чем заимствовать кредиты из-за рубежа. В то же время, по мнению японских экономистов, зарубежная помощь сыграла важную роль в проведении послевоенных реформ: в период с 1946 по 1952 год Япония получила 2,114 млрд долларов США.
Для защиты японских производителей от конкурентоспособного импорта иностранные фирмы часто «исключались» из японского рынка. Целью созданного режима торговли и валютного регулирования было содействие национальным компаниям, чтобы они как можно скорее догнали своих зарубежных конкурентов. Многие отрасли, где не только перерабатывалось сырье, но и производилась готовая продукция, стали объектами протекционистской политики государства. Например, деятельность крупнейшей в то время в мире компании «Зингер» была временно запрещена на японском рынке швейных машин. Япония начала либерализировать свой импорт в 1964 году, после подписания 8-й статьи Устава Международного валютного фонда. В отношении же тех отраслей промышленности, где протекционизм рассматривался в качестве необходимого условия их становления, процесс либерализации проходил более медленно. К примеру, импортные квоты были отменены на цветные телевизоры в 1964 году, на пассажирские автомобили — в 1965-м, на интегральные схемы — в 1974-м, на компьютеры — в 1975 году.
Особого внимания заслуживает вопрос поэтапной либерализации валютного рынка Японии. В силу крайне низкого уровня валютных резервов на первоначальном этапе все валютные операции — как по текущим счетам, так и счетам движения капитальных средств, жестко ограничивались. По законодательству такие операции были запрещены и разрешались только в виде исключений.
Между 1956 и 1963 годами зарубежным компаниям, работающим с японскими йенами, было разрешено заниматься бизнесом в Японии. При этом создание филиалов в Японии со стопроцентным своим капиталом разрешалось только при условии, что прибыль от инвестиций или ликвидации предприятия не будет переводиться за рубеж. Иностранные инвестиции наиболее активно вкладывались в такие отрасли промышленности, как нефтяная, химическая, производство оборудования.
Технологический разрыв между Японией и Западом оставался в то время довольно значительным. Компании, которым удалось успешно внедрить зарубежную технологию, получали преимущества во внутренней конкуренции. В качестве приоритета была определена задача импорта передовых технологий, которые могли бы быть использованы в повышении производительности труда и рационализации отечественной промышленности.
Однако по мере экономической стабилизации валютные операции по текущим и капитальным счетам были постепенно либерализированы. Полная юридически оформленная их либерализация произошла в результате кардинального пересмотра соответствующего законодательства только в апреле 1998 года.
Жесткие ограничения на прямые иностранные инвестиции и законодательство, регулирующее вопросы собственности, также не позволяли зарубежным компаниям активно проникать на японский рынок. Правительство объясняло такое положение тем, что молодые и наиболее слабые отрасли промышленности нуждаются в защите. Например, в сфере производства моющих средств зарубежным фирмам было запрещено иметь собственность в японских корпорациях в течение 1950-1960 годов, и только в 1970 году им разрешили создавать совместные предприятия на условиях «50 на 50». А к членству на Токийской фондовой бирже даже в 1986 году было допущено лишь шесть иностранных компаний. Постепенная отмена всех официальных ограничений для проникновения прямых зарубежных инвестиций проводилась с 1956 до 1973 года.
Особенностью государственной промышленной политики в послевоенные годы стало ограничение конкуренции путем установления слабого антимонопольного режима.
В ряде отраслей была поставлена задача «создания нескольких, но достаточно серьезных игроков», способных эффективно конкурировать на мировом рынке. Ярким примером является компания «Nippon Steel», созданная в 1970 году в результате слияния «Fuji Steel» и «Yahata Steel». Характерно, что министерство внешней торговли и промышленности приветствовало слияние, результатом которого стало появление компании, контролирующей более 30 процентов рынка в сталелитейной области.
Разрешив слияние крупных компаний, в руках которых сконцентрировались главные отрасли промышленности, правительство страны начало координировать распределение инвестиций для создания новых заводов. Особенно в нефтехимической, бумажной отраслях, производстве синтетического волокна и ряде других. Целью таких мер было свести до минимума излишек производственных мощностей и «чрезмерную» конкуренцию, что являлось важным фактором для долгосрочного промышленного роста и необходимым условием повышения конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке. Более того, правительство часто само активно способствовало слиянию компаний. В военном кораблестроении, например, оно в середине 60-х годов «списало» проценты от кредитов Японского банка развития (ЯБР) и возглавило процесс, в котором отдельные отрасли были консолидированы в шесть групп.
Поддерживалось и слияние банков, в результате чего возникли такие известные банки, как «Дайичи Кангъе» и «Тайе Кобе».
Правительство стремилось оказывать содействие деловым кругам при экономических спадах, расширяя масштабы взаимодействия с ними и создавая легальные картели. Это позволяло в период кризисов в равной степени «распределять» среди конкурентов отрицательные последствия от сокращения объемов производства и производственных мощностей.
Существовало несколько типов картелей. Так, картели по малому и среднему бизнесу были предназначены для защиты небольших компаний от крупных потенциальных покупателей и продавцов. Это достигалось путем создания коллективного механизма согласования позиций при заключении сделок, что ограничивало влияние крупного бизнеса. Картели по экономическим спадам создавались для поддержания отраслей промышленности и компаний, оказавшихся в сложном положении во время кризиса. Основной их задачей было избежание роста безработицы — как на собственных предприятиях, так и у поставщиков. Картели по рационализации оказывали помощь в сокращении расходов и повышении качества продукции. Они должны были минимизировать общий объем промышленных инвестиций в отдельные технологии или производственные процессы. Считалось, что такая практика позволит японской индустрии «догнать» в своем развитии Запад. Задачей картелей по экспортно-импортным операциям было «отговорить» небольшие компании от осуществления бросового экспорта (демпинга) по низким ценам. Ведь демпинг сокращал валютные поступления, нехватка которых остро ощущалась в послевоенный период. Периодически выдавались также разрешения на создание картелей по специфическим отраслям. Это осуществлялось через принятие специальных законов о временных мерах, к примеру, по развитию производства машинного оборудования, по содействию развития электронной промышленности. Государство жестко регулировало и финансовые рынки. В первые послевоенные годы был принят ряд нацеленных на это законов, включая разделение функций банков и инвестиционных компаний и создание специализированных финансовых институтов (например, банков по долгосрочным кредитам, по кредитованию малого и среднего бизнеса).
Государство в Японии сыграло также значительную роль в организации и финансировании научно-исследовательских проектов. Суть заключалась в том, чтобы распределить средства, необходимые для их реализации, среди многих участников и избежать расточительного дублирования. Примером является проект «Широкомасштабная интегрированная схема», предназначенный для создания современной технологии в области полупроводников. К осуществлению этого проекта были привлечены все главные отечественные производители отрасли.
Доля государственных расходов составила 22 процента. Считается, что выполнение проекта помогло японским компаниям занять лидирующие мировые позиции в области полупроводников.
По мнению американского ученого Ч. Джонсона, «экономический триумф послевоенной Японии», невиданный ранее экономический рост, сделавший Японию второй по производительности страной с открытой экономикой, которая когда-либо существовала в мире, представляет собой наилучший пример рыночной системы, управляемой государством». Главная ценность опыта Японии заключается в том, что система управления развивалась как синтез национальных идей и лучших достижений западного мира.
…Изучение опыта той или иной страны не означает его копирование. После обретения независимости перед Узбекистаном встала задача разработки своей модели развития. В основу ее, как известно, были положены пять принципов, разработанных Президентом Исламом Каримовым, один из которых — ведущая роль государства в осуществлении кардинальных социально-политических и экономических реформ, ориентированных на создание нового общества с отлаженным механизмом рыночных отношений.
Процесс преобразований, начатый 11 лет назад, продолжается. По мере становления отечественной экономики происходит поэтапное уменьшение участия государственных структур в решении многих задач. Как подчеркнул Президент в своем докладе на 9-й сессии Олий Мажлиса, роль государства должна быть направлена, в первую очередь, на определение стратегических приоритетов в развитии экономики, обеспечение безусловного выполнения законов, правовых норм, стимулирование инициативы и предпринимательства, создание необходимых и равных условий для конкуренции субъектов хозяйствования.
Понимание методов, применявшихся для достижения экономического процветания Японии, позволит взять на вооружение только те, которые можно использовать в наших условиях, с учетом нашего менталитета и нашей объективной реальности.