Домой » Ноябрь » У КАЖДОЙ СТАНЦИИ — СВОЯ ИСТОРИЯ

У КАЖДОЙ СТАНЦИИ — СВОЯ ИСТОРИЯ

В электродепо «Узбекистан» открыт музей истории метрополитена. Прежде чем заполнить экспонатами залы, его директор Шоиноят Шоабдурахимов — первый начальник метрополитена, по его словам, побывал в музеях истории, прикладного искусства Узбекистана, вагоноремонтного завода и авиационного объединения. Много времени посвятил сбору материалов. И вот его рассказ:
— Экспозиция начинается с галереи портретов тех, кто стоял у истоков возведения подземки: руководителей республики и ее столицы. Далее экспонируются снимки станций Чиланзарской, Узбекистанской и Юнусабадской линий. На противоположной стене — символика независимой Республики Узбекистан: флаг и герб, текст гимна. Рядом — портрет Президента страны.
Каждый зал, а их пять, рассказывает об истории самой всенародной стройки и развитии служб метрополитена. Вот снимки первого заседания штаба стройки: сколоченный из досок стол, за которым на скамейке сидят его члены во главе с Павлом Канищевым. Рядом на фото запечатлен обед первых проходчиков под навесом. А вот очередная планерка СМУ-1. Панорама субботника на одной из станций, здесь же группа командиров производства с первым управляющим трестом «Ташметрострой» Павлом Семеновым.
Присматриваешься к экспонатам зала и видишь, как работали проходчики, как монтировали крупные железобетонные блоки на станци «Айбек». Здесь же в витрине макеты.
И снова снимки: монтаж основания станции «Беруни».
В проектировании первой линии метро принимали участие проектные организации Москвы, Киева, Баку, Харькова и, конечно, Ташкента. Фотопортреты проектировщиков также здесь.
Коллективы институтов «Метрогипротранс», механики сейсмостойкости сооружений имени М. Уразбаева и «Ташметрострой» заложили на первой линии основу отечественного направления подземного сейсмостойкого строительства, ориентированного на максимальное применение сборных железобетонных конструкций. Макеты их в этом же зале. Впервые была применена система адиабатического охлаждения, и она показана на снимках. Два снимка до пуска и после сдачи в эксплуатацию депо «Чиланзар» и всей линии в 1977 году — история первых шагов строительства.
А вот снимки электродепо «Узбекистан» вместе с предприятием по капитальному ремонту вагонов, где прошла недавно встреча посетителей музея с первопроходцами Георгием Климентьевым, Николаем Вахидовым, Едгаром Бакшиевым, Хамидом Мухамедовым и другими.
Специальный стенд музея посвящен открытию депо по ремонту подвижного состава 17 апреля 2000 года. Фотографии цехов и лаборатории предприятия, представлены детали, запасные части, что производятся здесь и на других предприятиях метрополитена — более 500 наименований.
В 1991 году вступила в строй Узбекистанская линия, в которой также был осуществлен ряд эффективных решений. За проектирование и возведение этой линии группе проектировщиков, строителей и работников метро была присуждена Государственная премия. Снимки лауреатов украшают экспозицию. Здесь же портреты нынешних руководителей «Метростроя», метрополитена и «Метролойиха».
На одном из стендов показана метрологическая служба метро, что производит тысячи различных измерений. Вскоре эта важнейшая структура станет базой всей системы пассажирского транспорта столицы.
Выразительны стенды технических учебных заведений, различных совещаний, а также фрагментов художественного оформления станций. А далее целая галерея фотохроники последних лет, посвященных Году матери и ребенка, Году защиты интересов старшего поколения и т.д. Тут же иллюстрации посещений делегаций разных стран, многообразной жизни коллективов метро. Специальный стенд посвящен Юнусабадской линии. Здесь все — от новейших станций до тоннелей метро — «дышит» современным техническим уровнем и дизайном. И заняты тут высококвалифицированные кадры. Для обслуживания метро требовались специалисты около ста направлений. Раньше это были бывшие железнодорожники, затем выпускники технической школы, готовящей машинистов поездов, электромехаников, слесарей по обслуживанию оборудования. Большая группа молодых прошла обучение в Москве, Киеве и других городах. Многие из бывших выпускников ныне работают в метро. Их портреты украшают экспозицию. Тут же подарки делегаций, сувениры.
Проходишь от стенда к стенду, листаешь альбомы — и раскрывается панорама огромного подземного города с его дворцами, переходами, тоннелями и сложнейшей современной техникой. Видишь его тружеников и зодчих, которые возводили всю эту красоту.
— Уверен, — говорит директор музея Шоиноят Рахимович, — что наша экспозиция сыграет огромную роль в воспитании молодого поколения метрополитеновцев.
Записал Борис Палацкий.