Домой » Май » УПОР НА КАЧЕСТВО

УПОР НА КАЧЕСТВО

В строительстве государства с сильной экономикой и высоким духовно-нравственным потенциалом большая роль принадлежит всесторонне образованным, высококвалифицированным специалистам. На пути к обществу знаний необходимо каждому дать возможность получить образование. Конституция Республики Узбекистан предоставляет право свободного выбора школы, колледжа, вуза по способности и склонности. Национальная программа подготовки кадров — это рабочий инструмент внедрения «узбекской модели» подготовки специалистов, тактика реформирования образовательной системы и решения одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, — воспитать конкурентоспособных специалистов для всех отраслей и сфер экономики страны.
На первом этапе реализации программы создан фундамент новой системы образования, теперь начата работа по повышению его качества. Свой вклад в это вносит и коллектив Каршинского государственного университета, созданного указом Президента Республики Узбекистан И. Каримова в 1992 году на базе Каршинского государственного педагогического института. За эти годы здесь подготовлено свыше 36 тысяч специалистов, из них 12 тысяч — в годы независимости. Сегодня выпускники университета трудятся в ведущих отраслях экономики и народного хозяйства, в сфере образования, культуры, управления.
В стенах университета ныне постигают азы науки более шести тысяч студентов по 27 направлениям бакалавриата и восьми магистратуры. Исходя из современных требований открыты девять новых направлений образования, созданы три факультета, восемь кафедр, а также 14 филиалов кафедр университета в профессионально-технических колледжах. На 46 кафедрах 11 факультетов трудятся около 500 преподавателей, среди которых 21 профессор имеет ученую степень доктора наук и 181 доцент — кандидат наук. Они готовят специалистов, ведут научные исследования, создают учебники и пособия.
Приоритетное место в деятельности университета отводится повышению качества образования, внедрению новых научно-педагогических технологий, расширению научно-исследовательской работы, установлению плодотворных научных контактов. На всех факультетах организованы научные семинары, созданы комиссии качества. В университете проводятся различные конференции, нередко международные.
Обретение республикой независимости открыло двери в глобальный мир научных контактов. Плодотворным стало сотрудничество с известными вузами нашей республики и с некоторыми зарубежными университетами. Результатами его явились совместные проекты.
Так, завершается работа по проекту RETUIT программы ТАСIS-TEMPUS, посвященная современным технологиям обучения, расширению подготовки и переподготовки преподавателей с использованием информационных технологий. С узбекской стороны в нем участвовали Каршинский госуниверситет и Самаркандский институт иностранных языков, с европейской — университеты Северо-Лондонский и Оулу (Финляндия). В рамках этого проекта 17 преподавателей университета прошли стажировки в этих вузах. Теперь им предстоит передавать полученные знания на местах. Наглядным результатом этого сотрудничества стало создание ресурсного центра, оснащенного современной компьютерной техникой. Мы по праву гордимся и своим компьютерным центром — одним из лучших в республике. Его создание стало основой для успешного внедрения системы дистанционного обучения, позволяющего решать многие проблемы и существенно повышающего качество образования.
Благодаря такой технической оснащенности мы установили видео-конференц-связь с Национальным университетом Узбекистана, Самаркандским, Гулистанским университетами, Ташкентским юридическим институтом, Ташкентским педиатрическим медицинским институтом. В наших планах связь со всеми другими университетами Узбекистана, а также с Московским, Северо-Лондонским и Оулу.
Таким образом, мы стремимся внедрять свою модель подготовки кадров, отличающуюся целостностью, непрерывностью обучения, которое, начинаясь со школы, профессионального колледжа и академического лицея, не заканчивается в вузе или аспирантуре, а включает также структуры переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов.
Активно занимаясь повышением качества образования, подготовки и переподготовки кадров, мы вместе с тем взяли на себя функции изыскателей. Наша цивилизация — одна из древнейших на земле. Она дала миру великих мыслителей, ученых, исторических деятелей Абу Али ибн Сино, Абу Райхана Беруни, Улугбека, ал-Фароби, ал-Хорезми, ал-Фаргони и многих других. Уверен, что и сегодня наша земля не оскудела талантами. Нужно только найти их и «отшлифовать». Вот почему профессора и преподаватели университета выезжают в сельские районы и проводят Дни университета. Цель — ознакомить земляков с деятельностью университета, поднять престиж образования, а также выявить и поддержать одаренную молодежь. Для этого в каждом районе взяли под свое крыло по одной сельской школе и создали на их базе опытно-опорные экспериментальные участки. Местные учителя получают необходимую методическую и консультационную помощь, наглядные пособия, литературу, повышают свою квалификацию в нашем вузе. В будущем надеемся создать на базе этих школ свои лицеи-интернаты, в которых будут учиться наиболее одаренные дети из самых дальних кишлаков. Завтра эти школьники станут нашими студентами.
Кстати, при университете уже действуют гимназия и академический лицей, бизнес-школа и лицей-интернат, международная школа бизнеса.
При приеме в вуз стремимся учитывать, в каких специалистах ощущается дефицит в том или ином районе Кашкадарьи. Для тех абитуриентов из глубинки, кто по сумме баллов попадает на контрактную систему обучения, но не в состоянии оплатить его стоимость, местные хокимияты по рекомендации приемной комиссии университета выдадут специальный грант. Студент получит поддержку, а район в будущем — необходимого специалиста. Эту инициативу поддержал хокимият области.
Так осуществляется на практике государственная политика в области образования, такие ее принципы, как гуманистический, демократический характер обучения и воспитания, общедоступность образования и поощрение образованности и таланта.
В университете создан клуб одаренных студентов, которые занимаются по специальной программе, разработана система поощрений, стимулирующая стремление к знаниям. Это дает свои плоды. Нас радует, что на республиканских олимпиадах наши студенты занимают места не ниже второго и третьего. За победы в конкурсах они обязательно получают премии, другие виды поощрений.
Весьма эффективна отправка родителям одаренных студентов писем-благодарностей от ректората за хорошее воспитание сына или дочери. В 2001-2002 учебном году 23 бакалавра были приняты в магистратуру по восьми направлениям. Потенциал университета позволит расширить количество направлений до 20. В университете существует аспирантура по 14 специальностям.
Ученые вносят свой вклад в исследования в хлопководстве и зерноводстве, работают над проблемами экологии, использования земельных ресурсов, переработки фруктов и овощей, создания земельного кадастра и многими другими. Заключены договоры и ведется научно-исследовательская работа на общую сумму более 10 миллионов сумов. Наша цель — объединить усилия ученых и практиков для достижения социально-экономического роста Кашкадарьи, развития малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест.
Наряду с этой работой много внимания уделяется воспитанию гармонично развитой личности, вопросам духовности и просветительства, организации досуга студентов, спорту. Работают различные центры и кружки, летний оздоровительный лагерь.
Жизнь университета разнообразна и насыщенна. В канун юбилея состоялось заседание ученого совета, на котором первый секретарь Кашкадарьинского областного совета НДПУ , депутат Олий Мажлиса Республики Узбекистан Фармон Омонов , внесший большой вклад в воспитание молодежи и демократизацию общества, был удостоен звания «Почетный профессор Каршинского государственного университета». Ему вручен соответствующий диплом. Наряду с признанием заслуг Ф.Омонова этот акт стал свидетельством и того, что вуз выходит на новую орбиту своего развития. Я искренне верю в то, что Каршинский государственный университет займет достойное место в системе высшей школы республики. Для этого нам предстоит еще очень многое сделать.
Без знаний нет будущего. Стремление к новому — гарантия прогресса.
Гулмирза Худайберганов.
Ректор Каршинского государственного университета, профессор, доктор физико-математических наук.