Домой » Экономика » «УЗБЕКТЕЛЕКОМ»: НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИЯ

«УЗБЕКТЕЛЕКОМ»: НОВЫЙ ЭТАП РЕФОРМИРОВАНИЯ

То, что реформы в любой отрасли народного хозяйства даются нелегко, пожалуй, известно каждому. Хоть и эволюционная, без явно выраженных «шоков» и «стрессов», но все-таки ломка устаревшей структуры иерархического построения, сложившихся форм управления, устоявшихся финансово-экономических отношений, наработанных методик «притирки» и «шлифовки» кадров.
Вот и в сфере телекоммуникаций через каждые 2-3 года происходят называемые «коренными» преобразования, а точнее — поиски путей перевода этого весьма важного вида деятельности в более эффективное, экономически и по-рыночному целесообразное русло продвижения к успеху и прогрессу. Памятны перемены, когда по настоятельным рекомендациям одной из проявивших заинтересованность и пообещавших большие инвестиции зарубежных фирм наши единые сети телекоммуникаций были в одночасье разделены на две части — одни вошли в состав созданной акционерной компании «Халкаро телеком», а другие — в состав «Махаллий телеком». У первой было обозначено поле деятельности — развитие и модернизация сетей междугородной и международной телефонной связи, а ко второй были приписаны все местные ( городские, районные, сельские) телефонные станции с их недостаточно развитыми абонентскими линиями связи. Обе компании имели возможность альтернативно бороться за достижение успехов в развитии и совершенствовании нашего хозяйства электрической связи. И они старались. Были осуществлены важные проекты, введены новые объекты с применением современной техники и передовых технологий. В результате в республике были возведены мощные волоконно-оптические кабельные магистрали с цифровыми системами передачи информации, а на местных сетях цифровые АТС на 33 процента заменили устаревшие декадно-шаговые и координатные станции.
Поступление же настоящих инвестиций, достойных созданных в республике привлекательных условий, отвечающих имеющемуся и прогнозируемому потенциалу телекоммуникаций, приходилось откладывать, так как многие предложения различных зарубежных партнеров не в полной мере отвечали изменившейся обстановке, требованиям и тенденциям на мировом рынке телекоммуникаций. Активно работающие в республике по проблемам разгосударствления и приватизации опытные зарубежные консультанты и эксперты аргументированно предлагали новые конструктивные меры для достижения поставленных целей — ускорения реформ в сфере телекоммуникаций, принятия таких решений, которые дали бы реальные результаты в деле развития и перевода на современную техническую и технологическую базу предприятий связи.
На определенном этапе стало ясно, что наличие двух операторов на единых национальных сетях телекоммуникаций республики стало фактором, сдерживающим участие иностранных инвесторов в реализации проектов по развитию и модернизации этой сферы.
Аргументы в пользу слияния двух компаний в единого оператора оказались настолько убедительными, что Указом Президента страны и соответствующим постановлением правительства в 2000 году проблема была решена — образована акционерная компания «Узбектелеком». В нее вошли 14 акционерных обществ (операторы в городе Ташкенте и областях) и 2 СП — «Чирком» и «УЗИ», в составе последнего — четыре областных оператора.
Постановлением Кабинета Министров от 30.06.2000 г. «О вопросах организации деятельности акционерной компании «Узбектелеком» было поручено Госкомимуществу и Узбекскому агентству почты и телекоммуникаций привлечь международного финансового консультанта для совместной выработки предложений по приватизации «Узбектелекома» путем продажи иностранным инвесторам на тендерных торгах не менее 51 процента акций компании. В результате кропотливой работы был определен финансовый консультант — международный консорциум во главе с коммерцбанком. Позади бизнес-диагностика, определение инвестиционного климата, финансовое обследование предприятий компании, проведение оценки и определение стратегии приватизации, подготовка информационного меморандума.
АК «Узбектелеком» вышла на новые рубежи, за которыми решения вопросов реальной приватизации. И вновь возникло очередное «но». Для успешного проведения приватизации, по мнению международных консультантов, надо, чтобы состоялось слияние всех региональных операторов (в областях в том числе) в единый состав акционерной компании «Узбектелеком». Немаловажную роль сыграло и то, что, по заключениям некоторых авторитетных иностранных экспертов, местные телефонные сети недостаточно привлекательны для иностранных инвесторов, поэтому лучше им объединиться с теми, у кого больше шансов на привлечение инвестиций. Оказалась нереализованной задача, поставленная правительством еще в 1998 году, о продаже иностранным инвесторам 51 процента акций предприятий местной связи.
К созданию единого в республике оператора телекоммуникаций проявили интерес международные финансовые институты. Например, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития, Международная финансовая корпорация и другие. Они позитивно оценивают те предпосылки, которые теперь создаются в деле приватизации АК «Узбектелеком». Сейчас уставный фонд этой компании, сформированный за счет 80 процентов акций региональных операторов, имеет холдинговую структуру. Создание единого оператора сулит возможность избежать двойного налогообложения при распределении прибыли, увеличить стоимость компании на десятки миллионов долларов США, поднять уровень предполагаемых инвестиций.
Принимая решение об объединении всех в одну компанию, учитывали и опыт других стран, например, Турции, Германии. Абсолютной истины в этом деле пока нет, приватизация телекоммуникаций, как известно, дело новое в мировой практике. Экономически развитые страны осуществили эти процессы всего лишь несколько лет назад. Отсюда наши поиски путей эффективной в этом деле модели являются непростыми.
А пока надежды возлагаются на то, что новые инициативы с объединением позволят добиться таких целей, как повышение привлекательности для иностранного инвестора всех сетей телекоммуникаций республики, создание финансовых возможностей для развития и масштабной модернизации сферы телефонных услуг, погашения ранее полученных для этих целей кредитов, для пропорционального и равномерного развития сетей местной и междугородно-международной связи во всех регионах республики.
В новом статусе как компания с иностранными инвестициями «Узбектелеком» может рассчитывать на льготы, установленные законодательством страны. Предполагается, что будет упрощена система взаиморасчетов между структурными подразделениями внутри единых технологических процессов компании, удастся избежать внутриведомственной дебиторской и кредиторской задолженности, поднять уровень финансовой дисциплины, обеспечить концентрацию финансовых и материально-технических ресурсов для повышения эффективности инвестиционной политики. В компании надеются, что удастся улучшить управляемость как административную, так и технологическую, обеспечить более четкое проведение единой технической политики, гарантировать информационную безопасность, более четкое обслуживание государственных интересов, удовлетворение запросов всех слоев населения на традиционные и новые виды услуг.
На состоявшемся собрании акционеры поддержали новые инициативы, и после принятия соответствующего постановления правительства АК «Узбектелеком» начнет функционировать в своем новом статусе — единого оператора телекоммуникаций Узбекистана. Вошедшие в него предприятия — бывшие акционерные общества — получают статус филиалов.
Предстоит большая работа по юридическому переоформлению этих предприятий, унификации банковских счетов, определению полномочий по работе с клиентурой и многое другое. Потребуются и время, и средства. Но впереди — на основе приватизации поступления иностранных инвестиций, новый большой прорыв к успехам в развитии и модернизации сетей телекоммуникаций, в том числе на основе структурной перестройки, совершенствования управления, технической и тарифной политики, повышения качества услуг.
uztelcom
Анатолий Кудинов.