Домой » Общество » ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА — РОЗА

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА — РОЗА

Творческий путь Владимира Пилипюка не был усыпан розами. Владимир рано усвоил истину, что из всякого дела можно извлечь что-нибудь полезное для себя, если очень этого захотеть. Сама судьба, казалось, подталкивала к делу всей его жизни.
В городе Антраците в шахтерском Донбассе, где прошли его детство и юность, он окончил профтехучилище и получил специальность художника-плакатиста. Умение писать лозунги и плакаты пригодилось, когда он начал разрабатывать эскизы будущих произведений. Выполнение обязанностей химика-технолога на одной из атомных подводных лодок Северного флота во время службы в армии, а затем работы химиком в гальваническом цехе на машиностроительном заводе в родном городе, куда он вернулся после службы, позволили ему познать секреты воздействия на металл различных химических соединений. Регулярные занятия велосипедным спортом превратили его, некогда болезненного, страдавшего ревматизмом, в физически крепкого человека.
Первыми секретами кузнечного ремесла Владимир овладел, когда после окончания службы в армии поступил на работу в паровозовагоноремонтное депо. А настоящую, хотя и примитивную, кузню он увидел на Чукотке в поселке Мыс Шмидта, расположенном за Полярным кругом, куда попал из любопытства. Его поразила сама местность — рядом Тихий океан, под ногами вечная мерзлота, помещение кузни черное, прокопченное… Тогда-то родилась романтическая мысль, что, возможно, когда-нибудь и он сам будет иметь собственную кузницу и выковывать из горячего металла замечательные вещи.
В 1980 году впервые приехал в Ташкент к своей бывшей однокласснице: Надежда по распределению работала в Музее ТуркВО. Уже вместе с женой Владимир вернулся в Сибирь. Жили в вагончиках, деревянных домиках-срубах. Объездили почти всю Тюменскую область по мере освоения новых газовых месторождений. Через шесть дет Владимир и Надежда снова оказались в Ташкенте.
Квартира, в которой Владимир жил с семьей, находилась недалеко от тракторного завода. Сюда он и устроился на работу сначала слесарем, затем кузнецом. Приспособил для работы кузнечный молот, предназначенный для обработки деталей под горячим давлением. В свободное время стал пробовать себя в художественной ковке, изучать специальную литературу. У него получилось. Его первыми работами стали подсвечники, которые дарили работникам завода к юбилеям.
Наступили 90-е годы: время перемен, развития предпринимательства. Работы талантливого кузнеца были замечены. Владимиру сделали первый большой творческий заказ на исполнение ограждения живого уголка-альпинария в Ташгосцирке. Подготовленный им авторский эскиз был признан лучшим. Установленные решетки на верхней галерее второго этажа отделяют административные службы от основного пространства цирка.
Следующей большой работой мастера стало оформление мемориального комплекса, установленного в память погибших милиционеров во внутреннем дворе административного здания ГУВД в Ташкенте.
Проезжая по кольцевой дороге, можно увидеть металлическую, ажурную, высотой более трех метров объемную конструкцию, указывающую, что здесь находится «Детская деревня» — «Kindersos». Ее выполнил Владимир Пилипюк, причем на благотворительных началах. А Палата товаропроизводителей и предпринимателей Мирзо-Улугбекского района и районный хокимият обеспечили мастера металлом.
С 1999 года Владимир принимает участие в реставрации Римско-католического центра в Ташкенте. Им разработан проект оформления внутреннего убранства костела и его органной части, выполнены оригинальные светильники, оконные, в готическом стиле, решетки на окнах, входные ворота в крипту, дверные навесы, ручки, ограждения лестничных маршей. Необычный односвечовый ритуальный подсвечник, свеча в котором зажигается один раз в году на Пасху, ритуальные семисвечовые канделябры. Им же выкован внутренний язык колокола, подаренного костелу посольством Франции в Узбекистане.
Сегодня Владимир — частный предприниматель, член ассоциации народных мастеров Узбекистана «Хунарманд». У него своя мастерская, необходимое оборудование — небольшой кузнечный молот, наковальня, горн, инструменты, сделанные им самим, запасы коксующегося угля. О своем деле Владимир говорит охотно, заинтересованно. У самого не было учителей, до всего доходил сам, постигал премудрости художественной ковки металла, а теперь у него есть ученики, один из них работает самостоятельно.
Работа с металлом — процесс сложный, трудоемкий. Мастер имеет дело с материалом, температура которого достигает нескольких сотен градусов. А это требует не только знания технологии, профессиональных навыков, но и больших физических усилий, выносливости, терпения и самоотверженности. И если хотите, понимания. Хотя металл — вещество неодушевленное, но его красота может быть выявлена только в умелых и любящих руках. Каждый листок, элемент того или иного орнаментального мотива выковывается отдельно. В зависимости от технических приемов, которые применяются при ковке, металл может быть зеркальным, вороненным, золотистым, зеленовато-серым. Появляющиеся при обработке металла окислы, пленка придают ему различные оттенки, одновременно защищают от коррозии.
Владимиром используются все стили, применяемые в кузнечном ремесле, — готика, ренессанс, барокко, но преимущество он отдает последнему. Широко использует разнообразные орнаментальные формы растительных побегов, характерные для искусства художественной чеканки местных мастеров.
Владимир Пилипюк — постоянный участник различных выставок. Его оригинальные подсвечники с розами сегодня можно увидеть на выставке «Золотые руки моего народа», организованной в Государственном музее истории Темуридов республиканскими фондами «Махалля» и «Узбекмузей». Он победитель разных туров конкурса «Ташаббус».
Розы и поныне остаются любимейшим детищем мастера — нежный, красивый, воспетый поэтами цветок.
На всех изделиях он ставит свое клеймо — три семерки, символичные для него. В число семь входят номер дома, где он родился, количество букв в фамилии и количество братьев и сестер. Иногда это слово «Алника», объединившее имена его дочерей.
Старшая дочь Вероника учится в Республиканском колледже живописи, младшая Алена — в Высшей школе национального танца и хореографии. Обе помогают отцу в разработке эскизов будущих работ.
А еще Владимир Пилипюк — один из организаторов и спонсоров детского танцевального коллектива «Зажевье» — «Рассвет», находящегося под патронажем национального культурного центра «Светлица Польска». В этом году он вместе с группой детей ездил в Польшу, посетил несколько городов, знакомился с кузнечным ремеслом, имеющим в Польше прочные традиции. Привез литературу, фотографии, видеозаписи: это поможет ему и дальше совершенствовать свое ремесло.
Лариса Левтеева.