Домой » Закон » Защита или безоружность?

Защита или безоружность?

Читатели нередко обращаются в редакцию с просьбой помочь в той или иной юридической ситуации. Рассказывают о фактах из собственной судебной практики и обращениях в прокуратуру, ссылаются на статьи законов, просят разъяснить ту или иную норму правоприменительной практики. В трудных ситуациях мы часто обращаемся за помощью к известным юристам.
О том как защищен человек в правовом поле, размышляет в беседе с нашим корреспондентом заместитель Уполномоченного по правам человека Олий Мажлиса Республики Узбекистан А.Р.МУХАМЕДОВ.
— Алишер Рустамович, вы известный в стране юрист-практик, ежедневно занимаетесь защитой прав человека. Прежде ваша деятельность была тесно связана с органами суда и прокуратуры. Граждане привыкли рассматривать их как суровые карательные органы. Не влияет ли прошлая работа на сегодняшнюю правозащитную деятельность?
— К сожалению, у большинства наших граждан все еще сохранились стереотипы в отношении деятельности правоохранительных органов. Между тем органы прокуратуры и суда изначально были созданы для защиты прав граждан от неправомерных посягательств. Само слово «юстиция» означает «справедливость», что предполагает защиту прав человека на всех уровнях.
Сегодня Узбекистан строит правовое общество на основе международных принципов демократии. В стране за короткое время созданы механизмы защиты прав человека, приняты необходимые законодательные акты для того, чтобы органы прокуратуры и суда стали действенными структурами защиты прав граждан. В этом аспекте моя прошлая деятельность в органах прокуратуры не только не мешает, а, наоборот, помогает в работе.
— Читатели нередко задают вопросы: что такое права человека, какова система защиты прав человека в Узбекистане, учтена ли при ее создании историческая преемственность и международный опыт?
— В международной юридической науке и практике история прав человека уходит в глубину веков. В Греции и Риме, к примеру, сначала защищали только права отдельных аристократических сословий, а во Франции — лишь монархов и привилегированных слоев населения. Но постепенно наметился переход от защиты коллективных прав отдельных групп к защите индивидуальных прав всех граждан. Переломным моментом явилась реорганизация парламента: признание демократических представителей, избранных от народа, а значит, и признание прав всего народа без всяких отличительных признаков.
Известный исторический факт: начиная бороться за свои права, законодательные собрания разных стран начинали именно со свободы слова и свободы выбора, так как без них невозможно представить нормальное функционирование и развитие правового государства. Ярким примером может послужить Англия. Законодатели этой страны утверждали, что свобода слова, прений и всего, что происходит в парламенте, не может дать повода к преследованию или быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или месте, кроме парламента. Другой обязательный постулат британских законодателей — выборы членов парламента должны быть свободными.
Важным документом в истории прав человека явилась Декларация независимости Соединенных Штатов Америки, которая впервые объявила, что «все люди сотворены равными и все они наделены творцом неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежит право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Другой очень важный исторический документ о правах человека — это французская Декларация прав человека и гражданина, которая произвела настоящий морально-этический эффект на умы людей.
В целом права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не в состоянии существовать, как человеческое существо, или, выражаясь юридическим языком, это комплекс прав и свобод, которые существенны для правового статуса личности.
В современном мире права человека определены и гарантированы в пяти основных правовых документах ООН: во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о политических и гражданских правах и двух протоколах к последнему. Декларация представляет собой манифест морального значения. Пакты — это юридические договоры, имеющие обязательную силу для ратифицирующих их государств. В целом они составляют документ, известный под названием «Международный билль о правах человека».
Два пакта, касающихся прав человека, обеспечивают международную защиту установленных прав и свобод. Оба документа содержат положения, запрещающие все формы дискриминации в борьбе за права человека. Оба имеют силу закона для стран, которые их ратифицировали.
— А как эта работа проводится у нас?
— В Узбекистане ведется целенаправленная работа по созданию системы законов и институтов, призванных реально обеспечивать права и свободы человека. В своем выступлении на первой сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан второго созыва Президент страны И.А.Каримов, определяя вопросы, которые «должны быть в центре внимания государственных, общественных структур и местных органов власти на предстоящий период», указал, что стержневым и первоочередным приоритетом будущего развития страны является либерализация в политической и экономической жизни. Руководитель нашего государства отметил, что «необходимо и дальше совершенствовать систему государственных и общественных институтов, призванных защищать права и свободы граждан».
В стране приняты специальные государственные программы по повышению правовой культуры в обществе, подготовке кадров, улучшению положения женщин, стариков и детей, проведен ряд важных мероприятий по развитию демократии, обеспечению прав человека и совершенствованию государственного управления. За годы независимости принято более трехсот законов. Начиная с 1995 года стало традицией подготавливать ежегодные доклады о выполнении международных обязательств, в которых анализируется политика Узбекистана в сфере человеческого развития, раскрываются проблемы и возможные пути их решения. Таким образом, в Узбекистане в основном сформирована правовая база, направленная на защиту прав человека и их законодательную поддержку. Одной из важнейших гарантий является создание эффективного государственного механизма, который обеспечивает защиту прав и свобод граждан.
В нашей стране, как известно, созданы специальные институты по правам человека: Уполномоченный Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман), осуществляющий парламентский контроль за эффективностью законодательства по вопросам прав человека; Институт мониторинга действующего законодательства при Олий Мажлисе, обеспечивающий соответствие законов Узбекистана международным стандартам в области прав человека; Национальный центр по правам человека, координирующий, аналитический и консультирующий орган в сфере соблюдения прав человека; Центр изучения общественного мнения, проводящий социологические исследования и анализ проблем обеспечения прав человека в республике. Все эти институты наряду с негосударственными организациями активно работают над проблемами соблюдения прав человека в Узбекистане.
В республике также создан ряд негосударственных правовых учреждений, призванных осуществлять общественный контроль за соблюдением прав человека. Это ассоциации судей и адвокатов, Центр по изучению прав человека и гуманитарного права, общества и фонды по защите прав человека.
Постоянный характер носит сотрудничество с международными организациями, информирование о состоянии дел в области прав человека в республике. Все больше проводится международных форумов, посвященных вопросам развития демократии и защиты прав человека, диалогу с международными неправительственными правозащитными организациями.
Узбекистан осуществляет многостороннее сотрудничество с Центром ООН по правам человека, с Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, а также с международными неправительственными организациями в области прав человека. Развивается практика участия представителей страны в различных международных конференциях. Недавно состоялась презентация сборника документов ОБСЕ на узбекском языке, инициатором которой выступил Национальный центр по правам человека.
Я привел лишь маленькую часть той большой работы, которая проводится в стране в сфере обеспечения прав человека.
— Изменилась ли политика правоохранительных органов с учетом новых подходов к правам человека, какие принимаются законы, определяющие эту политику?
— Огромное значение имеет принятый недавно Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и Кодекс Республики Узбекистан «Об административной ответственности в связи с либерализацией уголовных наказаний». Принципы гуманизма и справедливости, которые лежат в основе построения правового гражданского общества, меняющиеся условия общественной жизни, достижения в сфере демократических преобразований, изменений на уровне правового сознания граждан явились главными побудительными мотивами реформирования уголовного законодательства в сторону его либерализации.
Президент страны подчеркивает, что «необходимо дать критическую оценку принятым кодексам, законам и нормам, определяющим смысл и содержание правового государства. На этой основе необходимо определить перечень тех первостепенных законов и норм, которые подлежат принятию для наполнения правового поля, обязательно на пути формирования правового государства».
В нашей Конституции четко зафиксирован приоритет общечеловеческих ценностей над другими, объявлено недопустимым произвольное ограничение прав и свобод граждан, провозглашен курс на максимальное обеспечение безопасности личности, установлено прямое действие норм международного права в области защиты прав человека.
Главными принципами уголовной политики в современном Узбекистане являются демократизм и законность, справедливость и гуманизм, равенство граждан перед законом и неотвратимость ответственности. В частности, происходит постепенное выравнивание в правах статусов обвиняемого и потерпевшего. Сегодня особое внимание уделяется обеспечению прав личности при расследовании преступлений — прав всех участвующих в расследовании лиц: подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, а также следователя, прокурора, дознавателя, защитника, специалиста, эксперта, особенно участников, имеющих при расследовании личностный интерес.
Уголовная политика призвана играть активную роль в защите национальной безопасности страны. Как это следует понимать? Прежде всего как защиту национальных интересов от внутренних и внешних угроз от терроризма. Защиту, которая обеспечивает прогрессивное развитие личности, общества и государства. Иными словами, безопасность государства, защита основ конституционного строя напрямую связана с защитой интересов граждан и личности.
По большому счету, права человека и гражданина могут быть надлежащим образом обеспечены только сильной дееспособной государственной властью при наличии развитых демократических институтов, свободной прессы и эффективной системы гражданского контроля.
Концепция новых подходов в сфере прав человека нашла свое отражение в работе органов прокуратуры.
В новой редакции Закона о прокуратуре произошла либерализация в сфере уголовного судопроизводства.
Если прежняя редакция этого закона среди первоочередных своих целей ставила задачу охраны государственных интересов, затем общественных и только потом — личных, то новый закон зафиксировал смену этих приоритетов. На первое место поставлены верховенство закона, задача охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности.
Согласно ст.2 новой редакции Закона о прокуратуре основными задачами органов прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, защита прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, конституционного строя Республики Узбекистан, предупреждение и профилактика правонарушений. Согласно ст.4 в числе основных направлений деятельности органов прокуратуры указан надзор за исполнением законов, направленных на обеспечение прав и свобод гражданина.
Таким образом, закон четко определил, что органы прокуратуры являются не карательными, а в первую очередь правозащитными государственными органами, призванными защищать права человека. В то же время необходимо учитывать влияние прежних стереотипов общественного мнения не только у значительной части населения, но и у многих представителей высших органов государственной власти.
— Как вы считаете, в каком приоритетном направлении следует проводить политику совершенствования механизма защиты прав человека?
— В одном из своих программных выступлений руководитель нашего государства предложил создать группу из представителей правозащитных организаций. Возглавлять ее будет Конституционный суд, в группу правозащитников войдут представители авторитетных органов контроля страны, органов самоуправления граждан и негосударственных организаций. Фактически Президентом была предложена схема национального мониторинга за соблюдением Конституции и законов страны.
Важное место занимает мониторинг за обеспечением основных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции и законодательных актах страны. Важную роль будет также играть сектор негосударственных правовых учреждений, способных осуществлять общественный контроль за соблюдением и защитой прав человека.
— Расскажите, пожалуйста, о создании Международного уголовного суда, который уже начал работать в этом году.
— История создания Международного уголовного суда (МУС) связана с созданием в послевоенные годы Нюрнбергского трибунала, который был задуман как постоянно действующий международный орган уголовного права. Созданию МУС активно содействовала ООН в конце 40-х — начале 50-х годов, но по разным причинам проект был прерван.
В 80-х годах в США профессор католического университета Роберт Войцел возглавил движение по созданию МУС, которое активно поддержала прогрессивная мировая общественность. Специалист международного права Юлиус Стоун разработал проект устава и перечень преступлений, которые МУС был бы уполномочен решать. Этот документ получил второе рождение. Большой вклад и материальную поддержку в проект внесли неправительственные организации, общественные и частные фонды, такие, как Международный фонд, фонды Карнеги и Форда. Вначале центр был организован в Бостоне, а затем переместился в Калифорнию.
В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании Комиссии специалистов международного права для продолжения работы над составлением законопроекта о Статуте МУС. На 49-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где был представлен проект, принято решение о созыве международной конференции и создании специального Международного комитета для работы над законопроектом.
Для того чтобы учредить МУС, была необходима поддержка 60 процентов голосов стран мира, однако проект поддержали 120 стран мира. В июле 1998 года на Всемирной конференции был принят Римский статут Международного уголовного суда. В конце 2000 года этот статут подписали Узбекистан и Филиппины, Египет и Монголия, Багамы и Алжир, Сейшельские острова и Перу, Йемен и Танзания, Гайана и Капе Верде, Бахрейн и Науру, Оман, Мозамбик и Сао-Тому-и-Принсипе.
В последнюю неделю, предшествующую третьему тысячелетию, под Римским статутом подписались еще 15 стран. 31 декабря 2000 года к статуту присоединились Израиль, Иран и Соединенные Штаты Америки. Этот документ вступил в силу с 1 июля 2002 года.
Беседовала
Наталья Полянская.