От контрольно-пропускного пункта «Дустлик» на узбекско-кыргызской границе до контрольно-пропускного пункта «Иркештам» на кыргызско-китайской границе — всего-навсего 271 километр. Это кратчайший наземный путь из Узбекистана в Китай. Но пока эти неполные три сотни километров являются препятствием в развитии торговли и туризма на важной ветви возрождаемого Шелкового пути.
… Мой китайский друг Гуо Жен Вей как-то сказал: «Если вы сумеете придумать такой товар, который купил бы каждый китаец за 1 доллар, вы тотчас станете миллиардером». В этой шутке есть большая доля правды: сегодня Китай с его населением в 1 миллиард 250 тысяч человек является огромным рынком сбыта. Конечно, в стране сделано многое для защиты интересов внутреннего производителя, но даже при этом китайцев весьма интересует экспорт Узбекистана. А в последние годы наша республика все активнее реформирует и модернизирует свою экономику. Появляются новые и новые предприятия, выпускающие ориентированную на экспорт готовую продукцию, а значит, остро стоит проблема поисков рынков сбыта. Этот естественный процесс будет развиваться, набирать обороты. И соседний Китай с его огромной территорией и более чем миллиардным населением представляется здесь важным и перспективным рынком сбыта для производителей Узбекистана. Тем более, что наши страны связывает политика долговременного и стабильного добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества во многих сферах экономики и культуры.
Центральная Азия, занимавшая выгодное географическое положение на Великом шелковом пути, как известно, на протяжении многих веков служила кровеносной артерией этой древней трансконтинентальной торговой магистрали. На определенном этапе времени, в силу исторических процессов Центральная Азия и Китай были разделены условной Китайской стеной, следствием чего явилось отмирание этой артерии и изоляция одной стороны от другой. Это, в свою очередь, приостановило возможные формы прогресса взаимоотношений.
В настоящее время, когда усилиями многих государств мира решено возродить древний Шелковый путь как канал углубленного международного сотрудничества, именно странам Центральноазиатского региона отведена в этом процессе очень важная роль. Это выражается и в строительстве новой автомагистрали, которая являет собой евразийский трансконтинентальный мост — новую артерию, соединяющую Гамбург и Шанхай через Центральную Азию. Этот проект открывает странам Центральной Азии выход в мировое экономическое пространство. Строительство этой скоростной автомагистрали послужит не только укреплению взаимодействия между различными культурами и народами, но и более тесной экономической интеграции. Именно в рамках Шанхайской организации сотрудничества разворачивается нынешняя стратегия расширенного экономического взаимодействия, создания благоприятных условий для взаимной торговли и инвестиций, культурных связей, комплексной инфраструктуры, включающей в себя железнодорожные, шоссейные и воздушные коммуникации, научно-технический обмен между сторонами.
Как показывает мировая практика, одним из ключевых компонентов развития экономики любой страны является туризм. Для стран же Центральной Азии и КНР туризм является новой формой развития экономики, которая способна превратиться в мощную опорную индустрию и способствовать росту благосостояния народов региона. Уровень спроса на туристические поездки повышается с каждым днем. В частности, диапазон туристических поездок китайцев становится все более разнообразным. Если в прошлом столетии в Китае получил расцвет внутренний туризм, то с наступлением XXI столетия диапазон путешествий стал простираться на ближнее и дальнее зарубежье. По последним данным, число выезжающих за границу с туристическими целями китайцев составляет в год до 1 миллиона человек. Это свидетельствует о хорошей перспективе развития туристической индустрии в регионе. Ведь во всех странах Центральной Азии до наших дней сохранилось множество уникальных памятников древнего зодчества, имеются заповедные природные зоны, развиваются национальные ремесла, сохраняются бесценные свидетельства духовности и культуры прежних веков. Только в Узбекистане древние города-музеи Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз включены в список ЮНЕСКО «Всемирное наследие». Всемирно известны историко-культурные сокровища самого Китая. Туристические фирмы, заинтересованные организации Центральной Азии и КНР могли бы разработать новые совместные туристические программы, нацеленные на взаимовыгодное сотрудничество и привлечение европейских и японских туристов на маршруты Шелкового пути.
Геополитическое положение Узбекистана, по-прежнему являющегося мостом между Азией и Европой, позволяет проектировать маршруты железнодорожных, шоссейных и воздушных коммуникаций, связывающих Восток и Запад. В частности, создание транспортного коридора между южными районами Синцзян-Уйгурской автономной области Китая и Ферганской долиной расширяет и активизирует торгово-экономические отношения между нашими странами и является стимулом для разностороннего развития всего региона.
Вернемся к контрольно-пропускному пункту «Иркештам». C его открытием автомагистраль, соединяющая столицу Узбекистана Ташкент с китайским городом Кашгаром, стала на 700 километров короче прежней, к тому же пролегает она по одной из важных ветвей Великого шелкового пути, представляющей большой интерес для развития торговли и туризма. «Иркештам» — второй контрольно-пропускной пункт на кыргызско-китайской границе. Теперь, как и КПП «Торугарт», он открыт для проезда туристов. Это важный опорный пункт нового евроазиатского трансконтинентального коридора ТРАСЕКА, по обоснованным прогнозам, с вводом КПП «Иркештам» значительно увеличится поток туристов и объем товарооборота между Китаем, странами региона и Европы. Сформирован, таким образом, международный транспортный коридор Узбекистан — Кыргызстан — Китай, возрождена важнейшая ветвь древней Шелковой дороги, по которой уже разработаны маршруты увлекательных путешествий. Особо привлекательными оказались они для многих туристов из Европы, Японии, Тайваня.
Событие огромной важности для региона, увы, омрачено как раз теми неполными тремя сотнями километров, о которых было сказано в начале статьи. Дело в том, что если после недавней реставрации и строительства двух туннелей на горном перевале Камчик отрезок пути из Ташкента в Ферганскую долину стал очень удобным, комфортабельным, так же, как и последующий маршрут Андижан — Ош, то от этого кыргызского города до КПП «Иркештам» пролегает дорога, часть которой, по современным представлениям, лишь условно соответствует этому названию. Находится она в столь плохом состоянии, что преодолеть этот участок трассы можно лишь на мощных «вахтовках» или джипах, на других автомобилях здесь проехать пока невозможно. «На этом участке пути — своя романтика», — жизнерадостно уверяют туристов экскурсоводы. Однако их оптимистические заверения не совпадают с мнением путешественников.
Строительство новых дорог всегда являлось главным фактором экономического процветания любого государства. Это было выгодно всем, большим и малым странам. И, конечно, восстановление Великого шелкового пути, превращение его в современную, отвечающую всем требованиям дорогу имеет исключительно важное значение. Осознавая это, Узбекистан приступил к строительству скоростного участка Великого шелкового пути протяженностью свыше 2000 километров, который пройдет по всей территории нашего государства и станет составной частью международного транспортного коридора «Гамбург-Шанхай». С использованием новейших технологий приведены в соответствие с мировыми стандартами отдельные участки проектируемой национальной скоростной автомагистрали Андижан -Ташкент — Нукус — Кунград. Таким образом, уже в ближайшем будущем соединятся кратчайшей дорогой населенные пункты Узбекистана с автомагистралями Кыргызстана, Китая, Казахстана, государств Кавказа и Европы. И как же необходимо в этой связи скорейшее строительство современной удобной трассы на кыргызском участке возрождаемого Великого шелкового пути!
В заключение приведу факт, упомянутый в книге «Великий шелковый путь» нашего известного ученого, академика Э. Ртвеладзе. Китайский император из династии Вей Тай-У (V в.н.э.), направил в свое время торговую миссию в Среднюю Азию. Миссия была принята с большим почетом. И это понятно: уже в ту пору государство Полона (Фергана) и Чжеше (Чач, древнее название Ташкента) давно мечтали об установлении связей с Китаем. «Но, — сообщал своему государю глава миссии Дунь Ван, — названные государства «жалеют об отсутствии дорог».
С тех пор прошло пятнадцать веков…
Рустам Мирзаев.
Председатель «Группы туристических предприятий стран Великого шелкового пути».
Ташкент — Андижан — 440 км. Андижан — КПП Дустлик — 53 км. КПП Дустлик — КПП Иркештам — 271 км. КПП Иркештам — Кашгар — 260 км