Домой » Наука и образование » «МЫ ВМЕСТЕ УЧИЛИСЬ С РЕБЯТАМИ»

«МЫ ВМЕСТЕ УЧИЛИСЬ С РЕБЯТАМИ»

Впервые за двадцать лет педагогической практики новый учебный год для Екатерины Конюховой начался вне родных школьных стен, за тысячи километров от Самарканда. В числе почетных гостей она была в столице России, на праздновании Дня Москвы. Приглашения получили еще четверо коллег Екатерины Васильевны из Узбекистана. Всех их объединяет одно — любовь к русскому языку и литературе. И эта любовь, повторившаяся в сотнях учеников, привела наших педагогов к победе в международном конкурсе для учителей русского языка и литературы стран СНГ и Балтии «Язык мой — друг твой». Конкурс, учрежденный правительством Москвы, «Российской газетой» и газетой «Труд», проводился уже второй год. В нем приняли участие 189 учителей из стран ближнего зарубежья, среди которых жюри определило 50 лауреатов Пушкинской премии. А в родной школе Екатерину ждал плакат с поздравлениями и огромный букет цветов.
…Девчонки с внешностью Кати мечтали о театральной сцене, о карьере в кино. А она, на удивление всем, твердила: буду учительницей. Отец, человек суровой военной профессии, считал, что с такими знаниями, как у Кати, с таким характером — добрым, мягким, чувствительным к чужой боли, нужно идти в медицину. Но какая там «анатомичка», зубрежка сложных наук, когда рядом всегда, будто вечные спутники, томики стихов Цветаевой и Ахматовой. Она сделала выбор, поддавшись влиянию педагога, которого боготворила, — Янины Владиславовны Лукашовой.
После окончания Самаркандского университета свою любовь к русскому языку и литературе Екатерина принесла в одну из лучших школ города — 45-ю, всегда славившуюся традициями, новаторством в педагогике. Повезло и школе: пришел настоящий учитель.
Первыми почувствовали это самые неугомонные, «неуправляемые» шестиклассники. Они «сдались» уже после первого урока: «Нас так много, а вы ни разу не повысили голос».
— Это унижает человеческое достоинство, — был ее ответ. А вечером Екатерина не сдерживала эмоций в письмах к подругам, рассказывая и о первом уроке, и о сбывшейся мечте, и о детских глазах, в которых, как показалось, сумела зажечь искорки интереса.
«В душе я больше литератор. Именно уроков литературы я ждала с нетерпением. Мне хотелось научить ребят видеть образы, чувствовать героев. Хотелось, чтобы у каждого из моих учеников было свое мнение, которое они бы не стеснялись выражать и умели аргументированно защищать. Мы вместе учились слышать природу в стихах Рыленкова, вчитывались в письмо Татьяны, пытались научиться понимать боль, уважать чувства другого человека… Шла напряженная работа роста. Меня — как учителя, учеников — как формирующихся личностей», — так написала Екатерина Васильевна в своей конкурсной работе «Язык мой — друг твой».
За все годы учительства у нее было два «родных» класса. Родных потому, что вела у них не только уроки. Вела по жизни самих ребят, будучи их классным руководителем с четвертого по одиннадцатый класс. Для одних это дополнительная и хлопотная нагрузка. Для Екатерины Васильевны — «возможность дать больше». Что стоит за этими словами, начинаешь понимать, прочитав лишь первые строки писем, которые приходят от разных учеников. Первые ее выпускники обожали делать сюрпризы. Звонок в дверь, и они вваливаются веселой гурьбой в дом. Ибо знают, что им здесь всегда рады. А когда угомонятся, поведают все свои новости, остынут от жарких споров, снова распахнут свои души: для музыки и песен под гитару, при нежном мерцании свечей.
«Вторые» дети Екатерины Васильевны уже были другими, как, впрочем, и само время. Не столь романтичными, более практичными, целеустремленными. Многие поступили в престижные столичные вузы. И сейчас учатся с большим усердием, интересом — им нужен не просто диплом, а профессия, они хотят прочных знаний, культ которых вообще характерен для питомцев Екатерины Васильевны. В то же время именно в этом ее выпуске «случился поэт настоящий». Юля Тоболова сейчас учится на факультете журналистики в Воронежском университете. Начала печатать свои стихи еще в школе. А теперь, победив в конкурсе молодых поэтов, готовит к выходу первый сборник, кстати, с посвящением любимому педагогу.
Мы же еще раз заглянем в конкурсное эссе лауреата Пушкинской премии Екатерины Конюховой:
«За годы работы в школе мои уроки прошли сотни учеников. Несколько десятков из них в разное время закончили факультет русской филологии. Есть особые ученики. Мои дети по духу. Очень близкий мне человек, духовный мой продолжатель — Иралия Усманова. Я помню ее огромные заинтересованные глаза, смотрящие на меня со второй парты. Она никогда не укладывалась во время, отведенное для сочинений. Она спорила в них, приходила к выводам, а время шло… И сочинения приносились последними. А читала я их первыми. И получала удовольствие! Рос филолог, росла личность. В Иралие было все, чтобы стать учителем: и уважение к людям, и стремление сделать их лучше, чувство языка, любовь к литературе. Ох, как многим может одарить душа разбуженная… Сейчас Иралия Хасановна учит русскому языку и помогает понять творчество Пушкина, Достоевского, Толстого уже своим ученикам».
Очевидно, ее коллегам было бы интересно узнать, как ведет уроки Екатерина Васильевна. Тогда придется говорить и о блочном методе, и о тестовом закреплении пройденной темы, о дифференцированном подходе, беседах, диспутах, интегрированных уроках. То есть о том, что в принципе доступно и знакомо любому педагогу. Поучительно, заслуживает внимания, на наш взгляд, другое. Екатерина Васильевна никогда не станет стыдить, упрекать за невыученный урок — ей важно понять, почему не было к нему интереса. И класс для нее это не количество учеников, это коллектив, где каждый — личность. Не потому ли вырывается признание: «Хорошо мне с ними на уроках». И дальше — «Шухрат Пулатов очень любит уроки русского языка с диктантами по аналогии. У него развита фантазия. Ширин Камаловой нравятся внезапные сочинения. Она очень эмоциональна, искренна, и ей всегда есть что сказать «от себя». Саше Тену ближе всего уроки литературы с элементами опорных сигналов: интонацией, жестом, мимикой. У него актерский талант. Может, это они вселяют в меня веру, что мой труд необходим. Еще точнее об этом сказала Юля Тоболова в своем поэтическом послании Учителю:
И пусть в который раз я вновь на старте,
Я верю, свято верю в свой полет.
Кстати, вновь на старте и сама Екатерина Васильевна. Совсем недавно она поступила на факультет психологии педагогического университета имени Низами. И опять я услышала знакомую фразу: «Это возможность дать больше моим детям».
Наталья Шакирова.
Соб. корр. «Правды Востока».
Самаркандская область.