Вышла в свет первая отечественная на отечественном материале подготовленная «Экологическая азбука для детей и взрослых». Сделан важный шаг в экопросвещении. Но знакомишься с историей этого издания, да и немногих других подобных, и понимаешь, что все это — самодеятельность, которую (вот парадокс!) государство никак не поддерживает, будто в экопросвещении не заинтересовано. Хотя должно быть все наоборот, ведь страдают от аральского кризиса миллионы, мы пришли к засолению земель и выводу огромных площадей из сельхозоборота, мы уже имеем оскудевающую флору и фауну, а вырубка кустарников и деревьев в горных районах вызывает оползни, сели, лавины, там, где их никогда не было, ведет к высыханию родников и ручьев. Состояние окружающей среды стало в обществе темой номер один — много разговоров про «плохую экологию». Но их станет еще больше, если по незнанию ты, мы, он, она будем множить проблемы, если экопросвещение не войдет в каждый дом. Насколько выполнима эта задача?
Как рождалась азбука
Сначала была идея, потом — грант и ее воплощение, а венцом стала книжка. У нее есть еще одно название «Окружающая среда и безопасность нашей жизни». Так что хоть и даются в ней, казалось бы, азбучные истины, но о самом главном, и это понимаешь сразу, взглянув на обложку. Философ-пингвин и газующий автолюбитель, хмурое облако и удивленный тигр в окружении домов, заводов и пней. А в общем догадываешься, беря в руки азбуку, что у старых и малых есть основания радоваться жизни на планете, пока есть эти самые тигр, пингвин, порхающие красные и желтые пичуги и голубые капли дождя, великое многообразие живой природы.
Книгу подготовили не издатели, не писатели, не педагоги, а профессионалы, работающие в НИИ «ВОДГЕО».
С чего все началось? С их желания поделиться знаниями.
В один прекрасный день инициативная группа «Контакт» отправилась в самую что ни на есть обычную махаллю в Хамзинском районе столицы с предложением открыть воскресную школу экологического воспитания и просвещения. Из четырех тысяч населения двое из «Контакта» — вот и все объяснения выбора махалли. Находится в рабочем районе, здесь — общежитие Ташсельмаша, завод шампанских вин, много приезжих, много малоимущих и мало возможностей для досуга. Нет даже детской площадки. Есть подростковый клуб, но все занятия в нем платные. Короче, «Контакт» в махалле нашел поддержку, затем напару подготовили совместный проект воскресной школы, и на его реализацию получили грант Каунтерпарт Консорциума.
Еще один партнер — школа, расположенная по соседству и выделившая класс для занятий. Махалля его отремонтировала, дети принесли свои рисунки и начались уроки по эковоспитанию и экопросвещению.
Основной материал для уроков энтузиасты брали в Интернете, какую-то литературу присылали им коллеги из Москвы. Работа шла с двумя группами — девятиклассниками и второклассниками. Со старшими — на русском, с младшими — на узбекском. С малышами возникало больше проблем из-за полного отсутствия экологической информации для детей на родном языке. Помог житель махалли, переведя на общественных началах «Приключения Искорки и Капельки», текст этого издания распечатали на принтере и в таком не очень презентабельном виде и использовали. А на уроках во множестве звучали вопросы детей и ответы взрослых. Очень скоро взрослые поняли, что неплохо бы вопросы и ответы систематизировать.
Так энтузиасты из «Контакта» стали собирать материал. И оказалось, что он может быть любопытен не только детям, но и родителям. И им интересно знать, «почему меняется климат» и «не стоит злоупотреблять дезодорантами», о том, что «радон любит селиться в ванных», «чем опасны нитраты», «как защищают реки и озера от загрязнения сточными водами промышленных предприятий»… Эти и другие вопросы и понятия и включили в экоазбуку, которую сначала опробовали на уроках, а потом решили издать. «Она будет информировать по принципу светофора: красная заглавная буква — предупреждает о серьезной опасности для человека и окружающей среды, желтый цвет напоминает о том, что может явиться причиной этой опасности, зеленый — обращает внимание на то, как решаются проблемы защиты окружающей среды и здоровья людей». Это — из введения в путешествие по экологической азбуке, хорошей и полезной книжки.
А теперь о возможности экологически просветиться у тех, кто живет за пределами одной отдельно взятой махалли. Тираж экоазбуки — всего пятьсот экземпляров. Цена из-за малого тиража очень многим окажется не по карману, в общем, она недоступна. И в этом нет никакой вины авторов. Все, вплоть до макета, они делали бесплатно. А сделав, стали, образно говоря, прошибать головой стену. Полиграфия стоит недешево, никаких льгот по налогообложению для экологической литературы не существует, экоазбука в планы Министерства народного образования не вписывается и деньги на нее не предусмотрены. Почти тупик. Но часть средств на полиграфические расходы выделил Каунтерпарт Консорциум, дополнил Ташкентский городской комитет по охране природы, посодействовал «Узбум», по просьбе махалли отпустив бумагу с большой скидкой, посодействал ГФНТИ, взяв минимальную плату за типографские расходы.
На презентации в Госкомитете по охране природы звучало много замечательных оценок и пожеланий в адрес книжки. «Ее бы доработать, расширить, ведь многие понятия сюда не вошли. Может быть, экоазбуки делать как ступеньки для разных классов?! И хорошо бы иметь их не только на русском, но и на узбекском». Так говорили присутствующие, поздравляя членов инициативной группы «Контакт», других энтузиастов, занятых в подготовке книги, включая студентов ТашГосМИ, партнеров из махалли.
Книжку воскресная школа экообразования и экопросвещения еще и на аудио-, видеокассеты записала. Начитывали текст школьники. А предназначены кассеты для Интерната слабослышащих детей, который также находится на территории махалли. Правда, комплектов меньше десятка из-за отсутствия финансов, одно слово — самодеятельность.
Трудный счет
Стоит сказать «дай», обязательно услышишь в ответ перечень первоочередных нужд. Многие из них известны. Скажем, компенсация потерь из-за маловодья в Каракалпакстане — цифры не только в сумах, но и в долларах головокружительные. Огромных затрат требует безопасность плотин — они тоже могут стать причиной плохой экологии. Который год государство вкладывает средства в очистку грунтовых вод в Ташлакском районе близ Ферганы, загрязненных нефтепродуктами из-за утечек на Ферганском нефтеперерабатывающем заводе. В колодцах у домов — нефтяная пленка, и на поверхность периодически выходят нефтепродукты, заливая плантации овощей. Черный помидор — это очень плохая экология. Дети купаются в канале или арыке, куда махалля за неимением другого подходящего места выбрасывает мусор. Это просто никуда не годится: вода — это жизнь, а мусор — зараза, но для вывоза его то ли мусоровоза нет, то ли бензин дорог.
Стоит коснуться качества атмосферного воздуха, и снова все вспоминают про плохую экологию. ГРЭС, ТЭЦ и многочисленные котельные сжигают высокосернистый мазут, автомашины бегают на исключительно вредном для окружающей среды и здоровья человека этилированном бензине, по городам и весям дымятся по осени бесчисленные костры, и в любое время года — битумоварки, источая «букеты» канцерогенов…
Сколько стоит вылечить ребенка, заболевшего из-за грязных воды и воздуха? А взрослого? А если много больных? А во что обойдется вернуть к жизни отравленную пестицидами землю, а вернуть утраченное плодородие? Если искать виноватых, вина есть на каждом. Не задумываемся, чем все обернется. Никто не считал потери из-за экологической безграмотности. Счет начинается, когда речь заходит о расходах на экопросвещение.
Автору этих строк приходилось знакомиться в Германии и Израиле с постановкой вопроса. Там убеждены, что дешевле с младых ногтей и до глубокой старости нагружать людей знаниями, чем героически преодолевать последствия экологических катаклизмов. Они их тоже преодолевали. А потом выбрали, как дешевле.
Наверное, опасаясь, что последствия наших кризисов рано или поздно коснутся и их, Запад вкладывает деньги в наше экопросвещение. На днях в Ташкенте состоялась презентация фильма «Вода — это жизнь». Снят Узбекским телевидением. Но профинансировала его создание Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Фильм о том, что воду надо беречь. Такие бы — по проблемам окружающей среды — снимать десятками и показывать их во всем каналам телевидения, а еще и короткие ролики о том же включать в рекламные блоки, чтобы до каждого дошло. Может быть, ОБСЕ еще даст денег или американский Каунтерпарт Консорциум, а может, Глобальный экологический фонд или еще какие-нибудь международные организации и фонды? Там фрагментик, тут фрагмент, глядишь, и щелкнет в сознании…
Другой вариант — государственная программа экопросвещения с соответствующим финансированием. Такой пока нет. Но «Программой действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 1999-2005 гг.» задумана система непрерывного экологического образования. Как реализуется эта идея?
Фрагменты, как зеркальные осколки
Хорошо то, что она есть, плохо то, что она — фрагмент и реализуется фрагментарно. «Программа действий» утверждена правительством. По каждому из пунктов в ней указаны исполнители. В данном случае — Министерство народного образования и Министерство высшего и среднего специального образования. Месяц назад сообщения об их действиях заслушивались на коллегии Госкомитета по охране природы. Вообще-то первый раз экологи приглашали педагогов на коллегию еще год назад. Те не пришли, как оказалось, им не о чем было докладывать. Что теперь?
В Министерстве народного образования создание системы непрерывного экологического образования доверено управлению «Просветительство и духовность» и Республиканскому учебно-методическому центру «Биоэкосан». Они далеко не главные в управлении учебным процессом. Отчитывались о разработке рекомендаций для школьных факультативов и программ для кружков, что ну очень далеко от системной учебной литературы.
Было доложено, что разработан Государственный стандарт экологического образования, который апробируется в двух детсадах и трех школах. Судя по докладу, в том, что в новом учебном году не появится в школьной программе предмет «Экология», по большому счету виноваты чиновники. По Закону «Об образовании» предусмотрено утверждение государственных общеобразовательных стандартов Кабинетом Министров, как только утвердит, предмет «Экология» автоматически встанет в ряд обязательных общеобразовательных предметов в школах Узбекистана, а пока нет — нет.
Какое качество знаний учащихся? «На всю республику соответствуют требованиям, предъявляемым к абитуриентам, выпускники экологического лицея в Ташкенте и экологической школы-интерната в Ромитанском районе Бухарской области», — такова точка зрения представителей Министерства высшего образования. А в республике между прочим около десяти тысяч школ, эти две просто теряются на общем фоне. Высшая школа как может подтягивает уровень вчерашних школьников, благо, что вопросы охраны окружающей среды преподаются в вузах издавна. Но лишь чуть более трехсот человек проходят в год профильное обучение, это — минимум.
В постановлении совместной коллегии определено двум министерствам с участием Госкомприроды «завершить до первого октября 2002 года подготовительные работы по созданию системы непрерывного экологического образования в республике». В перечне есть много рекомендаций: усилить, привлечь, совершенствовать, разработать!.. Даже если вообразить, что министры и их подчиненные выполнят все авральные задачи, а Кабмин оценит на пятерку Государственный стандарт непрерывного экологического образования и утвердит его, потребуются время на написание учебников и немалые деньги на их издание.
Через три года нынешняя «Программа действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан» завершится. Можно предположить, что будет дальше: появится на свет новая программа, в которой пункт об обязательном непрерывном экологическом образовании останется малообязательным фрагментом, а экопросвещение не будет упомянуто вовсе, если дальше — как сейчас. Сейчас этих двух «китов» питают финансами бюджетные структуры из внутренних резервов по остаточному принципу.
«Киты, не тоните!»
Их можно поддержать финансами однопроцентного экологического налога. «Ну, автор, замахнулся на святое!» — предвижу реакцию распорядителей бюджета. Однопроцентный экологический налог, уплачиваемый за редкими исключениями на территории республики всеми юридическими лицами, в год составляет многие миллиарды сумов. Этот налог, как и введенные с 2000 года по решению правительства платежи предприятий за все выбросы и сбросы загрязняющих веществ природную среду, размещение отходов, восемьдесят процентов которых поступает в госбюджет, теоретически должны служить природоохранным целям.
В Узбекистане не так, да и во многих других странах деньги растворяются в бюджете. Не к тому речь, что это плохо, а к тому, что экопросвещением надо заниматься всерьез.
Как у нас обстоит дело с непрерывным экологическим образованием, мы уже знаем. Примерно также — с изданием экологической литературы. Есть несколько изданий, выпущенных в рамках международных проектов, вроде «Сохранения биологического разнообразия» и «Национальной стратегии устойчивого развития». Есть с пяток авторских работ, в число которых входит и экоазбука, на этом список экологической литературы за десятилетний период заканчивается. Тиражи большинства изданий — двести, триста, пятьсот экземпляров. Максимум — три-пять тысяч. Не густо для страны с населением в 25 млн человек.
Может быть, без книг обойдемся, если просвещать население через газеты и журналы? Увы, и тут проглядывается проблема урезанных тиражей. К тому же экологическая информация подается в периодике скудно, бессистемно, от случая к случаю. Не будем сейчас анализировать причины и говорить, «что делать». Можно написать длинный лист рекомендаций, и они останутся пустым звуком, если вопрос решать на уровне самодеятельности.
Кое-кто уповает на негосударственные некоммерческие организации: «Они возьмут в свои руки экопросвещение!» Когда-нибудь. Экологическое движение в Узбекистане делает первые шаги, впрочем, и движения нет, а лишь отдельные ННО. Экологических ННО и инициативных групп насчитывается в Узбекистане, по данным Каунтерпарт Консорциума, около тридцати.
Экопросвещение по линии государственных природоохранных организаций и служб тоже не имеет системного характера. Традиционно приглашение представителей СМИ на различного рода совещания и конференции. Не практикуются «круглые столы» и пресс-конференции для журналистов по актуальным экологическим проблемам. Таким образом, много общественно значимой информации остается вне поле зрения СМИ. Создание веб-сайта Госкомприроды, открытого для пользователей Интернета, является важным шагом в предоставлении информации населению и его экологическом просвещении. Но и здесь свои заморочки: мало для жаждущего знаний иметь компьютер, надо еще иметь и доступ в Интернет.
Наталия Шулепина.