Домой » Июль » РЕШЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

РЕШЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 18 июля 2002 года
О ходе реализации установленных приоритетов и заданий по развитию экономики Узбекистана за первое полугодие 2002 г. и решении узловых проблем
1. Кабинет Министров отмечает, что в I полугодии т.г. обеспечивалась последовательная реализация установленных на 2002 год параметров и задач, а также выполнение поручений, предусмотренных протоколом №1 заседания Кабинета Министров по итогам 2001 года.
Обеспечен рост ВВП (4,2%), объема производства промышленной (7,2%) и сельскохозяйственной продукции (4,5%), розничного товарооборота (8,3%) и платных услуг (12,7%), достигнуто положительное сальдо внешнеторгового баланса.
В результате проведения жесткой денежно-кредитной политики среднемесячный уровень инфляции снизился по сравнению с I полугодием 2001 г. с 1,4% до 1,1%. За первое полугодие образовалась экономия по эмиссионному результату в сумме свыше 50 млрд сумов, а из обращения выведено 15,2 млрд сумов наличных средств.
Особое внимание уделено реализации мер по дальнейшей либерализации внешнеэкономической и валютной политики, унификации обменного курса. Создана обширная сеть обменных пунктов, сняты практически все ограничения, которые ранее действовали при покупке в обменных пунктах иностранной валюты.
Полностью выполнены положения Программы мониторинга в соответствии с Меморандумом по вопросам экономической и финансовой политики Узбекистана на период с 1 января по 30 июня 2002 г., подписанного правительством республики и Международным валютным фондом.
Собран рекордный за последние годы урожай зерноколосовых культур, произведено около 4,7 млн тонн зерна. Практически все регионы обеспечили выполнение договоров по закупкам зерна для государственных нужд.
Последовательно реализуется Национальная программа по подготовке кадров. Введены 44 академических лицея и 291 профессиональный колледж на 215,5 тыс. учебных мест. Разработаны и внедрены в учебный процесс новые государственные образовательные стандарты для общеобразовательных школ, а также среднего специального, профессионального и высшего образования. Подготавливаются и издаются учебники нового поколения. В 56 вузах республики ведется широкая подготовка педагогических и инженерно-педагогических кадров.
Вместе с тем еще не изжиты факты нарушения действующего законодательства о водопользовании и землепользовании, несоблюдения договорных обязательств в сельском хозяйстве.
С отставанием ведется работа по оснащению жилищного фонда приборами учета газа в Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областях, по оснащению приборами учета воды — в Республике Каракалпакстан, Андижанской, Наманганской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областях.
Неудовлетворительно идет реформирование строительного комплекса. С грубыми нарушениями осуществляется проведение тендеров по выбору подрядчика. Выполнение договорных обязательств между подрядчиками и заказчиками носит формальный характер.
Полугодовой прогноз экспорта выполнен всего на 96,6%. Из 43 министерств, ведомств, ассоциаций с установленными заданиями по экспорту не справились 14. Еще недостаточно привлекаются иностранные инвестиции на модернизацию отдельных отраслей экономики и развитие регионов республики. В 21 районе не созданы предприятия с иностранными инвестициями.
Имеют место грубые нарушения в расходовании бюджетных средств, факты их нецелевого использования, незаконного присвоения денежных средств и материальных запасов. Высоким остается удельный вес убыточных предприятий, прежде всего с государственной долей собственности в системах «Узбекчармпойабзали», «Узпаррандасаноат», «Пищепром», «Узбекенгилсаноат», «Узстройматериалы», «Узмясомолпром». Крайне медленно осуществляется процесс банкротства убыточных и низкорентабельных предприятий.
Коренного изменения требует сложившаяся система завоза в республику и реализации импортных потребительских товаров, организации насыщения внутреннего потребительского рынка конкурентоспособными товарами отечественного производства и их широкой рекламы.
2. Руководителям комплексов Кабинета Министров, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, министерствам, ведомствам в недельный срок критически рассмотреть ход экономических реформ в территориях, отраслях и секторах экономики, обеспечить выработку практических мер по реализации поставленных в докладе Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова задач.
3. Указать руководителям:
компаний «Узбекэнерго» (Шоисматов), «Узбекнефтегаз» (Сайдахмедов), «Узкимесаноат» (Хасанов), Совета Министров Республики Каракалпакстан (Тожиев), хокимиятов Джизакской (Яманкулов), Навоийской (Рузиев), Ферганской (Атабаев) областей — на недостаточную работу по привлечению и освоению иностранных инвестиций;
ассоциаций «Узбекчармпойабзали» (Холмурадов), «Пищепром» (Холмухамедов), компаний «Узстройматериалы» (Акрамов) и «Узбекенгилсаноат» (Иргашев) — на непринятие мер по ликвидации низкорентабельных и убыточных предприятий, прежде всего с государственной долей собственности;
Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов Андижанской, Кашкадарьинской, Наманганской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областей — на допущенное отставание в реализации программы по оснащению жилищного фонда приборами учета газа и воды.
Заслушать отчеты о проделанной работе руководителей указанных ведомств и территориальных органов на заседании Кабинета Министров по итогам января-сентября 2002 года.
4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан, банковскими и другими структурами, обслуживающими малый бизнес, принять меры по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры, обеспечению доступа предпринимателей к материально-техническим ресурсам, обеспечению их необходимой техникой, созданию широкой сети мелкооптовой торговли и сервиса, всемерному расширению и улучшению банковских услуг, решению проблем, связанных со сбытом и реализацией выпускаемой малым бизнесом и предпринимателями продукции.
О проделанной работе доложить Кабинету Министров по итогам 2002 года.
5. Министерству юстиции, Прокуратуре Республики Узбекистан обеспечить наведение порядка в вопросах незаконного вмешательства местных органов власти и управления в деятельность субъектов предпринимательства, малого и среднего бизнеса, особое внимание обратив на противоправное привлечение средств предпринимателей на благотворительные и другие цели.
О проведенной работе доложить на заседании Кабинета Министров по итогам 2002 года.
6. Специальной комиссии Кабинета Министров по вопросам бережного и эффективного использования природных, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов (Туляганов К.) критически рассмотреть ход выполнения принятых решений правительства по вопросам экономного, рационального, бережного использования важнейших природно-сырьевых и энергетических ресурсов, оснащения жилого фонда приборами учета газа и воды, и о принятых мерах доложить на заседании Кабинета Министров по итогам 9 месяцев 2002 года.
7. Министерству юстиции Республики Узбекистан, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и районов обеспечить строгий контроль за безусловным выполнением договорных обязательств по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, в первую очередь по внутрихозяйственным договорам между ширкатами и семейными подрядчиками. Обратить особое внимание на недопущение произвольного пересмотра в сторону увеличения объемов государственных закупок с тем, чтобы каждый фермер и семейный подрядчик получил все, что причитается ему по договору.
Руководителей хозяйств, не выполняющих свои договорные обязательства, привлекать в установленном порядке к строгим мерам ответственности.
8. Министерству макроэкономики и статистики Республики Узбекистан совместно с хокимиятами Джизакской, Кашкадарьинской, Наманганской и Сурхандарьинской областей, Министерством труда и социальной защиты населения, Министерством финансов Республики Узбекистан в двухмесячный срок тщательно изучить состояние экономического и социального развития отдаленных горных районов и внести предложения в Кабинет Министров по перспективам их дальнейшего развития, укрепления инфраструктуры и решения вопросов трудоустройства незанятого населения, особенно молодежи.
9. Министерству сельского и водного хозяйства (Джураев) совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать и довести до хозяйств нормы оборотных средств по типам сельскохозяйственных предприятий с учетом региональных особенностей возделывания основных видов сельскохозяйственных культур.
10. Республиканскому совету по стимулированию развития экспортного потенциала (Султанов У.) критически проанализировать причины невыполнения отдельными хозяйственными объединениями и предприятиями прогноза экспорта товаров (работ, услуг) за I полугодие т.г. и принять конкретные меры по безусловному выполнению параметров, установленных на 2002 год.
Рассмотреть вопрос выполнения прогноза экспорта продукции на заседании Кабинета Министров по итогам девяти месяцев 2002 года.
11. Премьер-министру Султанову У. в месячный срок детально разобраться с причинами низкой отдачи отдельных предприятий с иностранными инвестициями, включая некачественную подготовку технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, высокую долю импортной составляющей в производстве готовой продукции, отсутствие целенаправленной маркетинговой проработки сбыта производимой продукции, слабый контроль за выполнением принятых на стадии проектов обязательств со стороны партнеров и принять надлежащие меры, обеспечивающие эффективную работу созданных с привлечением иностранного капитала предприятий. О проведенной работе доложить на заседании Кабинета Министров по итогам девяти месяцев 2002 года.
12. Первому заместителю Премьер-министра Туляганову К. и руководителям комплексов Кабинета Министров совместно с Министерством макроэкономики и статистики, Министерством финансов Республики Узбекистан, заинтересованными министерствами, ведомствами и хозяйственными объединениями, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г.Ташкента:
произвести полную инвентаризацию объектов, проектируемых и строящихся за счет централизованных источников финансирования;
обеспечить наведение должного порядка в проведении тендеров на подрядные работы, строгое соблюдение заказчиками и подрядчиками условий договора подряда, недопущение необоснованного завышения стоимости строительства и распыления средств, образования кредиторской задолженности.
О проведенной работе доложить Кабинету Министров по итогам за девять месяцев 2002 года.
13. Министерству макроэкономики и статистики Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента на основе полной инвентаризации состояния строительства объектов до 1 ноября 2002 года внести предложения по формированию Инвестиционной программы на период 2003-2005 годы с учетом приоритетности объектов строительства, их экономической эффективности и социальной значимости, существенного сокращения объемов незавершенного строительства.
14. Общеэкономическому комплексу Кабинета Министров (Азимов), Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами при разработке проекта Государственного бюджета на 2003 и последующие годы предусматривать последовательное снижение уровня налоговых изъятий в бюджет.
В месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по снижению ставок налога на прибыль и в целом по сокращению налогового бремени.
15. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок разработать и внести на утверждение Кабинета Министров программу сокращения государственных расходов на 2002 год и на период до 2005 года, предусматривающую оптимизацию объемов и структуры расходов, установление эффективного контроля за расходованием средств государственных целевых фондов, расширение внебюджетных источников финансирования, повышение заинтересованности бюджетных организаций в эффективном использовании бюджетных ресурсов.
16. Госкомимуществу Республики Узбекистан совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в двухнедельный срок определить четкие критерии, по которым целесообразно сохранить присутствие государства в активах предприятий и хозяйственных объединений, и внести в Кабинет Министров предложения по дополнительной реализации на фондовом рынке республики, в том числе иностранным инвесторам, государственной доли в предприятиях, не имеющих стратегического значения.
17. Министерству макроэкономики и статистики Республики Узбекистан (Азимову), Госкомимуществу, Комитету по вопросам об экономической несостоятельности предприятий, Министерству финансов Республики Узбекистан, соответствующим комплексам Кабинета Министров детально проинвентаризировать все государственные предприятия и в срок до 1 сентября т.г. разработать и представить в Кабинет Министров конкретную программу по ликвидации низкорентабельных и убыточных государственных предприятий, акционированию и преобразованию их в другие формы собственности.
Ход осуществления работ по ликвидации бесперспективных и убыточных государственных предприятий ежеквартально рассматривать на заседаниях Кабинета Министров.
18. Комитету по вопросам об экономической несостоятельности предприятий (Саидова) обеспечить более активное и решительное осуществление процесса банкротства бесперспективных убыточных предприятий с государственной долей собственности, выставления их в установленном порядке для реализации на фондовом рынке, прежде всего иностранным инвесторам.
19. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с Министерством макроэкономики и статистики, Высшим хозяйственным судом, Комитетом по вопросам об экономической несостоятельности предприятий, Министерством финансов Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров проект новой редакции Закона «О банкротстве».
20. Министерству макроэкономики и статистики Республики Узбекистан, Комплексу производства потребительских товаров и торговли (Усманов) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок разработать меры по расширению выпуска и насыщению внутреннего рынка качественными отечественными потребительскими товарами. О проделанной работе доложить Кабинету Министров по итогам 2002 года.
21. Межведомственному совету по рекламе (Бахрамов), компаниям «Узбекенгилсаноат», «Узплодоовощвинпром-холдинг», ассоциации «Пищепром», другим хозяйственным объединениям и предприятиям, выпускающим потребительские товары, в месячный срок разработать комплекс мероприятий по широкой рекламе производимых отечественных товаров и обеспечить их реализацию.
22. Хокимиятам Бухарской, Навоийской, Самаркандской, Ташкентской областей и г. Ташкента принять неотложные меры по восполнению допущенного отставания по строительству и вводу в действие академических лицеев и профессиональных колледжей.
О проведенной работе доложить в Кабинет Министров до 20 августа т.г.
23. Строго указать руководителям ассоциаций «Узэлтехпром» (Умаров), «Узавтопром» (Парпиев), «Узагромашсервис» (Нишанов), ГАО «ТАПОиЧ» (Кучеров), предприятий «Моторный завод» (Адылов) и «Агрегатный завод» (Тен) на невыполнение программы локализации производства и выпуска учебно-лабораторного оборудования.
Премьер-министру Султанову У. разобраться в причинах сложившегося положения и принять конкретные меры по устранению допущенного отставания в организации производства учебно-лабораторного оборудования. О проделанной работе доложить Кабинету Министров с итогами за 9 месяцев 2002 года.
24. Социальному комплексу Кабинета Министров (Караматов), Министерству народного образования, Министерству высшего и среднего специального, профессионального образования Республики Узбекистан, Центру среднего специального образования:
в месячный срок разработать меры по совершенствованию системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, предусмотрев повышение качества профессорско-преподавательского состава, улучшение состояния материально-технической и учебно-методической базы курсов, факультетов, центров и институтов повышения квалификации в системе общего среднего и высшего образования исходя из требований Национальной программы по подготовке кадров;
ускорить разработку и утверждение государственных образовательных стандартов по специальностям профессиональных колледжей;
совместно с Узбекским агентством по печати и информации установить порядок, при котором все виды издаваемой учебной литературы должны строго соответствовать принципам и требованиям «Концепции создания учебной литературы нового поколения для системы непрерывного образования».
25. Контроль за исполнением настоящего протокола возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Султанова У.
Председатель Кабинета Министров
И. Каримов.