Домой » Июль » «ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА» ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

«ЗЕЛЕНАЯ УЛИЦА» ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ

Заметки с республиканской научно-практической конференции «Привлечение иностранных инвестиций в процессе приватизации объектов государственной собственности».
Начнем со статистических данных, которыми изобиловала конференция, организованная Государственным комитетом Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом и поддержке предпринимательства, Научно-исследовательским институтом углубления рыночных реформ, Республиканской фондовой биржей «Тошкент» и инвестиционной фирмой «Давинком». На ней речь шла о форсировании притока иностранных инвестиций в артерии национальной экономики, призванных ее укрепить.
Сегодня на биржевые торги для реализации за национальную валюту выставлены пакеты акций 620 приватизированных предприятий на общую сумму около 18 миллиардов сумов по цене предложения.
На специальной торговой площадке для реализации за СКВ ожидают своей очереди акции 70 АО на сумму 275 миллионов долларов США.
Реализовано же за пять месяцев 2002 года на биржевых и внебиржевых торгах акции 457 АО на общую сумму 5,3 миллиарда сумов. Это в 1,7 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Что касается твердой валюты, то за СКВ проданы пакеты акций на сумму 456 тысяч долларов США.
Несомненный прогресс — с предыдущим периодом, включающим 1998 — 2001 годы. Анализ динамики поступлений средств от реализации иностранным инвесторам акций приватизированных предприятий и недвижимого имущества за этот период осуществлен заместителем директора Научно-исследовательского института углубления рыночных реформ при Госком-имуществе Б. Беркиновым. В течение этого времени инвесторы приобрели в Узбекистане акций и недвижимого имущества на 27,2 миллиона долларов США (в расчете на каждого жителя республики приходится в среднем немногим более одного доллара инвестиций — прим. авт.) и на четыре миллиарда сумов (на каждого узбекистанца приходится 160 сумов). Показатель более чем скромный.
Выступавшие на конференции отмечали явное повышение интереса иностранных инвесторов к приобретению акций узбекских предприятий в последнее время. Этому, в частности, способствует принятый правительством в марте нынешнего года новый сценарий приватизации, открывающий «зеленую улицу» частному иностранному капиталу. Инвестору предлагаются контрольные пакеты акций сотен предприятий. Зарубежный бизнесмен может приобрести объекты и акции в комбинированной форме — как за СКВ, так и за счет поставки оборудования, а также за национальную валюту при условии принятия определенных инвестиционных обязательств. Плюс, разумеется, налоговые льготы. Так как средства в иностранной валюте или технологическое оборудование, полученное приватизированным предприятием в счет инвестиционных обязательств иностранного инвестора, не облагаются налогами на доходы (прибыль) и на добавленную стоимость. По желанию инвестора у приватизируемого предприятия могут быть отчуждены социальные активы.
Что ожидает отечественного товаропроизводителя в ближайшей перспективе? Серьезные перемены. Государство продолжает политику постепенного отказа от своего участия как акционера в управлении приватизированными предприятиями. В частности, за предстоящие полтора года 66 предприятий национальной холдинговой компании «Узбекнефтегаз», девять хлопкоочистительных заводов ассоциации «Уз-хлопкопром», две производственных единицы ГАК «Уздонмахсулот» и три — ассоциации «Узлегпром» — всего 330 предприятий, по замыслу правительства, будут полностью реализованы иностранным инвесторам.
Предполагается, что к концу 2003 года половина акций 10 маслоэкстракционных заводов также отойдет новым хозяевам.
Но это еще не все. По индивидуальным проектам будут приватизированы, и эта работа уже ведется, предприятия так называемого союзного значения с их некогда разветвленной сетью кооперационных поставок. В их число входит Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз» с ее акционерными компаниями, государственная акционерная компания «Узбек-энерго», ГАО ТАПОиЧ, АПО «Узметкомбинат», пять предприятий химической отрасли, ГАО «Узкабель», «Ахангаранцемент» и «Кызылкумцемент». По всем этим проектам работают или уже закончили работу иностранные финансовые консультанты.
Сегодня иностранный инвестор может стать владельцем ценных бумаг узбекских компаний или приватизированных предприятий четырьмя путями: приобретая акции на первичном или вторичном биржевом рынке с помощью инвестиционных посредников на специальной валютной площадке РФБ «Тошкент». К его услугам внебиржевой рынок через электронную систему внебиржевых торгов ценными бумагами «Элсис-Савдо». Третий путь — проведение прямых переговоров с Госком-имуществом. И наконец, путем участия в инвестиционных конкурсах (тендерах), регулярно организуемых Бюро по индивидуальной приватизации предприятий и специально созданной Государственной комиссией по проведению тендерных торгов.
На конференции прозвучали и тревожные ноты о причинах, сдерживающих приток иностранного капитала в приватизационные процессы в Узбекистане. Наличие множества законодательных документов, регулирующих инвестиционную деятельность, не в полной мере способствуют этому процессу, считают юристы. Одним из главных недостатков законов «Об иностранных инвестициях» и « О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» является декларативность. Именно она создает потенциальную опасность нормативного произвола со стороны органов государственного управления.
Законодательством, в частности, гарантирована иностранному инвестору защита от национализации, экспроприации, реквизиции и конфискации. Между тем, по мнению специалистов в области регулирования иностранных инвестиций, существующие ограничения по переводу сумм, связанных с инвестициями, в иностранную валюту могут фактически быть приравнены по своей эффективности к мерам по национализации и экспроприации инвестиций.
Финансовый консультант по приватизации предприятий химической промышленности компании «Maxwell Stamp PLC» Ричард Бернстром остановился на важнейших факторах, оказывающих влияние на температуру инвестиционного климата в стране. В числе макроэкономических факторов он назвал несовершенство налогового законодательства. Декларируемый сегодня в республике корпоративный налог в 26 процентов фактически оборачивается 80 процентами. Это, безусловно, не может не сказаться на инвестиционной привлекательности узбекских предприятий.
Так или иначе, процессы привлечения иностранного частного капитала в национальную экономику приняли необратимый характер. И конечным результатом приватизации крупных предприятий должно быть значительное вливание иностранных инвестиций в страну, что должно вести к развитию внутреннего и экспортного рынков. И ни в коем случае не должно использоваться международными компаниями в качестве средства стать монополистами или получить контроль над рынком для продажи своей собственной продукции и услуг, импортированных из-за границы.
Вера Рудакова.