Домой » Сентябрь » ПОДНЯТЬ КПД ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

ПОДНЯТЬ КПД ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Заметки с республиканского научно-практического семинара «Состояние и задачи дальнейшего развития процессов постприватизационной поддержки и реструктуризации предприятий», организованного Госкомимуществом Республики Узбекистан и Научно-исследовательским институтом углубления рыночных реформ.
Проще тему семинара можно выразить одним понятием: как поднять КПД отечественного товаропроизводителя из числа бывших государственных предприятий — ныне АО. На семинаре проблемы товаропроизводящей сферы были препарированы, разложены по полочкам и преподнесены директорскому корпусу.
Результаты проведенной Комитетом по делам экономической несостоятельности предприятий при Минмакроэкономстате республики инвентаризации крупных предприятий с госдолей собственности на 1 июля 2002 года малоутешительны: почти из 6 тысяч таких производств 846 отнесены к категории финансово несостоятельных, убыточных, неустойчивых или находящихся в зоне риска. Об этом сообщила председатель комитета Г. Саидова.
Что же лежит в основе финансовой неустойчивости, которая на представленных слайдах была изображена в виде почти упавшего человечка, а также человека, оставшегося без головы? Эти проблемы можно подразделить на три группы — финансовые, организационные и глобальные.
К финансовым причинам можно отнести потерю оборотных средств, которые «съела» инфляция. Некогда государственные предприятия потеряли финансирование из бюджета. И, наконец, высокое налоговое бремя. Как отмечал Президент страны на заседании Кабинета Министров по итогам первого полугодия, среднее налоговое бремя в республике составляет 32 процента. В развитых странах этот показатель достигает 24 процентов, а в государствах СНГ — примерно 17. Но 32-34 процента налоговой нагрузки на предприятия распространяются на добросовестных налогоплательщиков. Если учесть, что многие предприятия имеют налоговые льготы, а другая часть вообще уходит от налогообложения, нередко получается, что объемы налогов достигают 65-68 процентов. При этом в отраслях добывающей промышленности налоговое давление выше, на транспорте, в строительстве и связи — более щадящее.
Такая налоговая нагрузка несопоставима со странами, с которыми сегодня конкурирует Узбекистан не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Это создает сложные условия для функционирования отечественных товаропроизводителей.
Следующая группа причин финансовой неустойчивости узбекских предприятий — организационные. К ним относятся в первую очередь отсутствие корпоративной стратегии и неумение ориентироваться на внутреннем и внешнем рынках. Практически одномоментный отказ от централизованно расписанных торговых связей привел к полной растерянности руководителей предприятий, которые оказались «слепыми» на ставших неуправляемыми рынках товаров. В результате многие потеряли источники сырья, комплектующих и рынки сбыта своей продукции. Прибавим к этому конкуренцию со стороны зарубежных фирм, которые благодаря своему опыту работы в условиях рыночной экономики практически мгновенно заняли место растерявшихся узбекских производителей не только на внешних, но и на внутренних рынках. А неумение вести маркетинговую работу (некоторые по-прежнему называют это сбытом) привело к тому, что многие отечественные производства «ужались» до уровня, не позволяющего обеспечивать рентабельность.
И наконец, глобальные причины — высокая конкуренция на современном рынке. И директорский корпус это чувствует. Миром сегодня правят сильнейшие транснациональные компании, которые могут до минимума сократить внутренние издержки и таким образом монополизировать все основные рынки.
Сегодня становится ясно, что стратегия скорейшей приватизации, которая была принята государством изначально, была правильной. Ставка была сделана на то, что новый реальный собственник будет заинтересован и в нормальном менеджменте, в грамотном управлении финансовыми потоками, усилении маркетинговой работы. Но акционирование в большинстве случаев было проведено формально, и предприятия, называющие себя АО, по-настоящему частными себя не ощущают и соответственно ведут себя на рынке. Руководители по-прежнему назначаются сверху, а не самими учредителями, они не ощущают давления со стороны собственников, иначе бы давно изменились и культура управления, и поведение на рынке. Акционирование финансово неустойчивых предприятий без реструктуризации, предполагающей вычленение неприбыльных активов и избавление от них, привело к нерентабельной работе. Это тянет за собой целый ворох последствий: нет прибыли — нет дивидендов — нет заинтересованности.
Что сегодня главное? Производить вивисекцию — резать по живому. Быстрее выводить из основного производства объекты социальной сферы, решительнее избавляться от лишних площадей и оборудования, которые не работают на прибыль. По-другому это называется реструктуризацией имеющихся мощностей, площадей и объектов социальной сферы. Был приведен пример НПО «Технолог», который имеет пять территорий. Оплата земельного налога и налога на имущество и ряд других факторов делают его продукцию в два раза дороже зарубежной. Госкомимущество продало одно из зданий объединения за 200 миллионов сумов. И эта мера моментально улучшила финансовое самочувствие «Технолога». Огромные территории — по нескольку сотен гектаров — имеют многие химические производства (Навоийский электрохимзавод — 650, Самаркандский химический завод — 760 гектаров и т.д.). Это приводит не только к нерациональному использованию земельных ресурсов в республике, но и значительно удорожает продукцию предприятий из-за высоких ставок земельного налога. А ресурсные налоги в перспективе будут расти.
Непроизводственные расходы Узметкомбината (например, обслуживание жилых домов, общежитий и других объектов социальной сферы) составляют порядка одного миллиарда сумов в год. То же самое и с ГАО «ТАПОиЧ», имеющего огромные задолженности перед бюджетом и по выплате заработной платы своим рабочим. Сегодня это непозволительно для производства, которое стремится выжить. В процессе реструктуризации неприбыльные объекты социальной инфраструктуры должны быть либо проданы, либо сданы в аренду, или переданы в ведение местных органов исполнительной власти.
Государство поддерживает предприятия в решении ими задач реструктуризации. 25 процентов средств, поступающих от приватизации предприятий, передается им самим для технического перевооружения и модернизации производства, пополнения оборотных средств. При реализации же акций предприятий базовых отраслей (электроэнергетики, нефтегазовой промышленности и т.д.) в их распоряжение передаются, на основе специальных распоряжений правительства, 50 и более процентов вырученных от этого средств. Кроме того, предприятиям оставляется на осуществление указанных мероприятий 50 процентов дивидендов, начисляемых по государственной доле акций.
Государством применяются и такие формы поддержки предприятий, как санирование, предоставление отсрочки или списание задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, предоставление льготного кредита.
В стране в рамках проекта правительства и МБРР, выделившего на эти цели займ в размере 15 миллионов долларов США, работает Бюро постприватизационной поддержки предприятий. Кроме того, реализуется проект ТАСИС «Программа поддержки экономически несостоятельных предприятий — Узбекистан».
На семинаре были заслушаны и обсуждены выступления руководителей и специалистов государственных органов, хозяйственных объединений и предприятий, ученых республики и зарубежных специалистов по реструктуризации работающих в республике предприятий. Его результаты позволят участникам получить ответы на вопросы, что конкретно необходимо сделать для адаптации отечественных товаропроизводителей к рыночным условиям хозяйствования, какие действия и в какой последовательности для этого требуются.
Вера Рудакова.
Корр. «Правды Востока».