Домой » Закон » РАССУДИТЬ ИЛИ ОСУДИТЬ?

РАССУДИТЬ ИЛИ ОСУДИТЬ?

вот в чем вопрос
С самого рождения человек вступает в гражданско-правовые отношения. Чем он становится старше, тем шире оказывается сфера их влияния. К сожалению, некоторым приходится сталкиваться и с административными, а то и уголовными, уголовно-исполнительными нормами. И именно от того, насколько справедлива и независима в их применении оказывается так называемая «третья власть», можно оценивать нравственное здоровье общества.
Узбекистан последовательно осуществляет судебно-правовую реформу, демократизацию системы правосудия. Новым серьезным этапом в этой работе, безусловно, следует считать шестую сессию Олий Мажлиса Республики Узбекистан, принявшую целый ряд законодательных актов, основная направленность которых — либерализация уголовного и уголовно-процессуального законодательства в соответствии с конституционными принципами приоритета прав человека.
Однако Президент страны, уделив серьезное внимание этой проблеме на шестой сессии парламента в августе прошлого года и выступив с целым рядом законодательных инициатив, на завершившейся недавно IХ сессии Олий Мажлиса республики второго созыва вновь говорит о том, что «важнейшей задачей остается обеспечение не на словах, а на деле независимости и действенности судебно-правовой системы».
О некоторых секретах решения этой задачи — интервью нашего корреспондента с председателем судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан Ю. Э. Турсунбаевым.
— Юлчивой Эргашевич, к сожалению, в сознании людей исторически сложился стереотип, что суд — это вовсе не то место, куда следует идти по собственной воле. Человек даже может поступиться собственными интересами, лишь бы «не доводить дело до суда». Можем ли мы сказать сегодня, что наше общество, или хотя бы его значительная часть начинает относиться к суду как к независимой инстанции, способной защитить его права?
— Ломка стереотипов сознания не такое простое и скорое дело.Несколько поколений наших людей выросли в полной уверенности, что совершенно необязательно знать законы общества, достаточно поступать в русле решений партии, не говорить и не делать того, что противоречило бы ее интересам, — всегда попадешь в «яблочко». И отношение к суду формировалось как к органу зависимому и исключительно карательному. Справедливости ради следует сказать, — небезосновательно. Он таким все эти годы и был.
Демократические преобразования в обществе, начавшиеся с провозглашением государственной независимости Узбекистана, вызвали переосмысление места и роли суда в системе государственных органов.
Конституция Республики Узбекистан в статье 11 закрепила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, указав в статье 106, что судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной властей, политических партий, иных общественных объединений.
Специфика органа судебной власти заключается в том, что существует специальная процедура, предусматривающая конституционное, гражданское, хозяйственное, уголовное и административное судопроизводство, которое регламентируется специальными актами законодательства. Принят Закон «О судах», в котором, кроме организационных основ судебной системы, закреплены гарантии самостоятельности и независимости представителей этой ветви власти, установлен новый порядок выдвижения на должности судей.
Однако время требует более глубоких демократических преобразований. Задачи следующего этапа судебно-правовой реформы четко сформулированы в речи Президента страны на VI сессии Олий Мажлиса первого созыва: «Важнейшим направлением укрепления правового государства должно стать углубление судебной реформы, демократизации всей системы правосудия как третьей самостоятельной и независимой ветви власти. Роль суда как демократического института нашей общественной жизни должна существенно возрасти. Главным содержанием деятельности судебных и правоохранительных органов должна стать защита законных прав и свобод граждан. Суд из органа карающего обязан перерасти в орган, защищающий права и интересы простых людей, стать подлинно независимым». Законодатели Узбекистана приняли ряд поправок к Уголовному и Уголовно-процессуальному Кодексу, нормативные акты, которые создают сегодня базу для отправления правосудия в интересах свободной личности в демократическом государстве.
Важным шагом вперед в реформировании судебной системы стало введение в соответствии с Указом Президента специализации судей, предусматривающей разделение судов общей юрисдикции на суды, рассматривающие отдельно гражданские и уголовные дела. С января 2001 года в республике раздельно начали функционировать суды по уголовным и гражданским делам.
— Подобное разделение уже само по себе должно способствовать формированию у людей правильного понимания роли судов. Но существует ли судебная статистика, которая свидетельствует о том, что общественное правосознание за годы реформ изменилось, доверие к судам начинает расти?
— Полагаю, что главным свидетельством тому является рост количества обращений граждан в суды за защитой нарушенных прав и законных интересов. Если в первом полугодии 2001 года поступило свыше 52 тысяч гражданских дел, то за аналогичный период 2002 года этот показатель составил более 62 тысяч гражданских дел. Разумеется, это результат не только законодательного реформирования судебной системы, а в большей степени ее профилактической работы и особенно изменения подхода к правовому воспитанию населения. Мы стараемся вместо абстрактной просветительской работы на местах на деле показывать людям действие права в их интересах, полезность знания законов как с точки зрения защиты личных, так и имущественных прав.
Из данных статистики усматривается, что полезны в просветительском и профилактическом плане такие формы работы судов, как вынесение частных определений (их количество в текущем году значительно превышает прошлогодний уровень), рассмотрение дел в выездных судебных заседаниях с участием общественности. Немалый эффект дает и разъяснительная работа через средства массовой информации. Президент на IХ сессии Олий Мажлиса остановился на этом аспекте особо, справедливо заметив, что «такие широкомасштабные преобразования, как судебно-правовая реформа, нуждаются в информационном обеспечении и поддержке со стороны СМИ. Именно они могут и призваны влиять на общественное мнение, воздействовать на правосознание граждан, формирование правовой культуры населения. От того, как люди воспримут заложенные в основу реформы идеи, и в какой мере их поддержит население, в определенной степени зависит результат преобразований». Анализируя качество взаимодействия с печатью, радио, телевидением как в центре, так и на местах, мы замечаем некоторые изменения к лучшему. Но это не тот уровень, который мог бы нас сегодня удовлетворить. Судам необходимо поскорее расставаться со стереотипами закрытости, активнее привлекать журналистов к просветительской работе. Рост правовой культуры граждан республики обязательно скажется и на упрощении предварительных процедур принятия исковых заявлений или жалоб граждан.
— Одна из целей судебно-правовой реформы в Узбекистане — либерализация уголовных наказаний. Как известно, законодательно многое сделано, но достигается ли она практически? Проще говоря, меньше ли стало осужденных?
— Анализ статистических данных показывает, что в динамике судимости отмечено снижение числа осужденных лиц. В этом году их по сравнению с прошлым годом стало меньше на 15 процентов. Почти на 10 процентов уменьшилось только за первое полугодие 2002 года количество наказаний в виде лишения свободы.
Кроме того, судами прекращено 80 уголовных дел в отношении 88 лиц, за деяния, которые по новому закону не являются преступными, возмещен ущерб на сумму 1.346.761.319 сумов, в связи с чем из-под стражи освобождено 1094 человека.
Отдельно хотелось бы сказать о вновь введенном и уже активно используемом судами институте примирения. Он предусматривает порядок прекращения уголовного дела по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, за примирением сторон.
В соответствии с этим законом примирение возможно по 32 составам преступлений, в частности, по делам об умышленном легком телесном повреждении, клевете, оскорблении, нарушении правил БДД в тех случаях, когда виновные возместили пострадавшим причиненный ущерб. За время введения института примирения, то есть с 18 октября 2001 года, он применен в отношении 6333 лиц по 6053 уголовным делам. Судебная практика свидетельствует, что институт примирения сможет играть существенную роль в достижении общественной гармонии. Безусловно, в его применении, как и во всяком новом деле, имеются проблемы, но ошибки судей на местах становятся предметом обсуждения с тем, чтобы не допускать их повторения в будущем. Механизм применения этой законодательной формы обсуждается правоведами республики. Полагаю, что его совершенствование сделает примирение сторон еще более эффективным средством правового воспитания.
Дополнительной гарантией своевременного исправления имевших место судебных ошибок является и закрепление в УК и УПК аппеляционного порядка рассмотрения дел.
Известно, что из системы наказаний исключена конфискация имущества. Я полагаю это очень важным в комплексе правозащитных мер. Каково человеку знать, что за его преступление расплачиваются жена, малолетние дети, престарелые родители? Суды республики, таким образом, наказывают сегодня только нарушивших закон, но не их семьи.
От редакции:
Независимость судебной власти — один из главных столпов демократического общества. От нее напрямую зависит соблюдение наших с вами прав. И интерес к тому, как идет судебно-правовая реформа, какова степень независимости судов Узбекистана, очень велик. Правоведы, ученые, журналисты республики высказывают по поводу укрепления независимости суда самые разные мнения: одних беспокоит вопрос, насколько могут быть судьи независимыми при весьма скромной заработной плате, других — как обеспечивается независимость судей, если их назначение, карьерный рост, а также финансирование судебной системы в руках чинов Министерства юстиции. Некоторые предлагают изучить и внедрить американский опыт выборности судей по территориальному принципу, активно использовать уникальные возможности махаллинских комитетов по рассмотрению некоторых исков семейно-бытового порядка. Есть предложения по проведению массированных пресс-кампаний, разъясняющих населению те или иные важные правовые вопросы. Все это значит, что происходит пусть не такой скорый, но поворот в правосознании людей. И общечеловеческие ценности, права личности, при нашем неравнодушии и активной поддержке станут действительно приоритетом для реально независимого суда.