Домой » Наука и образование » ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ

ЧТО ИМЕЕМ — НЕ ХРАНИМ

Знание языков предполагает множество преимуществ. О роли русского языка в развитии науки и техники, да и общественной жизни Узбекистана хочу сказать особо. Основная литература по медицине, технике, производству и т. д. была и остается, признаемся себе, на русском языке. Сейчас у нас в республике работает то поколение врачей, инженеров, строителей, ученых, которые прекрасно говорят, да многие и пишут на русском языке.
Нисколько не умаляя важности и необходимости государственного языка (узбекского) и изучения других иностранных языков (английского, немецкого, французского), хотел бы обратить внимание на важность и необходимость изучения русского языка в Узбекистане.
Во-первых, русский язык, наряду с английским, французским, немецким, является одним из мировых языков. Во-вторых, он по-прежнему остается важным источником получения информации по всем направлениям науки и культуры. В-третьих, у нас в Узбекистане пока существует база для глубокого обучения русскому языку (кадры, литература, методика). В-четвертых, есть языковая среда, которая способствует быстрому и углубленному обучению русскому языку.
В-пятых, русский язык — язык международного общения не только в пределах СНГ, но и во многих других странах — в США, Израиле, Германии, Франции. Значительная часть их населения, наравне с родным и английским языками, говорит и на русском языке.
Многие граждане нашей республики выезжают на работу в Россию, Украину, другие страны СНГ. Это реальность. Рынок имеет свои законы и, к сожалению, не очень приятные. Сотни, тысячи молодых людей занимаются бизнесом, строительством, сельхозработами в этих странах и из-за незнания русского языка они там сталкиваются с трудностями, которых могли бы избежать.
Узбекский народ в течение нескольких десятилетий получал информацию как на родном, так и на русском языке. Это способствовало профессиональному росту специалистов.
Мне могут возразить, что сейчас наши дети изучают английский и другие иностранные языки, и это прекрасно, но не получилось бы, как в поговорке: что имеем — не храним, потерявши — плачем. Не должен снижаться уровень изучения русского языка, на котором говорят наши ближайшие соседи, который до сих пор нужен нам в работе.
Не нужно быть пророком, чтобы не видеть эти проблемы. Русский язык останется вторым языком образованных, социально активных, деловых людей. Но мы должны заботиться не об ограниченном круге людей, они позаботятся о себе и своих детях сами. Необходимо сохранить русскую языковую среду в обществе в целом, сохранить этот ключ к знаниям, информации, культуре, просвещению, процветанию.
В последнее время говорится о стремлении к созданию общего культурного, территориального, экономического пространства народов Средней Азии, о родстве языков, религии, истории, и это исторически правильно и разумно, в конце концов. Ищем пути реализации этой идеи. Недавно по радио выступал писатель Наби Жалол из Андижана, он говорил, что, к сожалению, мы в Узбекистане не знаем, что происходит нового в литературе Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, в этих государствах не знают о достижениях нашей литературы, предложил создать печатный орган литературной общественности стран Средней Азии на одном приемлемом тюркском языке. Мысль правильная, но не реальная. Узбекский язык — узбеков, казахский — казахов и т.д. Являясь родственными, они разные, самостоятельные. Например, таджикский язык относится вовсе к индоевропейской семье. И не надо изобретать велосипед. Общий язык для этого есть — это русский язык. Он одинаково приемлем для всех народов Центральной Азии, хотя не является тюркским. Ч. Айтматов — писатель всех народов Средней Азии благодаря русскому языку.
Не надо бороться с ветряными мельницами. Надо приложить усилия в реальном направлении. Наряду с государственным языком нужно, очевидно, признать языком межнационального общения русский. Повторюсь: чем больше языков знает человек, тем ему легче ориентироваться в культуре, просвещении, тем он цивилизованнее. Предлагаю увеличить количество уроков русского языка в школах, колледжах, лицеях, вузах, увеличить количество и время передач на русском языке по радио и телевидению, проводить Дни русского языка.
И еще — необходимо не снижать количество обучающихся в школах, колледжах, лицеях и особенно в вузах на русском языке.
Ни для кого не секрет, что из страны выезжает русскоязычное население. Выезжают хорошие специалисты, и не только русской национальности. И это не приносит никому пользы. Хорошо, когда в саду растут разные цветы, разные плодовые деревья. Хорошо, когда в республике многоязычие, множество культур. Все это ускорит наше поступательное движение к цивилизованному обществу.
Баходыр Хамраев.
Доцент кафедры русского языка Ургенчского государственного университета.