Такой вывод сделали ведущие советники Всемирного банка по здравоохранению и специалисты ро закупкам и финансовому менеджменту, проверив в трех областях, как переоборудованы сельские врачебные пункты.
Доверяй, но проверяй. Этому мудрому правилу следуют международные и благотворительные организации при оказании помощи развивающимся странам. Так что не надо думать, если школа выиграла грант или больница получила по гранту или кредиту новейшее оборудование, участие спонсоров или заемщиков этим и ограничится. Развитые страны еще и потому такие, что четко просчитывают предстоящую эффективность каждого вложенного доллара и никогда не забывают проверять, какова оказывается она в действительности.
Так обстоит дело и при кредитовании Всемирным банком проекта «Здоровье», осуществляемого в Узбекистане с 1999 года. Его завершение планируется на декабрь нынешнего года, а недавно были подведены итоги первой половины реализации проекта. Как сказала руководитель проектов «Здоровье» в регионе России, Узбекистана и Таджикистана Мария Ваннари, было решено «остановиться и оглянуться», чтобы сделать необходимые корректировки и завершить намеченные работы полностью.
О ходе реализации проекта наша газета сообщала не раз. Благородна сама его идея: поскольку большая часть населения Узбекистана проживает на селе, сделать для него доступной современную медицинскую помощь. В качестве пилотных объектов были выбраны три очень различных региона — Навоийская, Сырдарьинская и Ферганская области. Была поставлена задача — улучшить качество первичного здравоохранения в сельской местности в этих областях, повысить эффективность затраченных на это средств. Правительство Узбекистана выделило на эти цели 40 миллионов долларов, Всемирный банк предоставил заем в 30 миллионов.
И вот недавно ведущие советники Всемирного банка по здравоохранению, в том числе и по общественному, специалисты по закупкам и финансовому менеджменту в течение трех недель работали в этих регионах, иногда буквально как аудиторы, проверяя, как переоборудованы здесь 345 сельских врачебных пунктов (СВП), как подготовлены специалисты для них, как расходуются выделенные на эти цели средства. Их сдержанное удовлетворение увиденным тем более отрадно, что открывает перспективу для дальнейшего сотрудничества. И еще потому, что начало было очень трудным. Неимоверно сложна процедура закупок оборудования для сельских врачебных пунктов, считают зарубежные специалисты. К тому же на местах не всегда понимали, что Всемирный банк предоставляет не грант, а заем, который предстоит возвращать и за который нужно отчитываться.
Другая, тоже новая для нашего здравоохранения проблема — подготовка семейных врачей. Предстоит огромная работа, масштабное переобучение врачей, так как СВП создаются по всей территории проекта. В организации соответствующих кафедр в медицинских вузах по подготовке врачей общей практики, а также в реализации новой модели финансирования первичного звена здравоохранения существенную помощь Минздраву Республики Узбекистан и его вузам оказали департаменты по международному сотрудничеству Великобритании и США. С выездом в Великобританию были обучены сами преподаватели, сорок специалистов прошли переобучение в Эстонии.
В качестве пилотного объекта для внедрения новой модели финансирования первичного здравоохранения была выбрана вначале одна область — Ферганская. Ставилась задача — вместо прежнего остаточного принципа финансирования перейти на подушевое, а для этого отделить СВП от районных больниц с тем, чтобы СВП сами распределяли свои средства. Их бюджет определяется количеством населения, и чтобы обеспечить такое справедливое распределение ресурсов, были внедрены соответствующие коэффициенты исходя из демографического состава населения. Имелась в виду в первую очередь стратегическая цель — обеспечение здоровья детей и женщин, ведь проект осуществляется в рамках национальной програмы реформирования здравоохранения.
Была введена должность на селе совсем новая — финансового менеджера, на которого возлагались вопросы планирования работы СВП, ведения в них бухгалтерии, чтобы осободить врачей для основной работы. И еще — были открыты специальные счета, на которых СВП могут хранить сэкономленные средства и использовать их по своему усмотрению для улучшения работы пунктов и стимулирования их персонала. Проверка показала целесообразность перестройки финансирования, и в итоге было решено новую модель, опробованную в Фергане, распространить в Навоийской и Сырдарьинской областях.
При организации работы сельского здравоохранения предусматривалось также больше внимания уделять вопросам профилактики и здорового образа жизни. Их необходимо решать на уровне махалли и сделать понятными и доступными каждому сельскому жителю, убедить его, что больше заботы о своем здоровье — это меньше денег на лекарства для лечения.
Это все — технологии. А главный результат их внедрения таков. Хотя СВП в том виде, как предусматривалось проектом «Здоровье», — обеспеченные новым оборудованием, при наличии специалистов, прошедших переподготовку, работают еще меньше года, уже можно увидеть и оценить тенденцию происходящих изменений. Виден рост обращения населения в первичное звено, людям меньше приходится ездить в районные и областные центры за получением квалифицированной медицинской помощи. Детальный анализ был проведен в Навоийской области, и он показал, что количество обращений в больницы и поликлиники снизились на 35 процентов. Кстати, специалисты Всемирного банка просили Минздрав при оценке хода реализации проекта сделать акцент не на количественные показатели, не на число открытых СВП, а на качественные, больше внимания уделить именно конечному результату.
В ходе осуществления проекта «Здоровье» конкретизируются и определяются все новые задачи. Так, решено обстоятельно изучить проблему снабжения лекарствами, есть ли в наличии в СВП все необходимые для выдачи бесплатно при экстренных обращениях (заметим, что на полный курс лечения бесплатно лекарства не выдаются). Надо проверить, удовлетворяет ли население их список, проследить, как они используются.
В целом ход реализации проекта «Здоровье» вселяет надежду на продолжение сотрудничества с Всемирным банком, ЮСАИД. Подготовлена и утверждена на совете директоров Всемирного банка трехлетняя программа дальнейшего сотрудничества. Есть проект «Здоровье-2». Значит, и в других регионах пойдет работа по совершенствованию первичного — главного звена здравоохранения по трем, уже опробованным направлениям: укрепление материальной базы, переподготовка врачей, внедрениие новых моделей управления здравоохранением и финансированием. Достигнута договоренность с правительством о начале совместной работы по подготовке доклада о стратегии борьбы с бедностью.
И еще — благодаря тому, что для закупки оборудования для СВП проводились тендеры, удалось сэкономить определенные средства. И теперь, в рамках осуществляемого сейчас проекта «Здоровье», решено направить их в пострадавшие от засухи регионы — Каракалпакстан и Хорезмскую область, опять-таки для укрепления первичного здравоохранения, улучшения доступности медицинских услуг для сельских жителей.
Могут спросить: в чем интерес Всемирного банка? Не надо забывать, что это не просто коммерческий банк, заинтересованный в инвестициях. Это международная организация, нацеленная на помощь развивающимся государствам, чтобы сделать мировое развитие устойчивым. Он поддерживает большие проекты, направленные на содействие в экономическом развитии, улучшении энерго- и водоснабжения, а сейчас делает акцент на социальный сектор, на уменьшение в мире бедности.
Активно поддерживает проект «Здоровье», как и другие усилия правительства Узбекистана по развитию здравоохранения, и ЮСАИД, американское агентство международного развития, работающее в странах бывшего СССР над утверждением демократических перемен, переходом к рынку. В Узбекистане же его приоритетные усилия согласно договоренности между двумя правительствами направлены именно на помощь в улучшении охраны здоровья населения.
Создаваемые СВП, можно сказать, наша национальная модель. Но похожие реформы идут и у соседей — в Кыргызстане и Казахстане. В Кыргызстане этап аналогичной работы в пилотных районах — создание системы СВП и семейных врачей, переобучение педиатров, терапевтов, медсестер, введение подушевого финансирования — уже пройден, сейчас эта работа идет по всей стране. Соответственно понизились показатели заболеваемости матерей, детей. В Казахстане также внедряется новая система здравоохранения в сельской местности, в городах же пока сохраняется система поликлиник, потому что нельзя сразу переобучить такое большое количество врачей. Словом, все страны на разных ступенях реформирования, но оно идет по одной модели.
Свой опыт и опыт соседей, продолжающееся сотрудничество с ВБ, ВОЗ, другими международными организациями дают основание для уверенности, что жители каждого кишлака в Узбекистане в недалеком будущем получат в экстренных случаях всю необходимую помощь.
Кира Яковлева.