Домой » Культура » ДУТАР ПЕЛ ПОД СВОДАМИ ХРАМА

ДУТАР ПЕЛ ПОД СВОДАМИ ХРАМА

Те, кому не повезло в эти дни стать слушателями выступлений музыкантов многих стран мира на Третьем международном фестивале симфонической музыки, могут усомниться, что такое сочетание возможно. Но именно в католическом храме удивительно гармонично прозвучало проникновенное лирическое произведение «Термалар» для дутара и оркестра Хабибуллы Рахимова — автора многих блестящих сочинений для народных инструментов, вокально-симфонических поэм, опер.
katolich
Впрочем, высокому настрою соответствовали и другие произведения, исполненные в этот вечер камерным оркестром Узтелерадиокомпании, хоровой капеллой Узбекистана, дирижировал которыми Виктор Медюлянов. Открытием стало творчество совсем молодого композитора Полины Медюляновой, свидетельством мастерства — пьесы для оркестра Замиры Миралимовой, «Муножат» для фортепиано и оркестра Абдусаида Набиева и очень многие другие произведения.
Наверное, пройдет какое-то время, прежде чем критики и музыковеды дадут полную оценку прошедшему музыкальному форуму. Но уже сейчас очевидно, что ставший традиционным международный фестиваль в Ташкенте развивается, обретая все новых поклонников в странах ближнего и дальнего зарубежья и, конечно же, в Узбекистане.
— Если в предшествующие годы мы проводили фестиваль своими силами, на этот раз содействие нам оказали многие организации, — говорит председатель Союза композиторов Узбекистана, заслуженный деятель искусств, главный директор дирекции фестиваля, композитор Рустам Абдуллаев. — Для проведения акции были предоставлены лучшие концертные залы с хорошей акустикой в столице, других городах республики. Свои спонсорские услуги предложили многие организации — ЮНЕСКО, Институт Открытое Общество, Узтелерадиокомпания, Академия художеств республики, Узбектеатр, Узмевасабзавотузумсаноатхолдинг, Институт ядерной физики, хокимияты городов, принявших фестивальную эстафету. Думаю, произошли и качественные изменения: накануне фестиваля была создана отборочная комиссия во главе с заслуженным деятелем искусств, лауреатом госпремии, главным дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов Мустафо Бафоевым. Сквозь «сито» прошел не один десяток произведений, прежде чем была определена окончательная программа. Большое внимание уделялось новизне симфонических форм, синтетичности звучания различных инструментов и вокала.
Прекрасной возможностью поделиться своими творческими достижениями воспользовались композиторы самых разных стран: Рашид Калимуллин (Россия), Ким Сунг-Ки (Республика Корея), Лейла Муждабаева (Кыргызстан), Кадиша Оналбаева (Казахстан) и Джерри Сиг (США). Многие из них приехали, чтобы исполнить свои произведения. По их свидетельству, они были приятно удивлены композиторской школой нашей страны, которую представляли Рустам Абдуллаев, Ойдин Абдуллаева, Икрам Акбаров, Дилором Амануллаева, Мустафо Бафоев, Нуриддин Гиясов, Тулкун Курбанов, Алишер Латиф-заде, Улугбек Мусаев, Кахрамон Рахимов, Валерий Сапаров, Дилором Сайдаминова, Феликс Янов-Яновский…
— Узбекистан — это земля богатых и гордых традиций, она объединяет различные культуры и народы, — делится своими впечатлениями гость из Италии, композитор Микеле Пеццуто, представивший на заключительном концерте в Государственной консерватории Узбекистана свое произведение для сопрано, тенора и оркестра. — В эти дни композиторы с различной поэтикой и стилями продемонстрировали чувство актуальности и уважение к исторической музыкальной культуре. Они использовали и композиционную технику, которая варьируется от тональной музыкальной традиции с элементами обработанных народных мелодий до современных выразительных находок. Хочу выразить благодарность всем, кто участвовал в организации и проведении этого фестиваля, за наше участие в нем.
Наталья Петрачкова.