Домой » Декабрь » СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ

СОХРАНИТЬ ДЛЯ ПОТОМКОВ

Городище древнего Термеза на Каратепа, Фаязтепа, Сапаллитепа, Дальверзинтепа, Айртам — открытые археологами материальные свидетельства высокой культуры кушанской и других эпох. Ансамбли мавзолеев ал-Хаким ат-Термизий, Зуль-Кифль, Султан Саодат, дворец Кырккыз, Джаркурганский минарет — свидетельства древнего зодчества о многом рассказывают исследователям, как и наскальная живопись в байсунском Зараутсае…
Сурхандарья, можно сказать без преувеличения, — это во многом археологическая целина, хотя в минувшем веке предприняты были немалые усилия для ее исследования. В их ходе найдено огромное количество предметов быта, воинского снаряжения, искусства, говорящих о том, что уже несколько тысячелетий назад здесь была человеческая цивилизация высокого уровня. Часть находок попала в областной краеведческий музей, часть — в провинциальные кишлачные и школьные хранилища, кое-что, видимо, утеряно безвозвратно.
Вопросам сохранности и наиболее рационального использования этих бесценных исторических богатств был посвящен республиканский семинар-совещание «Музеи Узбекистана в ХХI веке». Прошел он в новом здании Сурхандарьинского археологического музея, построенного к 2500-летию Термеза. Представители из всех регионов республики, председатель фонда «Узбекмузей» Нозим Хабибуллаев, директор Института истории Ашраф Ахмедов, от ЮНЕСКО — председатель национальной комиссии Узбекистана Алишер Икрамов и другие участники посетили историко-археологические памятники. Знакомясь с деятельностью ведущего музея области, дали практические советы по его оформлению, сохранению экспонатов как выставленных, так и находящихся в запасниках.
Обсужденная на семинаре тема не ограничивается только состоянием дел в главных музеях страны. В той же Сурхандарье почти в каждом районе, где расположены известные исторические памятники, имеются свои небольшие музеи, не говоря уже о школьных. Но большинство из них лишены помощи и поддержки, держатся на энтузиастах. А ведь они поближе к населению, и здесь оно черпает первые знания о прошлом своей малой родины. И неплохо бы местным властям обратить внимание на это.
С. Николаев.
Сурхандарьинская область.

Дутар в лондонской галерее
Плакат с изображением чудесного дутара в руках узбекской женщины встречает посетителей у входа открывшейся на днях в Лондонском музее «Хорнимен» галереи музыкальных инструментов мира.
Эту галерею без преувеличения можно назвать уникальной: в ней представлены свыше шести тысяч музыкальных инструментов со всех уголков мира.
В секции узбекских музыкальных инструментов представлены гиджак, доира, карнай, сурнай, ногора, рубаб и дутар, а также национальные костюмы и тюбетейки. На установленных рядом с экспозицией табличках рассказывается о богатых традициях и обычаях узбекского народа, в многовековой культуре которого музыка и музыкальные инструменты занимают важное место.
Особую «изюминку» узбекской коллекции придает демонстрируемый по телемонитору видео-сюжет об узбекской свадьбе, проходящей в сопровождении национальных песен и танцев.
Представленная в галерее узбекская коллекция является плодом этнографического проекта, осуществленного в Узбекистане музеем «Хорнимэн» в партнерстве с Шотландским национальным музеем.
Музей «Хорнимен» намерен и в будущем продолжить знакомство британской общественности с культурой Узбекистана. По словам организаторов галереи, в их ближайшие планы входит проведение выставки «Игрушки мира», на которой будут также широко представлены экспонаты, созданные узбекскими мастерами декоративно-прикладного искусства.
Мардон Якубов.
ИА «Жахон».
Лондон.