Домой » Август » ФАКУЛЬТЕТ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ

ФАКУЛЬТЕТ ОДАРЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Неспособность некоторых предприятий адаптироваться к требованиям и условиям рынка, низкий уровень организации производства, устаревшие технологии тормозят экономические реформы. На это особое внимание обратил Президент Ислам Каримов в своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам первого полугодия 2002 года и задачам на предстоящий период. Одно из ключевых звеньев в решении этой проблемы — подготовка кадров, умеющих руководить производственными процессами и способных создавать передовые технологии.
Какие шаги предпринимаются в этом направлении в ТАДИ, который готовит инженеров для автомобилестроительной отрасли и дорожно-строительного комплекса? Об этом рассказывает ректор Ташкентского автодорожного института Сарвар КАДЫРОВ.
— В ходе выполнения Национальной программы подготовки кадров в Узбекистане создана система формирования нового поколения специалистов для развивающейся рыночной экономики республики. В нее входят вузы, профессиональные колледжи и академические лицеи, которые обеспечивают массовую подготовку профессионалов различного уровня. Однако, как свидетельствует опыт развитых стран, необходимо, чтобы образовательные структуры выпускали, пусть и в небольшом количестве, специалистов высшей категории, так называемую инженерную элиту. Они призваны обладать творческим, подвижным, свободным от догм мышлением, способностью генерировать идеи, создавать оригинальные технологии. Как показывают исследования, из 100 человек всего двое-трое являются действительно одаренными и именно они обеспечивают прогресс. Подготовка таких специалистов — задача сложная, ведь для ее решения нужны педагоги соответствующей квалификации, отдельные учебные программы и планы.
Подобный эксперимент по договору с государственной ассоциацией «Узавтосаноат» наш институт начал еще в 1996 году. С привлечением южнокорейских специалистов провели конкурс среди студентов пятого курса. Отобрали 30, наиболее одаренных. Для них совместно с представителями отрасли был разработан особый учебный план, скорректирована и учебная программа. Все выпускники группы, часть из которых, кстати, защитила свои дипломы на английском языке, были приглашены на работу в профильные предприятия республики.
К сожалению, этот пример прямого сотрудничества так и остался экспериментом. Причина, наверное, в непонимании, что лучшими могут быть не только зарубежные технологии, но и наши, отечественные. К тому же, для подготовки «элитных» кадров нужны дополнительные затраты, в том числе и заказчиков-предприятий, которые окупятся лишь через несколько лет.
В этом плане показателен опыт Израиля, куда для знакомства с образовательным процессом выезжала группа ректоров республики. Отбор талантов осуществляется здесь еще с детсадовского возраста, затем эстафету принимают школы, потом — вузы, в которых много внимания уделяется самообразованию, а с особо одаренными студентами работают индивидуально. Создание налаженной системы подготовки высококвалифицированных инженеров привело к тому, что сегодня 60 процентов новых технологий во всем мире разрабатывается в Израиле.
Наша молодежь обладает не меньшим потенциалом, однако его нужно развивать. Поэтому мы продолжаем укреплять связи с ассоциациями и предприятиями, где предстоит работать выпускникам ТАДИ, к примеру, с государственной ассоциацией «Тошшахарйуловчитранс», концерном «Узавтойул», трестом «Тошметрокурилиш», концернами «Тошшахарюк-транс» и «Тошвилояттранс», другими профильными организациями. При их подразделениях открыты филиалы кафедр института, где занятия ведут производственники. Сокращено время аудиторных занятий, у студентов появилось больше возможности для самообразования, больше времени для подготовки по специальности.
Следующим шагом стало открытие в институте факультета одаренных студентов. Здесь сегодня обучаются около 160 юношей и девушек. Состав его не постоянный. Любой способный студент может перейти на этот факультет и, наоборот, тот, кто не оправдывает надежд, получает хотя бы одну тройку или две четверки, возвращается в обычную группу. Таким образом создана своеобразная конкуренция, и каждый стремится попасть в элитные группы.
Со второго курса одаренные студенты вовлечены в научный процесс. Многие имеют публикации в специализированных изданиях, авторские свидетельства на изобретения. Некоторые из них участвуют в разработке чертежей агрегатов и узлов автомобилей «Нексия», «Тико», «Дамас». Все именные стипендиаты — из числа одаренных студентов. Основной контингент бакалавров, закончивших этот факультет, потенциальные магистры. В этом году 38 из них получили дипломы с отличием. А 15 бакалавров и магистров защитили свои работы и диссертации на английском языке.
Выпускники факультета пользуются большим «спросом» у работодателей. К примеру, магистр Жамшид Садиков получил приглашение на работу в концерн «Узавтойул» и уже уехал в Германию для повышения квалификации. 26 магистров изъявили желание продолжить свою научную деятельность в аспирантуре или на кафедрах института.
Как же осуществляется отбор на факультет одаренных студентов? Первокурсники, имеющие после первого семестра наиболее высокие оценки по всем предметам, проходят дополнительный конкурс. Их экзаменуют и, кроме того, тестируют на IQ — коэффициент интеллектуального развития. Результаты оценивают независимые эксперты. Прошедшие конкурс распределяются в группы из 5-9 человек по направлениям. Студентам также созданы все условия для получения углубленных знаний по информационным технологиям и английскому языку.
Читают лекции лучшие специалисты, в том числе ученые из Академии наук республики. Чтобы привлечь педагогов, занимающихся с одаренными студентами, мы повысили им оплату труда почти в два раза. В преподавании используются новые педагогические технологии, так называемые интегрированные обучающие комплексы. Их применение позволяет преподнести за два лекционных часа большой объем учебного материала. Кстати, к разработке обучающих комплексов на договорной основе привлечены и сами студенты. Новые технологии мы предполагаем внедрить и в профильных колледжах.
Одаренные студенты не только успешно учатся, но и активно участвуют в конструировании новой техники. Так, учеными института совместно со студентами разработаны «Узбекский легковой автомобиль» и «Уз-джип», на которые получены авторские свидетельства и одобрительные отзывы экспертов. Слово — за производственниками, которые могли бы довести созданные опытные образцы до серийного выпуска.
Анна Иванова.