Памяти Луи Армстронга посвящен единственный концерт, состоявшийся в Государственной консерватории Узбекистана. Исполнить произведения, неразрывно связанные с именем величайшего джазового музыканта, американским джазменам Эдди Аллену и Марку Эрику Петерсону помогли их узбекистанские коллеги.
В этот день в Большом зале консерватории, казалось, собралась вся англоязычная часть жителей и гостей столицы, и не только она. Рядом со мной сосредоточенно слушал выступление, то и дело роняя реплики вроде «вот это мастерски сделано!», один из опытных ташкентских джазменов. Жаркие аплодисменты умолкали только при звуках новых мелодий. А на сцене вместе с американскими музыкантами, исполнявшими лучшее из наследия Армстронга на трубе (Эдди Аллен) и контрабасе (Марк Эрик Петерсон), импровизировали пианист Гочи Сиразде и Иван Димов (ударные).
На сцену были приглашены, и ветераны отечественного джаза — братья Вячеслав и Владимир Сафаровы, посвятившие развитию этого музыкального направления около сорока лет своей жизни. Кстати, Владимир Сафаров заметил, что столица помнит не так уж много встреч с американскими носителями джазовой культуры. Первая такая встреча состоялась в 1962 году, когда своим великолепным оркестром дирижировал Бени Гудман. И только спустя тридцать с лишним лет, уже в девяностые годы, у нас выступал Боб Берг.
Нынешний, третий по счету, визит джазменов организован посольством США в нашей стране и Бюро госдепартамента США по вопросам образования и культуры в рамках проекта «Джаз Амбассадорс». Согласно плотному графику гастролей музыканты посетили три столицы стран СНГ, и теперь их путь лежит в Турцию.
А накануне концерта гости делились своими впечатлениями и планами. Аллен — еще и композитор, автор текстов, руководитель сразу нескольких джазовых групп и Петерсон — руководитель ансамбля, имеющего большой успех на джазовых фестивалях своей родины, вместе выступают уже два года. В Ташкент намеревались приехать в составе трио с гитаристом Дэвидом Гилмором, однако последний из-за болезни был вынужден отказаться от турне.
По словам Марка Эрика Петерсона, в США этот вид современной музыки хотя и испытывает негативные последствия бурной технологизации, но постоянно возрождается. «Нью-Йорк, например, сейчас переживает джазовую революцию», — заметил он. Вечно молодое и искрометное искусство импровизации давно стало международным, «и в Узбекистане у него тоже есть свой дом», — это уже мнение Чрезвычайного и Полномочного Посла США Джона Хербста, приветствовавшего своих соотечественников на ташкентской земле.
Наталья Петрачкова.