Домой » Октябрь » ИНЖЕНЕРНАЯ «НЕОТЛОЖКА» ДЛЯ ДЕХКАН

ИНЖЕНЕРНАЯ «НЕОТЛОЖКА» ДЛЯ ДЕХКАН

или Дела и заботы технических центров компании «Узсельхозмашхолдинг»
Многие согласятся с тем, что узбекский дехканин в постсоветский период в техническом плане оказался в более выигрышном положении, чем крестьяне соседних республик. Ведь Узбекистан — основной поставщик сельхозтехники для всего Центральноазиатского региона, где на протяжении десятков лет базировались предприятия сельскохозяйственного машиностроения. В усеченном варианте они в настоящее время продолжают работать на внутренний рынок, понемногу возвращаясь на прежние рынки. Это и крупное акционерное общество «Ташкентский тракторный завод», предлагающее ширкатам и фермерам собственные тракторы восьми модификаций по лизингу, и «Узбексельмаш», производящий сеялки и кормоуборочную технику, «Чирчиксельмаш» (плуги, чизели, куракоуборочные машины) и ряд других производств — всего их около 20.
Ветер перемен в годы независимости коснулся и жизненно важной сферы сельхозмашиностроения. Страна, уверенно интегрирующаяся в мировое экономическое сообщество, стала импортировать пахотные тракторы и зерноуборочную технику. Но пропашные тракторы хлопковой модификации (трехколесные) и универсальные (четырехколесные) для хлопкоробов и зерноводов, весь набор сельскохозяйственных орудий (в общей сложности более 100 наименований!), делающих труд дехканина более производительным, — удел отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения. Глубинное значение этого факта трудно переоценить — за ним стоит сохраненное инженерное интеллектуальное ядро, уникальные производства — фундамент подлинной независимости для аграрного сектора.
За последние годы изменился привычный стереотип взаимоотношений холдинга с давним деловым партнером — ассоциацией «Узагромашсервис» (ранее «Узсельхозтехника»), выполнявшей на протяжении ряда лет послепродажное обслуживание и ремонт тракторов и сельскохозяйственных орудий, произведенных предприятиями нынешнего холдинга. Она, создав на местах машинно-тракторные парки, переключилась на реализацию и обслуживание в основном импортируемой в республику техники, а отечественные сельскохозяйственные орудия в определенный период оказались на обочине.
И тогда было принято решение по перенесению всех технических вопросов сервисного обслуживания на плечи самого холдинга — главного поставщика сельскохозяйственной техники. В пользу такого решения говорила мировая практика зарубежных фирм-производителей и их дилерских служб. Взяв дело в свои руки, «Узсельхозмашхолдинг» стал решать весь комплекс вопросов, связанный как с производством техники, ее поставкой, так и с полным ее обслуживанием в течение всего периода эксплуатации. Технический сервис сельхозпроизводителям в полном объеме стали оказывать создаваемые с 1996 года в отрасли региональные технические центры. Их учредителями являются заводы компании и сам холдинг.
Со временем эти функции стали множиться. Сегодня не каждое ширкатное хозяйство или фермер могут купить сельхозтехнику, хотя она намного дешевле импортной. Почему бы не отдавать ее в аренду, создав для этого альтернативный машинно-тракторный парк? Или направлять в хозяйство своих механизаторов для обработки оговоренной в договоре площади? Идея родилась в поиске вариантов безубыточного развития и вскоре обрела реальные очертания.
По утверждению начальника отдела координации работ технических пунктов «Узсельхозмашхолдинга» Абдукарима Усманова, сегодня в республике работают 13 региональных технических центров (один в Республике Каракалпакстан, 12 областных), в состав которых входят 98 подразделений (31 альтернативное МТП, 43 районных, два дилерских центра и два торговых дома) и свыше 20 мелкооптовых фирменных магазинов для оказания услуг фермерам. Причем объемы оказываемых ими услуг растут с астрономической скоростью. Если в 1996 году узбекским аграриям было реализовано продукции, охвачено техническим сервисом и оказано услуг на 39 миллионов сумов, то в 2001-м — более чем на 5,4 миллиарда, а за первое полугодие нынешнего года — более чем на 2,7 миллиарда сумов.
Хотя последняя цифра, по мнению экономистов холдинга, могла быть и больше. Потому что слишком широкий набор услуг предлагают сегодня технические центры своим потребителям. Это и выбор техники у поставщиков, и реализация ее потребителям, и своевременное проведение планового технического обслуживания, ремонта и хранения в гарантийный (один год) и послегарантийные периоды эксплуатации машин. А чего стоят такие пункты, как устранение последствий отказов непосредственно на месте использования техники, обеспечение покупателя запасными частями, обучение и переподготовка владельца техники и специалистов основным принципам управления и эксплуатации, организация проката, аренды и лизинга и многое другое.
Справедливости ради скажем, что не все пошло гладко в работе технических центров, некоторые оказались низкорентабельными, не везде они нашли поддержку в хокимиятах. Но факт налицо: предложив весь необходимый отечественному сельхозпроизводителю комплекс услуг, технические центры «Узсельхозмашхолдинга», что называется, попали в десятку. Но оплата всех этих услуг стоит денег, которых у сельских товаропроизводителей страны негусто. А нет денег — не будет и услуги, в рыночных условиях никто не станет работать себе в убыток. С другой стороны, недополученные инженерные услуги снижают эффективность дехканского труда. Круг замкнулся.
Правительство страны поддерживает сельское хозяйство через Фонд для расчетов за сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд. Впрочем, многие страны, в том числе и развитые, субсидируют свой аграрный сектор — «альфу» и «омегу» благополучия. Уровень дотации США, например, своего сельского хозяйства составляет 34 процента, Японии — 74, Финляндии — 70. И авансы фонда ширкатным и фермерским хозяйствам на строго определенные цели — приобретение ГСМ, минеральных удобрений и так далее, выделяемые траншами (частями), пока не учитывают участия технических центров и альтернативных МТП компании «Узсельхозмашхолдинг» при финансировании механизированных работ и услуг. А если учитывают, то по остаточному принципу.
Это сдерживает развитие — центры с ограниченными оборотными средствами лишены возможности расширять круг альтернативных машинно-тракторных парков, открывать фирменные оптовые магазины для фермеров, технически оснащаться.
Не нужно быть стратегом, чтобы предсказать, что вялотекущая инженерная неотложная помощь дехканину будет иметь следствием столь же вялое развитие аграрного сектора со всеми вытекающими отсюда последствиями. Иного не дано.
Вера Рудакова.
Корр. «Правды Востока».