Каким будет новый, двухпалатный парламент Узбекистана? И что означает переход к нему для политических партий страны? Вот такие вопросы встают после принятого не так давно Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти».
В связи с этим предусмотрен цикл публикаций с лидерами партий. Нынешний наш собеседник — руководитель одного из первых политических объединений в республике, первый секретарь Центрального Совета Народно-демократической партии Узбекистана (НДПУ) Абдулхафиз Марахимович Джалалов, доктор философских наук.
— Абдулхафиз Марахимович, каково ваше видение работы будущего двухпалатного парламента, в частности, нижней — Законодательной палаты, где в основном развернут деятельность партии?
— Идеи Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова о необходимости создания двухпалатного парламента нашли убедительную поддержку не только в волеизъявлении народа на состоявшемся 27 января референдуме, но и в принятых на последней сессии Олий Мажлиса документах.
В Законодательной палате парламента в качестве основных сил на арену борьбы выйдут политические партии и инициативные группы избирателей. Как это сегодня принято во многих странах с развитой парламентской демократией. Что естественным образом повлечет за собой формирование характерной для современного демократического парламентаризма двухполюсной системы парламентского правящего большинства и парламентской оппозиции.
Здесь нелишне будет отметить, что сам по себе двухпалатный парламент не в состоянии обеспечить полновесную демократию в обществе. Скорее, наоборот: именно демократизм общества с превалированием в нем гражданского начала и наличия должного его контроля над деятельностью органов системы государственной власти в состоянии гарантировать и демократичность деятельности Олий Мажлиса. На это, кстати, в своем докладе на сессии обратил внимание глава нашего государства.
— В демократических государствах есть партии, которые отражают, защищают интересы крупного капитала, аграриев, «зеленых» и прочих. Интересы одних могут не совпадать с интересами других. Именно партии выражают их устремления, согласовывают, обсуждают и находят верные, приемлемые решения. В этом, по заверениям, суть демократии, роль многопартийного парламента. На какой электорат ориентируется ваша партия?
— Действительно, в мире есть разные партии. И прежде всего между ними столько же различий, сколько различий между странами, в которых они действуют.
Мир — это борьба интересов, носителями которых являются люди. Именно на почве интересов в мире может быть и мир, и война, и дружба, и вражда, и другие проявления. Образно говоря, миром правит Его Величество Интерес. Потому самым важным, судьбоносным и в силу этого самым сложным в мире является именно обеспечение баланса интересов. Как, например, трудно помирить двух людей, если сталкиваются их интересы. Политические партии в этой связи, во-первых, являются своеобразным отображением этого в масштабах страны, общества. А во-вторых, они представляют собой средство сбалансирования многообразных интересов через свой статус в представительных и исполнительных органах государственной власти.
Как свидетельствует опыт мирового политического развития последних веков, существуют различные типы политических партий. Среди них, по мнению политологов, проявляют себя как самые дееспособные, политические партии так называемого народного типа, которые ориентируются не на интересы отдельных групп, сословий, а стремятся к получению поддержки всех слоев населения.
Именно политическая партия народного типа является в конечном итоге неким своеобразным барометром политической дееспособности самого народа. Ибо она может успешно действовать лишь там, где сам народ — единственный источник и носитель демократической государственной власти — проявляет себя как активная политическая сила. Да и в избирательных округах живет тоже народ — представители самых разных социальных групп и сословий.
Политические партии, разделенные по классам и слоям, — это своего рода анахронизм. Ведь в их основе лежит принцип «разделяй и властвуй». А с точки зрения как христианства, так и мусульманства, кто разделяет народ — тот не правоверный. Хочу добавить, что политический плюрализм призван обеспечить единство народа на базе разнообразия мыслей, т.е. свободы действий и словоизлияний.
— Если в прежней компартии была известна ее структура, деятельность, то на чем зиждется работа вашей партии?
— Мы не имеем ничего общего с бывшей или вообще какой-нибудь компартией — в смысле «приводного ремня» тоталитарной системы. Бывшая КПСС, как известно, была супервластной структурой, т.е. властью над властью. Членство в ней было обязательным и непреложным условием должностного роста, занятия руководящих постов или положения в обществе.
Одновременно она была средством идеологизации общественного сознания, его принудительного формирования в духе верности «делу и политике партии». Именно поэтому участие в различных партийных мероприятиях было не только уставным долгом ее членов, но и «почетной обязанностью» беспартийных граждан, демонстрирующей их лояльность тому режиму. Поэтому структуру, работу бывшей компартии (видимую часть «айсберга») знали все. Тем более, что изучение всего этого входило и в школьный курс обществоведения и в учебные планы обязательных для всех предельно политизированных курсов общественных наук.
Что же касается НДПУ, то наша партия — всего лишь одна из действующих в стране политических партий парламентского типа. Наших представителей в Олий Мажлисе 50 человек. Но мы практически не располагаем непосредственными, т.е. без всеобщих выборов полученными властными полномочиями и не стремимся их получить в перспективе. При основании нашей партии мы четко заявили в своей программе: «Народно-демократическая партия Узбекистана убеждена, что никакие политические партии впредь не должны брать на себя непосредственные властные полномочия в государстве. Партия решительно высказывается против монополии какой бы то ни было общественно-политической силы на истину и справедливость…»
В соответствии с этой принципиальной политической позицией главным приоритетом деятельности НДПУ является ее парламентская деятельность, то есть работа депутатов и фракции от нашей партии в Олий Мажлисе и местных представительных органах государственной власти.
Да, у нас есть партийная структура, но она имеет исключительно внутреннее значение, решает в основном внутрипартийные задачи. Ее основу составляют почти 15 тысяч первичных партийных организаций, объединяющих около 600 тысяч членов партии. На региональном и местном уровне действуют советы НДПУ, их исполнительные бюро, подотчетные избравшим их конференциям своих организаций.
Чтобы участвовать в конференциях местных организаций, съездах партии, которые у нас регулярно проводятся, надо быть избранным в качестве их делегатов. А для этого, соответственно, входить в число активистов партийных организаций.
Активность политической партии в существенной степени есть результат работы ее членов, граждан страны. И их активность производна от активности всего народа. В этом смысле любые политические партии не лучше и не хуже тех обществ, в которых они функционируют.
— Партии в Узбекистане — это дружественные друг другу по мировоззренческим, идеологическим и другим направлениям силы? Или же имеется конфронтация в целом, либо по ряду вопросов? С какой другой партией вы могли бы выступать в блоке и почему?
— Да, политические партии в Узбекистане дружественные, то есть не враждебные и не конфронтационные, но конкурентные политические силы. Это видно, к сожалению, лишь в периоды избирательных кампаний. Чтобы это проявлялось более отчетливо и не только во время выборов, требуется соблюдение по крайней мере двух условий.
Первое. Формирование основ гражданского общества с отчетливым осознанием людьми своих экономических, социальных, национальных, религиозных, нравственных интересов, последовательной их защитой.
Второе. Создание в законодательно-представительной ветви государственной власти четко работающего механизма баланса политических интересов, сдержек и противовесов. В мире это обеспечивается присутствием в парламентах ярко выраженных коалиций — парламентского большинства и парламентского меньшинства, становящегося в силу отличия своей позиции парламентской оппозицией.
Если этого нет, то нет и предмета для конкуренции представленных в парламенте политических партий в период между выборами.
Что же касается вопроса о том, может ли НДПУ, реализуя свои политические приоритеты и добиваясь поддержки их большинством избирателей, вступать в блоки с другими политическими партиями, то мы на программном уровне признаем возможность союзов и компромиссов с другими общественно-политическими силами. Однако практической необходимости в этом пока у нас не возникало.
— Каково ваше мнение по поводу женщин в политике, человека, далекого от парламентской работы, того же самого дехканина «от сохи», фермера?
— По закону женщина обладает в республике теми же правами, что и мужчина. В том числе и продвижении в политике. Если женщина заслуживает, то никакие ущемления, препоны, даже основанные на вековых устоях и традициях, не должны препятствовать избранию ее в руководящие органы. Народ должен быть готов избрать достойных. К этому он должен прийти сознательно. Как говорится в Коране: «Бог не переменит того, что есть в людях, покуда они сами не переменят того, что есть в них».
Точно так же можно сказать и в отношении дехканина, фермера. Время представительских функций безвозвратно ушло в прошлое. Наступила эра профессионализма. Все вышеперечисленные лица и другие, желающие быть в политике, неизменно должны трансформироваться в политиков. Вот почему и в законотворчестве должны присутствовать профессиональные парламентарии. На пять лет они будут оторванными от той же земли, основных своих работ, и станут лишь политическими деятелями, компетентно и постоянно занимающимися своим делом.
Беседу вела
Муяссар Максудова.