Домой » Бизнес » НА УРОВЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

НА УРОВЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Немногим более года прошло со дня подписания Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым Указа «О демонополизации и совершенствовании структуры управления в сфере автомобильного транспорта» и принятия соответствующего постановления Кабинета Министров.
Эти правительственные решения ознаменовали качественно новый этап в реформировании отрасли, определили приоритетные направления экономических отношений на рынке автотранспортных услуг.
В числе основных задач, возложенных на Узбекское агентство автомобильного и речного транспорта, является разработка и утверждение нормативных правовых актов по организации и обеспечению безопасности автомобильных и речных перевозок, внедрению механизмов тендерной реализации маршрутов перевозок, созданию равных условий функционирования для перевозчиков всех форм собственности.
Многое уже сделано по обеспечению условий для формирования здоровой конкурентной среды на рынке транспортных услуг, широкой приватизации организаций и предприятий автотранспорта, расширению сферы деятельности частных автоперевозчиков.
Подготовлена нормативная база, необходимая для создания единой системы сертификации на автомобильном транспорте, формируются сети органов по сертификации в регионах республики, в ближайшее время предстоит аккредитация испытательных лабораторий и филиалов Республиканского центра сертификации.
Агентством разработаны и подготовлены правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Республике Узбекистан, положение о пассажирских, автовокзалах (автостанциях) и др.
В целях дальнейшего углубления процессов демонополизации и создания конкурентной среды на рынке транспортных услуг все городские, пригородные, междугородные пассажирские маршруты размещаются на конкурсной основе проведением тендеров между несколькими претендентами.
В апреле-мае 2002 года по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан повсеместно с участием перевозчиков всех форм собственности проведены семинары-совещания по изучению состояния развития автомобильного транспорта общего пользования. По их результатам приняты решения хокимов, предусматривающие конкретные меры по упорядочению и совершенствованию работы общественного автомобильного транспорта, завершению мер по демонополизации и совершенствованию системы управления в отрасли, а также определены перспективные планы развития.
В результате принятых мер в 2 раза увеличилось и достигло 36,7 тысячи количество частных перевозчиков, причем 14 тысяч из них, или 40 процентов от общего количества предпринимателей, лицензии на право участия в перевозочном процессе получили за 8 месяцев текущего года.
При этом увеличилось участие частного сектора в пассажирских перевозках. Так, если до 1 июля 2001 года их участие в пассажирских перевозках составляло 26 процентов, то на 1 июля 2002 года из размещенных на тендерной основе пассажирских маршрутов около 50 процентов выиграли частные перевозчики, а перевозки пассажиров микроавтобусами и легковыми автомобилями более чем на 90 процентов осуществляются частными перевозчиками, что позволило за последний год в районах и городах республики восстановить более 200 маршрутов, связывающих населенные пункты.
Частные владельцы автомобилей также активно начали участвовать при перевозке грузов.
Если с их участием перевозки грузов до 1 июня 2001 года составляли до 10 процентов объема всего перевозимого груза, то на сегодняшний день они составляют 35-40 процентов.
Тенденция участия частного сектора в перевозках увеличивается.
Ранее перевозки грузов агропромышленного и строительного комплексов осуществлялись государственными автопредприятиями.
На сегодняшний день участие частного сектора при перевозке грузов в этих отраслях значительно выросло, особенно в аграрном комплексе.
Так, на уборке урожая зерна 2002 года 20-25 процентов перевозок зерна осуществлено частными перевозчиками.
Если в перевозках грузов и пассажиров участвуют 16 ассоциаций автоперевозчиков (бывшие государственные), объединяющих 27 тысяч единиц подвижного состава, то ныне это еще и 160 ассоциаций частного сектора и индивидуальные предприниматели, объединяющие более 36 тысяч единиц подвижного состава.
В целях обеспечения безопасности перевозок и улучшения качества обслуживания проводится определенная работа по упорядочению деятельности частных перевозчиков пассажиров.
Организовывается их работа через автовокзалы и автостанции с дальнейшей реализацией билетов. При этом билет является договором между перевозчиком и пассажиром, а также документом, по которому пассажир сможет защитить свои права и получить гарантированные услуги.
Сегодня одним из основных вопросов является обновление парка подвижного состава и ремонт имеющихся автомобилей. Для его решения совместно с Мировым банком реконструкции и развития принято решение о создании лизинговой компании.
Первое приобретение автобусов через лизинговую компанию планируется в количестве 350 автобусов за счет кредита Всемирного банка реконструкции и развития для обслуживания городских пассажирских перевозок городов Самарканд, Наманган, Нукус, Алмалык, Бухара, где также будут созданы технические центры.
Если приобретаемые автобусы будут участвовать в городских пассажирских перевозках, то технические центры будут оказывать помощь всем перевозчикам независимо от форм собственности.
Лизинговой компанией подвижной состав будет приобретаться на конкурсной основе с проведением тендеров.
Одновременно с этим в целях надежного и стабильного функционирования системы управления городским пассажирским транспортом нами совместно с Всемирным банком реконструкции и развития проводится работа по усовершенствованию институциональных финансовых и регулирующих структур городского пассажирского транспорта.
При этом поэтапно совершенствуется функционирование институтов государственной координации и регулирования деятельностью городского пассажирского транспорта, технической и экономической эффективности открытых тендеров на автобусные маршруты, гармонизации законодательной и регулирующей базы, действующей в Узбекистане, с международными нормами.
В целях изучения практического опыта работы городского пассажирского транспорта в мае 2002 года девять наших специалистов, в том числе двое сотрудников хокимиятов, занимающихся вопросами городского транспорта, проходили 12-дневную стажировку в Лондоне.
Одним из основных вопросов развития внешнеэкономических отношений любого государства является развитие транспортной сети и правильно организованная система транспорта в целом, в частности, автомобильного транспорта.
В связи с этим очень важную роль играет наше отношение по открытию национальным и иностранным перевозчикам внутриреспубликанских коридоров, а также создание всех условий на уровне международных требований для транзитных перевозчиков.
Узбекистан находится в очень выгодном геополитическом транзитном положении между двумя динамично развивающимися мировыми центрами деловой активности — Европой и Азией. Это предопределяет его особую роль в обеспечении евроазиатских связей.
Перспективы развития транспортных коридоров зависят в основном от наличия рынков сбыта, состояния дорог и транспортной инфраструктуры, позволяющей грузоотправителю полностью использовать ее преимущества. Сегодняшнее состояние дорожной сети республики в основном отвечает требованиям международных стандартов, а товарообмен между Европой и Азией занимает ведущее место в мировой торговле и составляет более 500 млрд. долларов США ежегодно.
Для европейских государств большой интерес в товарообмене представляют восточно-азиатские страны (Китай, Япония, Корея, Индонезия и др.) с огромным рынком сбыта. Ведь здесь сегодня проживают более 1,5 млрд. населения, что составляет четверть всего населения Земного шара.
По объему экспорта и импорта в мире Европа и Азия занимают первое и второе места. Доля этих континентов составляет примерно 40 и 25 процентов соответственно в мировом экспорте и импорте. Нашим государством проводится большая работа по развитию евроазиатского транспортного коридора TRACECA (transport coridor Europe Caucasus-Asia) и восстановлению Великого шелкового пути.
При создании благоприятных условий основная часть транзитных перевозок будет осуществляться через Узбекистан.
В настоящее время в целях беспрепятственного проезда автомобилей Республика Узбекистан присоединилась к 12 конвенциям в области международных автомобильных перевозок, заключила с 22 государствами межправительственные соглашения о международных автомобильных перевозках, а сейчас ведутся переговоры еще с десятью государствами в этом направлении.
Во исполнение принятого постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан № 280 от 5 августа текущего года «О мерах по дальнейшему сокращению внебанковского оборота денежных средств» агентством определен комплекс мер по упорядочению деятельности при оказании транспортных услуг с усилением контроля за оборотом наличных денег.
Действующее законодательство Республики Узбекистан предоставляет ощутимые гарантии, защиту и свободу предпринимательству, в том числе частному и малому бизнесу, превалирующему на автомобильном транспорте. Роль последних значительно возросла, окрепла. По количеству и степени технического состояния не уступает транспорту бывших государственных автопредприятий.
Говоря о свободе предпринимательства, мы должны понимать, что речь идет о защите интересов и свободе законопослушных предпринимателей, готовых квалифицированно участвовать в перевозочном процессе.
Мы считаем, что проделанная работа — это лишь начало. Перед нами стоят задачи по дальнейшему углублению демонополизации и совершенствованию управления автомобильных и речных перевозок с развитием рыночных отношений и конкурентной среды, расширению сферы деятельности частного сектора с обеспечением качества и безопасности перевозок.
Суннат Сагатов.
Руководитель информационно-аналитической группы Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта.