Домой » Закон » ПРАВОВАЯ НАУКА: ДИАПАЗОН ОБНОВЛЕНИЯ

ПРАВОВАЯ НАУКА: ДИАПАЗОН ОБНОВЛЕНИЯ

История свидетельствует: наши далекие предки имели высокую правовую культуру, которая органически сочетала в себе принципы ислама и обычного права. Возрождение правовой цивилизации, философии права относится еще к периоду X-XI вв. так называемого Восточного Ренессанса. Огромный вклад в разработку исламского правоведения внесли выдающиеся мыслители Мавероуннахра. С того времени вплоть до 20-х годов ХХ века правосознание узбекского народа определялось нормами и традициями как ислама, так и обычного права. С обретением независимости и активизацией процесса возрождения духовности открылись широкие возможности для развития правовой культуры и правосознания на базе богатейшего исторического опыта предков и современной правовой цивилизации.
Общественная гармония при условии свободы совести, т.е. самостоятельного выбора вероисповедания и светского права является, на наш взгляд, наиболее разумным направлением как развития религии, так и обновления общества в условиях независимости. Собственно, в этом русле и осуществляется реализация закона о свободе совести и религиозных организациях.
В основу принципов построения демократического правового государства в нашей республике, как подчеркивал Президент Узбекистана И.А. Каримов, положено понятие справедливости. Идея справедливости буквально пронизывает всю Конституцию Узбекистана. Известно, что эта идея определяла основы государственности столетиями, а стремление к справедливости всегда отчетливо проявлялось в менталитете нашего народа. «Идея высшей справедливости, — отмечал Президент Ислам Каримов в книге «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса», — красной нитью проводится в нормах шариата, положениях, определивших государственное устройство, требованиях к должностным лицам в прошлом. Без учета этих особенностей мы не сможем построить демократическое, сильное государство и в настоящем».
Как известно, в период административно-командной системы существовал резкий контраст между содержанием юридических актов и их реальным осуществлением, практиковалось издание законов, противоречащих праву, общечеловеческим нормам справедливости и нравственности, огосударствление всех форм не только общественной, но даже и личной жизни. К сожалению, стереотипы советского законодательства порой дают о себе знать и в настоящее время, особенно на уровне обыденного сознания.
Народные обычаи и традиции вместе с другими социальными нормами создают широкий общественный фон, базу, морально-психологический климат для успешной реализации правовых норм. Поэтому одной из важнейших задач юридической науки в условиях независимости и создания правового государства в Узбекистане целесообразно определить изучение не только механизма воздействия права на сознание, но и на общественные отношения через его взаимодействие с другими социальными нормами.
В теоретическом плане важно раскрыть взаимосвязь норм обычного права, являющегося предметом юридической этнографии, национальной идеологии и религии. Известно, что в обыденном сознании существует тезис об универсальности регулятивной функции мусульманства, в области понятий морали и нравственности, особенно в семейно-бытовых отношениях. Сторонники этого тезиса утверждают, что истинным источником нравственности человека, его правильного поведения в быту, якобы, служит ислам, с другой стороны, источником аморальных поступков считают отступление от норм ислама. Эта наиболее распространенная среди верующих религиозная концепция соотношения семейно-бытовых традиций и обычаев и религиозных норм всячески поддерживается мусульманским духовенством, его теоретиками. Подобная трактовка стала особенно широко распространяться после распада Союза в республиках СНГ. Более того, она находит теоретико-практическую поддержку в национальных идеологиях отдельных республик.
Ныне ислам в нашей стране в определенной мере восполняет тот идейный вакуум, который возник в результате кризиса тоталитарной системы и ее идеологии «воинствующего атеизма». Прогрессивная направленность его действий состоит в том, чтобы вернуть народу веру в духовные ценности и на основе гуманистических принципов воспитать человечное, мыслящее, верующее поколение, от которого зависит дальнейшая судьба всего народа. На этом фоне изучение принципов мусульманского права в контексте с юридической этнографией приобретает весьма актуальный смысл.
С позиции национальной идеологии цель государства — возрождение и развитие духовной культуры узбекской нации, возвращение гражданину Узбекистана чувства полноценности, воспитание национальной гордости. Подлинное национальное освобождение немыслимо без духовного раскрепощения и формирования собственного миропонимания, основанного на идеологии независимости, по выражению Президента, «не сгораемой в огне, не потопляемой в воде». Именно этим благородным целям должна служить юридическая этнография, являющаяся важным направлением отечественного правоведения.
Сложившаяся в рамках СНГ сложная этнополитическая ситуация выдвинула весьма важную задачу более глубокого изучения факторов и обстоятельств, влияющих на общество, семью, семейно-бытовые и межличностные отношения. Возникла необходимость научного осмысления бытовых и обрядовых комплексов традиционной соционормативной культуры узбекского этноса, процессов роста национального самосознания. Новая этнополитическая ситуация характеризуется коренным изменением этнодемографической и социокультурной обстановки, осознанием своей национальной самобытности, возрастанием значимости идеологии независимости, усилением политизации этнического фактора. Все эти процессы нуждаются в юридическом осмыслении, выработке правовых норм с учетом, естественно, этнических и социокультурных особенностей регионов. Ведь элементы культуры приобретают особое значение, когда им придается социальный смысл.
В такой полиэтнической стране, как Узбекистан, для выработки справедливых решений и обоснованных законодательных норм необходимо глубокое научное осмысление не только этносоциальных, но и весьма сложных межэтнических отношений. В этом плане появление междисциплинарных научных направлений имеет огромное значение. Скажем, юридическая этнография учитывает то, что народы (этносы) переживают сегодня импульс этнической консолидации, сопровождающийся ростом этносоциального самосознания, усилением интеграционных и межэтнических процессов, обостренным отношением к статусу «собственной нации» и к этнической атрибутике (языку, культуре, территории, истории религии, традициям и обрядам). Это объективный и, надо полагать, долговременный процесс. Поступательное движение узбекского народа на основе саморазвития и государственной поддержки, достижение им высоких социальных, экономических и культурно-образовательных рубежей на основе укрепления законности и совершенствования правовых норм и образа жизни, несомненно, будут иметь стабилизирующее значение, послужат гарантом дальнейшего этносоциального и этнокультурного прогресса.
Как справедливо отмечал Президент Узбекистана И.А. Каримов, «принятые в республике первая Конституция и целый свод основополагающих законов служат мощной юридической гарантией демократизации всех сфер нашей жизни, необратимости процессов обновления нашего общества… Верховенство закона является ведущим принципом, заложенным в нашей модели реформ, служит одним из основных критериев правового государства». По его определению, важнейшими условиями успешного осуществления полномасштабных преобразований в экономической, политической, духовной сферах, коренного реформирования общественных и семейно-бытовых отношений являются обеспечение в стране общественно-политической стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия, верховенство закона во всех сферах жизнедеятельности узбекского общества.
sud
Санджар Джаббаров.
Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и права АН Республики Узбекистан.