Домой » Июнь » ШОС: БОГАТЫЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА И БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

ШОС: БОГАТЫЙ ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА И БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов принял участие в проходившем 6-7 июня в городе Санкт-Петербурге саммите Шанхайской Организации Сотрудничества
Шанхайская Организация Сотрудничества была создана в июне прошлого года. До этого данная структура называлась «Шанхайской пятеркой», с присоединением к ней Узбекистана она расширила свою деятельность.
На Санкт-петербургском саммите были подведены итоги работы, проделанной в течение прошлого года, обсуждены планы на будущее. Естественно, основным результатом саммита явилось принятие Хартии. Она стала правовым фундаментом новой организации, появившейся в системе международных отношений. Можно считать, что с подписанием Хартии завершилась организационно-правовая работа в рамках ШОС.
Основная цель создания Шанхайской Организации Сотрудничества заключалась в том, чтобы укрепить взаимное доверие между соседними странами, создать благоприятные условия и новые возможности для их сотрудничества в области безопасности, экономики и социальной сфере. Сегодня основными направлениями многостороннего взаимодействия в рамках ШОС являются вопросы безопасности и экономики. Ибо эти два фактора неразрывно связаны друг с другом.
Если взять, к примеру, вопрос о безопасности, то нетрудно понять, что мировое сообщество в настоящее время ощущает потребность в новом подходе к данной проблеме. Этот подход должен опираться на принципы взаимного доверия и выгоды, равенства и взаимодействия. Не ошибемся, если скажем, что ШОС выработал такой подход, новую концепцию безопасности. К Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, подписанной 15 июня прошлого года, добавилось Соглашение о межрегиональной антитеррористической структуре.
Прошел только год со дня создания ШОС. Однако за этот короткий срок на планете произошли резкие изменения. Во всем мире была признана необходимость согласованных действий всех государств по обеспечению безопасности. Но если это сотрудничество будет осуществляться лишь в рамках силовых структур, то добиться ожидаемых результатов будет довольно трудно. Страны мира должны наладить широкомасштабное сотрудничество. Наряду с борьбой против таких явных пороков, как контрабанда оружия и наркотиков, организованная преступность, необходимо бороться с такими порой невидимыми проблемами, как нищета, безработица, безграмотность, расовая, этническая и религиозная дискриминация. Ибо угроза безопасности появляется на почве именно таких проблем. Только безработные, нищие духом люди с узким кругом мировоззрения и мышления могут легко подвергаться влиянию чуждой идеологии. Одним словом, как не раз подчеркивал Ислам Каримов, необходимо искоренить социальные предпосылки террора и насилия.
Страны-члены Шанхайской организации сотрудничества договорились о том, чтобы развивать сотрудничество в этом направлении исходя из этих факторов. Участники саммита также отметили, что для предотвращения террора и насилия необходимо бороться против легализации денег, добытых незаконными путями.
Остановившись в ходе саммита на вопросах безопасности, Президент Узбекистана Ислам Каримов отметил, что в этом отношении принципиального подхода требует урегулирование ситуации в Афганистане. В частности, он сказал: «Несмотря на то, что основная военная фаза контртеррористической операции завершена и в Афганистане, практически разрушена террористическая инфраструктура, ситуация в этой стране остается труднопрогнозируемой». И действительно, в Афганистане сохраняются огромные арсеналы военной техники, оружия, мин и боеприпасов, накопленные за годы войны. Нейтрализация этого разрушительного потенциала либо посредством уничтожения, либо выкупа является одной из неотложных задач международного сообщества.
Глава нашего государства также говорил о необходимости стабилизировать социально-экономическую ситуацию. Для этого будет нужна широкомасштабная иностранная помощь. Чтобы коренным образом изменить экономику, обеспечить людей работой и таким образом вернуть к мирной жизни, потребуется еще много времени и труда. По причине того, что безопасность в Центральной Азии непосредственно связана с обстановкой в Афганистане, члены ШОС договорились о расширении сотрудничества в деле дальнейшего увеличения помощи, оказываемой этой стране для ее политического и экономического возрождения в послевоенный период.
Ислам Каримов подчеркнул, что всестороннее стимулирование развития экономического сотрудничества между странами-членами должно быть одной из основных задач деятельности ШОС. Он отметил, что для развития торговли и активного оборота капитала необходимо создавать благоприятные условия, чаще устраивать встречи для разработки долгосрочных программ многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Обсуждая вопросы строительства транспортных коммуникаций и энергетических сооружений, водопользования, добычи и перевозки энергоресурсов, участники саммита отметили, что совместная разработка и реализация перспективных проектов в этих сферах будет всесторонне выгодной и полезной для всех государств-участников.
Как отмечалось в ходе встреч, сотрудничество в вопросах безопасности и торгово-экономические отношения неразрывно связаны друг с другом. Если связи в сфере безопасности стимулируют экономическое сотрудничество, то оно, в свою очередь, усиливает связи в вопросах безопасности.
Как отмечал Ислам Каримов, основу взаимоотношений между странами составляют торгово-экономические связи. В государствах, между которыми осуществляется активный поток товаров, услуг и инвестиций, все более укрепляется взаимное доверие. А это в определенном регионе ведет к обеспечению стабильной безопасности. С другой стороны, страны, которые ведут тесное сотрудничество в сфере безопасности, хорошо знают обстановку на территории своих партнеров и в области экономики предпочитают прежде всего вести сотрудничество именно с ними. Между тем, сегодня регион ШОС со стратегической точки зрения можно назвать огромной зоной безопасности и пространством, которое имеет большие возможности для развития экономической интеграции.
Следует отметить еще одну важную особенность. На Санкт-Петербургском саммите была подписана Декларация глав государств. В ней отдельным пунктом отмечалось, что ШОС не является военным блоком или закрытым альянсом, что она не противопоставляет себя другим странам или группе государств. ШОС может вести широкомасштабное сотрудничество с другими организациями и странами на основе взаимной заинтересованности, в соответствии с нормами международного права, расширять свои ряды за счет новых членов. Словом, в системе международных отношений она будет вести работу на основе принципов демократии, взаимного уважения и доверия. Вот почему уже сейчас некоторые государства, признав цели и задачи ШОС приемлемыми для себя, изъявляют желание присоединиться к этой организации.
В Декларации также особо отмечается, что члены Шанхайской Организации Сотрудничества поддерживают инициативу Узбекистана об объявлении Центральной Азии зоной, свободной от ядерного оружия. А это является еще одним международным признанием миролюбивой политики, проводимой руководством нашей страны.
Достижения ШОС на этом не исчерпываются. Организация имеет богатый опыт в стабилизации обстановки на пограничных территориях, в развитии торгово-экономического сотрудничества. А на сегодняшний день, когда активизируется процесс глобализации, трудно добиться социально-экономического прогресса без широкомасштабного международного сотрудничества. Государства не выбирают соседей. Значит, с соседями нужно взаимодействовать по договоренности и согласию. ШОС воплощает на практике эту непреложную истину.
В Санкт-Петербурге Президент Ислам Каримов встретился с руководителями России, Китая и Таджикистана.
Россия считается крупным экономическим партнером Узбекистана. Доля России во внешней торговле нашей страны составляет 23 процента. Во время встречи с Владимиром Путиным с удовлетворением отмечалось, что объем товарооборота между двумя нашими странами вырос до 1 миллиарда долларов США. Обсуждались вопросы дальнейшего развития торгово-экономических связей.
Основная тема диалога с председателем КНР Цзян Цзэмином также касалась вопросов торгово-экономического сотрудничества. Стороны обратили особое внимание на развитие транспортных коммуникаций.
В ходе переговоров Ислама Каримова с Эмомали Рахмоновым обсуждались вопросы, связанные с безопасностью в Центральноазиатском регионе, обстановкой в Афганистане и узбекско-таджикскими взаимоотношениями.
Таким образом, в Санкт-Петербурге были заложены правовые основы Шанхайской Организации Сотрудничества. Уместно отметить, что во время встреч Ислам Каримов использовал новый термин «Шанхайский процесс», а Цзян Цзэмин — «Шанхайский долг». Это свидетельствует о том, что страны-члены твердо решили всесторонне развивать новую международную организацию.
shos
Анвар Бабаев.
Спец.корр. УзА.
Ташкент — Санкт-Петербург — Ташкент.