О возрасте Ташкента высказал археолог, ученица академика М. Массона, кандидат исторических наук Маргарита Ивановна Филанович
Она в течение многих лет проводила археологические исследования на городище Шаш епа. Ныне М.Филанович возглавляет Ташкентский археологический отряд, который уже два года как возобновил раскопки на Шаш тепа. Работа ведется на основе контракта с Государственным комитетом по науке и технике.
Здесь собрались опытные археологи: кандидаты исторических наук Г. Богомолов, Л. Баратова, Ш. Адылов и научный сотрудник К. Алимов. Вот что рассказывает о последних изысканиях М. Филанович:
— Городище Шаш тепа (Чач тепа, археологический памятник, городище VI века до н. э. — XVI век нашей эры), состоит из внешнего и внутреннего поселения, а также возвышенного бугра цитадели. Расположен он вдоль канала Джун (ул. Чаштепинская). Городище впервые было отмечено членами Туркестанского археологического кружка: в 1896 году были проведены археологические раскопки Н. Остроумовым. В 1934 году оно обследовано Г. Григорьевым, в 1956 году Н. Крашенинниковой проведены археологические наблюдения, в 1970 году — Г. Дадабаевым. С 1978 изучается Ташкентской археологической экспедицией.
Площадь Шаш тепа — 25 га. Первое поселение в виде бугра с обрывистыми склонами (150х120 м) было укрепленным и вмещало цитадель — замок, отделяясь от второго каналом Джун. Нижний культурный слой занимают остатки поселений оседлых земледельцев, носителей «бургулюкской культуры» на заключительном этапе ее развития (V-IV века до нашей эры).
Этот археологический памятник имеет особое значение для изучения древнего прошлого Ташкента. Проходя слой за слоем культурные напластования этого городища, можно переворачивать одну за одной страницы истории Ташкентского оазиса, о котором письменные источники не сохранили никаких сведений.
Более 2500 лет назад здесь на берегу канала Джун уже существовало поселение оседлых земледельцев, которые возделывали свои поля и орошали их примитивным лиманным способом, отводя воду из этого протока. Жители поселения жили в землянках с очагами и ямами для хранения зерна внутри ям. Они были искусными металлургами, изготовляли орудия труда из бронзы и железа и пользовались глиняной посудой, сделанной без гончарного круга, знали ткачество из кенафа и шерсти (хлопок еще не был известен). Поселок был оставлен жителями, причиной чему послужили нашествия племен с севера. На этом лессовом бугре пришлые кочевники устроили свой некрополь. Сами они не задержались здесь и проследовали на юг.
По археологическим признакам это была часть сарматского поселения, первоначально обитавшего в южном Приуралье и на севере от Аральского моря. Простые могильные ямы кочеников-сарматов прорезали стены землянок.
Согласно распространенному у сарматов обряду погребенные лежали на спине на подстилке из камыша в окружении сосудов с заупокойной пищей, а также бронзовых зеркал и украшений. Обнаруженная в одном из погребений поясная кружка с изображением лежащего верблюда дает исследователям ключ к маршруту следования этих племен. Идентичные пряжки найдены в Приуралье, на Волге, на юге России и на Средней Амударье.
Материалы раскопок позволяют отнести эти племена к дахам, о которых говорится у древнегреческих авторов и в «Авесте». Дахский союз племен был мощным объединением в степях Евразии. Движение этих племен, начавшееся в конце IV века до н. э., послужило началом «великого переселения народов». Можно с уверенностью сказать, что прошедшая через Чач часть дахов участвовала в разгроме Греко-Бактрийского царства на юге еще до того, как туда нахлынула волна юеджей в середине II века до н. э.
Наиболее интересными на Шаш тепа стали раскопки оригинального здания, построенного на бугре поверх некрополя кочевников — крестообразной планировки, окруженного двойным кольцом стены со сводчатым коридором. Его исследование принесло наиболее важные сведения об истории города Ташкента и его городской культуре. Это самый древний архитектурный комплекс, возведенный в сложившихся строительных традициях, которые уже были принесены в Чач во II веке до н. э.
Новым населением — выходцами оазисов из дельтовой части Сырдарьи. Там, на притоках рек Жанадарья и Дарьялык в VI-IV веках до н. э. существовала культура оседлой части дахов, которым были знакомы города. Такими были Чирик-рабат и Бабиш-мулла, имевшие здания дворцового типа и обширные пустые территории, огражденные стеной, где возводились погребальные сооружения такой же, как в Шаштепа, крестообразной планировки.
Исследователи дельтовых культур отмечают большие экологические изменения, приведшие к усыханию протоков, результатом чего стал уход населения. К II веку до н. э. в результате деятельности человека территория Жанадарьи и Дарьялыка перестала существовать. Как видно из раскопок на Шаштепа, значительная масса населения устремилась вверх по Сырдарье, оставляя на своем пути поселения. Одним из таких и был пункт на Шаштепа.
Археологи раскопали в основном возвышенное ядро с крестовиной — сооружение культового назначения, видимо, огнепоклонничества. Подобное сооружение обнаружено и в погребальном комплексе с захоронениями в одном из помещений «храма черепов»(обычай, известный в разных местах Средней Азии). Обычно связываемый с зороастрийскими представлениями, комплекс датируется II в. до н. э. — III в. н. э.
В одном из помещений, стены которого окрашены в красный цвет, было устроено святилище с алтарем, а другие, видимо, были отведены для ритуального омовения. В центральном коридоре храма, стены которого обожжены, видимо, проходил обряд кремации.
Каждый новый участок раскопок приносит новые неожиданные открытия, что делает совершенно необходимым полное изучение этого уникального археологического комплекса. Значение его не только в том, что он является ключом для определения истоков урбанизации (возникновения города) Чача и возраста города, но и знакомит нас с идеологическими представлениями его населения.
Записал
Павел Силин.