Домой » Июнь » Узбекистан — США: сотрудничество — процесс объективный

Узбекистан — США: сотрудничество — процесс объективный

Интерес к внешней политике Узбекистана и его деятельности на международной арене не ослабевает, особенно к узбекско-американским отношениям. Наша очередная беседа с известным политологом Б.А.Абдуразаковым посвящена этим вопросам.
— Баходыр Аббасович, в прошлый раз мы с вами беседовали накануне визита Президента Республики Узбекистан в США. С того времени прошло более трех месяцев. Что вы теперь можете сказать об итогах этой исторической поездки и об узбекско-американских отношениях?
— Все наши ожидания вполне оправдались. Объективный наблюдатель не может не отметить, что визит И.А.Каримова в Америку ознаменовал собой поворотный пункт в истории нашей страны. Его влияние на ход событий в регионе и на общую обстановку здесь уже сказывается сейчас. И этот процесс будет усиливаться.
На встрече с представителями средств массовой информации после окончания работы недавней сессии Олий Мажлиса Ислам Абдуганиевич с большим удовлетворением говорил об итогах визита. Отвечая на вопросы журналистов, Президент подчеркнул историческое значение достигнутых договоренностей и обобщенно охарактеризовал их основные положения. Эти высказывания и материалы американских средств массовой информации свидетельствуют, что глава нашего молодого, независимого государства был принят в Соединенных Штатах необычайно дружественно и с подчеркнутым уважением.
Твердый курс Узбекистана на сотрудничество с Соединенными Штатами — не продукт конъюнктурных соображений, а результат осознанной политики, рожденной логикой современных международных отношений.
События, происходящие в последнее время на международной арене, убедительно подтверждают верность и дальновидность нашей внешней политики, проводимой руководством Узбекистана. Я прежде всего имею в виду первый официальный визит президента Буша в Россию, заявление президента Леонида Кучмы о намерении Украины вступить в НАТО, практические шаги Грузии по развитию военного сотрудничества с Америкой, активный процесс взаимодействия с США соседних стран. Владимир Путин назвал пятую встречу с американским партнером в Москве проявлением «абсолютно нового качества отношений». Стремление к сближению с Соединенными Штатами стало, можно сказать, устойчивой тенденцией внешней политики всех государств постсоветского периода и в первую очередь России — ведущей державы СНГ.
По всеобщему признанию, главным итогом визита Ислама Каримова является подписание декларации о стратегическом партнерстве. В ней наша страна названа основным стратегическим партнером Соединенных Штатов в Центральной Азии.
— Кстати, как надо понимать стратегическое партнерство, не могли бы вы шире объяснить это читателям?
— Стратегическое партнерство в его нынешней смысловой нагрузке появилось в новейшее время для определения особых отношений между государствами, как отражение особенностей взаимодействия процессов глобализации и поляризации современного мира.
Вместе с тем, как мне кажется, в каждом конкретном случае стороны вкладывают в стратегическое партнерство свой смысл в зависимости от обстоятельств, от возможностей и задач своей политики. Во всяком случае, это высокая общность интересов и взглядов на процессы и тенденции современных реальностей, взаимная приверженность универсальным ценностям, надежная гарантия в борьбе против международного терроризма, новых угроз, обеспечивающая нашу безопасность в широком смысле слова.
Конечно, по своему потенциалу это нечто большее, чем обычное партнерство.
Как я понимаю, подписанная сторонами декларация является базовым документом, определяющим основные сферы сотрудничества на длительное время. Нам трудно переоценить значение узбекско-американского сотрудничества, нашедшего свою юридическую реализацию в декларации. Здесь я повторю лишь высказывание Ислама Абдуганиевича в интервью. Президент, в частности, подчеркнул, что итоги визита укрепили международные позиции Узбекистана, позитивно влияют на его отношения со странами региона. Наши отношения с Соединенными Штатами стали неотъемлемой составной частью американской стратегии в Центральной Азии, важным фактором, способствующим формированию здесь новой геополитической ситуации.
Президент подчеркнул еще одно обстоятельство. Происходящие в нашем регионе процессы свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты действительно располагают реальными потенциальными возможностями по созданию в регионе надежной системы безопасности против общей угрозы международного терроризма, отвечающей соответствующим интересам всех сторон, стремящихся к стабильности и экономическому возрождению.
— Мне кажется, что вы коротко, но содержательно раскрыли значение и сущность узбекско-американского сотрудничества как нового и важного фактора международных отношений. Наряду с такой оценкой есть иные высказывания, авторы которых пытаются принизить его значение, ссылаясь на наличие противоречий в вопросах демократии и свободных рыночных отношений у нас в стране. Это, мол, неизбежно ограничит рамки сотрудничества.
— Я бы не назвал это противоречиями. Речь идет о поисках путей и методов решения накопившихся вопросов с наименьшими издержками. У всех есть наболевшие серьезные проблемы, в том числе и у нас. Руководство республики всегда открыто говорило о недостатках и не скрывало их. Соединенные Штаты и Узбекистан шли навстречу друг другу, прекрасно понимая реальное положение вещей. Естественно, когда речь идет о принципиально новых отношениях между странами, гармонизация их сотрудничества всегда требует времени. Даже между традиционно дружественными странами существуют проблемы. Это во-первых.
Во-вторых, практически все более или менее объективные политики и аналитики признают и не могут не признать значения узбекско-американского стратегического партнерства как неординарного явления в Центральной Азии. Кто бы мог подумать, что международные отношения здесь примут такой, во многом совершенно неожиданный оборот? Такие события всегда вызывают разноречивые суждения. Было бы обидно, если к нашей стране и ее политике окружающий мир относился безразлично, не замечал нас.
Стратегическое партнерство создается на базе широкого взаимопонимания с расчетом на преодоление разночтимых подходов в процессе дальнейшего углубления отношений и укрепления доверия между сторонами. Соединенные Штаты принимают нас такими, какие мы есть.
В документе о стратегическом партнерстве нашла свое отражение решимость Узбекистана построить демократическое общество со свободной рыночной экономикой и готовность США оказать этому процессу всяческую помощь и поддержку. Обе стороны понимают, что борьба против терроризма и искоренение его истоков требуют не только военных усилий, но и последовательного претворения в жизнь глубоких социально-экономических реформ, ибо фанатизм и экстремизм легче зарождаются и развиваются в условиях отсутствия демократии и справедливости, когда люди теряют уверенность в завтрашнем дне.
Процессы обновления запущены. Американские СМИ, внимательно наблюдающие за развитием событий в Центральной Азии, в том числе в Узбекистане, отмечают положительные изменения в регионе. Может быть, действительно они еще недостаточно ощущаются и тем более не бросаются в глаза. Всем нам хочется большего. Однако хороши те реформы, которые начинаются незаметно.
— Можно ли сказать, что объяснение трудностям становления молодого независимого государства надо искать в его историческом прошлом?
— В известном смысле, да. Я имею в виду не только нашу далекую историю, но и в не меньшей степени наше недавнее прошлое. По моему мнению, это обстоятельство всегда надо иметь в виду. Конечно, всем понятно: история не дает ответа на все вопросы сегодняшнего дня. Но тем не менее мы, как и другие народы, имеем право на самобытность.
Независимый Узбекистан строится не на пустом месте. Мы тысячами нитей связаны с многовековой историей региона, отягощены традициями ушедших поколений и грузом культурного и религиозного наследия, может быть, больше, чем многие другие народы.
Узбекистан понимает, что дальнейшее повышение и укрепление его позиций на международной арене тесно связано с последовательным и неуклонным развитием демократического строительства и свободных рыночных отношений внутри страны.
Все, кто ставит интересы независимого Узбекистана превыше всего, рассматривают стратегическое партнерство с Соединенными Штатами как первооснову равновесия и стабильности в регионе, обеспечивающую необходимую безопасность для решительного продолжения преобразований. Мне кажется, что мы вновь переживаем судьбоносное время, когда все наше общество, независимо от этнической принадлежности и политических позиций, объединяется на базе этой платформы вокруг нашего Президента.
— Как мы рассматриваем членство Узбекистана в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в свете вышесказанного?
— Деятельность ШОС и ее структур определяется Хартией и Декларацией — основополагающими документами, а также рядом ранее достигнутых договоренностей.Она строится на принципах уважения, понимания интересов и позиций всех членов ШОС, то есть на основе консенсуса, что призвано обеспечить устойчивую работу организации, оберегая ее от перекосов. В этом залог ее результативной деятельности в будущем.
На Санкт-Петербургском саммите было авторитетно заявлено, что ШОС создается не для того, чтобы кого-то вытеснить или заменить, и она не направлена против какой-либо страны. Организация появилась в ответ на новые вызовы, напрямую угрожающие национальной безопасности государств и отвечает потребностям более тесного экономического и культурного взаимодействия.
Поэтому мы считаем, что участие Узбекистана в ШОС укрепляет наше стратегическое партнерство с США. Оно идет в унисон с их стремлением разделить время борьбы с международным терроризмом со всеми участниками антитеррористической коалиции и другими странами на двусторонней и многосторонней основе.
Наше членство с ШОС не сковывает нас и не отвлекает от намеченных ориентиров, не меняет акценты и приоритеты внешней политики страны. Наоборот, оно обогащает содержание нашей внешней политической деятельности, служит делу повышения ее эффективности.
Беседовала
Наталья Полянская.