Домой » Культура » «В ПАРЕНЬИ ДУМ БЛАГОЧЕСТИВЫХ…»

«В ПАРЕНЬИ ДУМ БЛАГОЧЕСТИВЫХ…»

В ташкентском театре-студии «Ильхом» состоялась премьера спектакля «Подражания Корану» по произведениям Александра Пушкина
— К нему театр шел более трех лет,- признался режиссер-постановщик, художественный руководитель «Ильхома» Марк Вайль. — Вначале это был небольшой этюд на тему одного из стихотворений «Подражаний» на Рождественских вечерах. Позже маленькая сценка будущего спектакля под названием «Путники» появилась на ташкентском музыкальном фестивале. Мысли великого поэта при внимательном прочтении им Священной книги натолкнули авторов на создание синтетического спектакля. В нем удачно переплелись высокая поэзия, историческая драматургия, пластическая хореография, а также последнее достижение современного сценического искусства — видеоарт.
Девять коротеньких стихотворений из «Подражаний Корану» да знаменитый пушкинский «Пророк» составили драматургический материал. Актерам предстояла непростая работа: «разыграть» придуманную пьесу, понятную современному зрителю. Для этого и потребовался синтез драмы, музыки, танца и кино. Сочетание множества сценических жанров и психологических приемов, от ассоциации до аллюзии (намеков), помогло им раскрыть глубокую, имеющую строгие рамки изображения тему. Как заявил постановщик, ильхомовцы, может быть, одни из первых попытались осуществить «перевод смысла Корана» в пушкинском прочтении с точки зрения человека XXI века. Соответствующий настрой и колорит в течение всего спектакля прекрасно поддерживает популярный узбекский певец Равшан Намазов.
Представление получилось довольно-таки трудным для восприятия. В первые минуты зритель буквально путается — кто есть кто. Однако гений Поэта, светящийся в его бессмертных строках, вводит в мир мыслей и философии Корана. И вот уже с замиранием сердца зал «болеет» за своего Пророка (Рустам Эсанов), отличает его от ничтожного лжепророка (Всеволод Сучков), страшась «и тени порока». Хорошее чтение стихов на русском (Евгений Дмитриев), узбекском (Джавад Абидов), а порой и арабском языках иллюстрируется на восьми подвижных экранах, благодаря чему сценические образы становятся более объемными. Видеоарт создал известный тележурналист и имиджмейкер Дмитрий Коробкин, добротная, спокойная музыка композитора Артема Кима и отточенная хореография балетмейстера Олимжона Бекназарова делают законченным «взгляд» со всех четырех точек зрения, выбранных для этого спектакля.
Но при всем стройном согласии сладких звуков и цветных «картинок» нельзя не отдать должное мастерству актеров. Им удалось, на мой взгляд, выразительно представить порой незримые вещи — мысли, намеки, ассоциации. Они буквально донага раздевают все безобразные черты человека, оказавшегося на пороге нового тысячелетия, «духовной жаждою томимого в пустыне мрачной». И только истинная вера в Творца, создавшего человека, чтобы «любить сирот» и «Коран дрожащей твари проповедать», спасает его.
Чтобы облегчить восприятие происходящего на сцене, на экранах и за сценой (откуда играет оркестр и читаются стихи), с неповторимой интонацией, аккомпанируя себе на сазе, сказитель Равшан Намазов исполняет ритуальные и современные песни «Путники», «Помни» (авторы стихов — М. Вайль, поэт Рустам Нодирий Хукандий). На арабском звучат фрагменты
53-й суры «Звезда». С нелегкой задачей соединить все в одно целое и донести смысл до зрителя блестяще справился актер Антон Пахомов, исполняющий одну из главных ролей Поэта-фильммейкера. Именно через его героя зрители различают Добро и Зло, посеянное лжепророками.
ilhom-podrzhkor
Ощущение просветления оставляет сцена «И путник усталый на Бога роптал». Это последнее стихотворение цикла поэта, который почти через два столетия примиряет нас. Бог (в который раз!) прощает человека, «и с Богом он дале пускается в путь».
Андрей Филатов.