Писать о том крае, где ты родился и вырос, прожил лучшие годы жизни, одновременно и легко, и трудно. Можно удариться в частности и упустить основное, главное, ведь вокруг все родное, близкое, до слез знакомое. Поэтому, рассказывая о далеком прошлом и сегодняшнем дне благословенной Бухары, постараюсь совместить одно с другим, чтобы читатель получил наиболее полную картину уголка земли, который с незапамятных времен носил название — Бухарский оазис.
Исторический штрих
Бухара — город древний. По свидетельствам путешественников, посетивших долину реки Заравшан (что означает золотоносная), город или крупное поселение существовали на том же самом месте, что и современный областной центр во времена Римской империи и империи Хань в Китае. А в нынешнем году ему исполнилось 2500 лет. О Бухаре раннего средневековья много писали древние авторы, а о периоде расцвета города в X-XII веках часто повествовали арабские источники. Ею не переставали интересоваться все народы, проживавшие вдоль древнего Великого шелкового пути, связывавшего Европу с Китаем и средневековый Иран с тюркскими землями.
В VII-VIII веках Бухара была стольным градом бухархудатов, в промежутке между IX и XII веками, после Самарканда, город был столицей Саманидов, а затем Караханидов. В XVI-XVIII веках Бухара вновь стала столицей ханства местной правящей династии, а затем — Бухарского эмирата. Смены правителей не помешали Бухаре с раннего средневековья превратиться в культурный и просветительский центр древнего Турана, где были высоко развиты религиозные и светские науки (история, литература, астрономия, медицина, математика, юриспруденция и другие). Здесь жили и творили такие великие ученые и просветители, государственные деятели своего времени, как Имам ал-Бухари, Абу Али ибн Сино, Наршахи, Рудаки, Дакики, Ходжа Бахаутдин Накшбанд и многие другие. В десятках медресе, воздвигнутых в разные времена, получали образование тысячи учащихся, а на воротах медресе, построенного Улугбеком в XV веке, были вырезаны слова: «Стремление к знаниям — долг каждого мусульманина и мусульманки».
Наибольшую известность Бухара обрела как важнейший центр мусульманского богословия. Именно здесь родился и творил Имам ал-Бухари, известный миру как составитель одного из авторитетнейших трактатов, сборника мусульманского законодательства — хадисов — «Хадиси сахих». Здесь же проповедовал один из наиболее почитаемых святых ислама — Ходжа Бахаутдин Накшбанд, чья гробница под Бухарой является одной из святынь мусульманского мира. Президент Узбекистана И. А. Каримов отмечал, что Бухара испокон веков славилась своей веротерпимостью, той благодатной духовной атмосферой, где мирно сосуществовали представители различных религий и народностей. Этому во многом способствовало то обстоятельство, что Бухара была одним из ключевых пунктов на Великом шелковом пути.
Великий шелковый — Трасека
Трудно переоценить важность географического положения Бухары на пути, связывающем Европу и Китай. Именно она издревле была отправной точкой, откуда привезенные сюда товары расходились по всем уголкам Средней Азии, отправлялись за границу. «Проникая за товарами из Оренбурга через Самару или Казань в Нижний, бухарцы возвращаются с ними домой и оттуда развозят по всей Средней Азии, в Тибет, Афганистан и Персию, и оттуда снова привозят местные произведения», — писал на своих страницах «Туркестанский сборник» в 1885 году. В середине позапрошлого века ежегодный товарооборот Бухары только с Афганистаном превышал три тысячи груженых верлюдов. Тысячи лошадей перегонялись из Бухары в Индию, туда же направлялись сухофрукты, обратно поступал знаменитый индийский чай. Кроме того, по труднейшему в мире сухопутному пути из Индии поступали литографированные книги мусульманских авторов этой страны, историков, поэтов и писателей на арабском и персидском языках. Из Бухары они направлялись в другие страны — в Иран, на Ближний и Средний Восток.
В наше время транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) переживает второе рождение. Осуществление проекта в полном объеме позволит активизировать внешнеторговую деятельность 50 стран мира. И вновь на возрождаемом Великом шелковом пути — Бухара. Город, в частности, область в целом по-прежнему являются территорией, через которую проходят важнейшие транспортные магистрали — автомобильные, железнодорожная, а международный аэропорт «Бухара», реконструированный к 2500-летию города, принимает авиалайнеры любых марок. Не случайно Китай избрал его узловым, перегоняя аэробусы А-320 из Франции, эти машины должны пополнить авиапарк его национальной авиакомпании.
Здесь же расположен и один из крупнейших хлопкотерминалов, куда поступает волокно для отправки на экспорт с предприятий хлопкопрома Бухарской, Навоийской и Кашкадарьинской областей и других регионов Узбекистана.
За счет кредита международных финансовых организаций ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» ведет работы по модернизации железнодорожного пути от Ташкента до Бухары, что позволит значительно увеличить пропускную способность стальной магистрали на этом участке и скорость движения составов. Параллельно переоснащаются железнодорожные станции новыми техническими средствами, в том числе аппаратурой сигнализации и связи, что будет способствовать повышению безопасности движения.
В свою очередь и сама область прилагает усилия к наращиванию своих внешнеторговых связей. На 1 октября нынешнего года у нас насчитывалось 56 предприятий с иностранными инвестициями. Ими экспортировано продукции почти на 1,5 миллиона долларов США, что в восемь раз больше, чем за соответствующий период 2001 года. По импорту получено технологического оборудования и сырья на 11,4 миллиона долларов. Среди учредителей СП — представители 21 страны, в том числе США, России, Великобритании, Франции, Южной Кореи, Индии, другие крупные государства.
Экспортные возможности области значительно расширятся после полной реализации восьми проектов, на которые открыто финансирование по иностранным кредитным линиям на общую сумму в 15,8 миллиона долларов США и 643,5 тысячи евро. Кредиты выделены Европейским банком реконструкции и развития, Международной финансовой компанией и Азиатским банком развития. Два СП — «Каракультекс» (узбекско-американское) и «Алаттекс» (узбекско-швейцарское) — уже производят хлопчатобумажные ткани и пряжу, выходят на запланированные мощности. На шести предприятиях ведутся монтаж и наладка поступающего технологического оборудования. Так что железнодорожники и автотранспортники Бухары без работы не останутся.
Живой памятник
Так по праву называют Бухару, где история органично сумела ужиться с современностью. Тысячи туристов из самых различных регионов мира устремляются сюда, чтобы ощутить дыхание истории, почувствовать прошлое как частицу бытия человеческого и прикоснуться к современному дню древнего Востока. Более 75 тысяч гостей ежегодно посещают этот уголок земли. Он имеет для них притягательную силу, хотя, по историческим меркам, совсем недавно он был живым осколком средневековья. Бухару можно назвать городом разительных контрастов, исторические и архитектурные плоды преобразований, особенно за годы независимости страны, прекрасно уживаются между собой.
В связи с этим уместно привести высказывание генерального директора Всемирной туристической организации Франческо Франжеалли, побывавшего в Бухаре в нынешнем году, второй раз за тридцать лет: «Смотрю и не перестаю удивляться. Вроде бы все это видел три десятилетия назад, но все выглядит как-то иначе. Город за минувшие годы не только преобразился, а стал совсем иным — это касается всего — помолодевших памятников истории, как будто оживших и получивших свой первозданный облик, улиц города, буквально «залитых» цветом зелени, многочисленных новостроек, включая высотные здания, прекрасные проспекты и площади. Всего этого раньше не было. И только в конце пребывания здесь я понял, что лишь оставшиеся в памяти образы исторических памятников чем-то напоминали старую Бухару. Да, бухарцы сделали все, чтобы сохранить творения предков и создать новые архитектурные творения, а старина и современность, даже во внешнем образе города, органично дополняют друг друга. Вот теперь ясно, почему сюда не иссякает поток туристов: чтобы получить возможность окунуться в средневековье, имея полный набор современного сервиса».
Давайте и мы совершим экскурсию по Бухаре, а начнем ее из Кагана, железнодорожных «ворот» города-памятника. Обновленная привокзальная площадь станции «Бухара-1», бросающаяся в глаза ухоженность ландшафта от территории до зданий и зеленых насаждений. Гости-туристы могут попасть в областной центр отсюда двумя маршрутами — по прямой, как стрела, пригородной автомагистрали или же окружным путем, посетив мемориальный комплекс Бахауддина Накшбанда, одного из самых почитаемых в мусульманском мире мест.
Какой маршрут мы ни выберем, в любом случае через двадцать минут окажемся в районе международного аэропорта «Бухара», где познакомимся с первой новостройкой последнего времени — международным терминалом. А рядом продолжаются работы над основным корпусом аэропорта, который украсит северную окраину города. Около аэропорта в нынешнем году разбит парк, один из многих, которые придают еще более привлекательный вид городу в целом. По широкой, современной скоростной трассе, соединившей кратчайшим путем северные микрорайоны Бухары с центром города и южными микрорайонами, попадаем на проспект имени Бахауддина Накшбанда. Вдоль трассы мелькают цветники, аккуратно подстриженные деревья, многочисленные арыки и арычки, питающие зеленые насаждения живительной влагой, несущие прохладу в жаркие дни горожанам. Бросаются в глаза новые здания, органично вписанные в места старой застройки. Здание хлебопекарни «Куксарой» архитектурным обликом напоминает постройку древних мастеров, а дальше — Бухарский филиал Асакабанка, сотрудники которого недавно справили здесь новоселье, биржа, академический лицей, обновленные рынки — «Крытый», «Колхозный», «Карвон сарай». Ко всем ведут ленты асфальтированных дорог и вновь — зелень, зелень. На производство благоустроительных работ за последние пять лет израсходованы колоссальные средства из государственной казны, а кроме того, большие объемы выполнены методом народного хашара.
Назира Шабанова.
Соб. корр. «Правды Востока».
Бухарская область.