Домой » Декабрь » ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

ЛИДЕР ПО ВКЛАДУ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД

24 сентября в «Правде Востока» была опубликована статья востоковеда Батыра Аллаева, проработавшего несколько лет в Японии, «Роль государства в экономическом чуде». Она вызвала много читательских откликов. Высказывалось пожелание продолжить рассказ о феномене экономики Японии, занимающей сегодня по ряду показателей лидирующие позиции на мировом рынке. Предлагаем очередную статью этого автора о малом и среднем бизнесе Японии.

Мы строим общество с эффективной рыночной экономикой, основу которой составляет малый и средний бизнес (МСБ). Практически во всех развитых странах мира он лидирует по вкладу в производство национального дохода, в его структурах создаются новые рабочие места, занятые в нем выступают главными налогоплательщиками. Более того, представители малого бизнеса, являясь средним классом, снимают с государства значительную часть забот в решении социальных проблем.
Рост числа мелких предприятий, возрастание их значения в структуре национальных экономик возможен во многом благодаря пристальному вниманию государства к проблемам МСБ. Об этом свидетельствует опыт развитых стран, в том числе и Японии.

В Стране восходящего солнца к разряду мелких и средних предприятий в промышленности, на транспорте и в строительстве японская статистика относит фирмы с числом занятых до 300 человек и уставным капиталом до 300 млн йен (около 2,7 млн долларов США), в оптовой торговле — до 100 человек и 100 млн йен (около 950 тыс. долларов), в розничной — до 50 человек и 50 млн йен (около 450 тыс. долларов), в сфере услуг — до 100 человек и 50 млн йен (450 тыс. долларов). На долю малого и среднего бизнеса приходится 99,4% общего числа компаний, около 52,2% реализованной продукции и 74% численности занятых в промышленности. По состоянию на 1999 год в Японии было свыше 4,8 млн таких предприятий, в то время как крупных компаний — около 14 тыс.
Интересна история становления МСБ в Японии. Если в период правления императора Мейджи (1868-1911 гг.) малый бизнес страны в основном представляли розничные торговые лавки, то после первой мировой войны стали появляться предприятия, занимающиеся производственной деятельностью. Они были частью производственной системы, известной как «старая система тоня». «Тоня» — или торговцы-капиталисты — «поручали» переработку своей продукции неквалифицированной рабочей силе в бедных районах больших городов или фермерам. Эта система координированного производства с участием большого количества мелких независимых фирм стала впоследствии применяться в качестве модели и в более развитых отраслях промышленности.
Однако мелкие производственные фирмы страдали от острой нехватки финансовых средств, что сказывалось на их рентабельности и стабильности. С середины 20-х годов прошлого века эта проблема оказалась главным препятствием на пути экономического роста. В 1925 году японские власти пришли к осознанию того, что большое количество нестабильных фирм является уязвимым местом промышленной структуры страны. Тогда фактически и началась реализация ставшей впоследствии известной «промышленной политики Японии». Правительство пыталось инициировать слияние малых фирм путем предоставления им субсидий для присоединения к так называемым картелям ( промышленным союзам).
Но такие меры не увенчались успехом. В период между двумя мировыми войнами японское правительство не смогло сократить количество малых фирм. Более того, по мнению Д. Фридмана из Массачусетского технологического института, «это, наоборот, создало атмосферу для дальнейшего расширения рядов малых фирм и в конечном счете привело к созданию комплексной сети производства, которая является особенностью сегодняшнего производственного сектора Японии».
После окончания второй мировой войны политическая атмосфера для малого и среднего бизнеса кардинальным образом изменилась. Малому бизнесу разрешили создавать структуры для отстаивания своих политических интересов, что невозможно было представить в довоенной системе. Организации МСБ на местном, региональном и иногда на национальном уровнях отдавали свои голоса небольшим производителям и владельцам магазинов.
В связи с принятием жестких экономических мер в конце 40-х годов (значительное сокращение правительственных расходов на социальные программы и резкое увеличение процентных ставок) МСБ в Японии оказался в сложных финансовых условиях. Коммерческие банки не желали выдавать кредиты малому бизнесу, но с охотой это делали для крупных компаний. Всеяпонский совет по малым и средним предприятиям обратился в правительство за финансовой помощью. В ответ на это правительство страны учредило Народную финансовую корпорацию (НФК) и ряд других органов для выделения подобных кредитов. В 1950-х была также принята серия законов в поддержку малого бизнеса. Они включали в себя создание специализированных финансовых институтов (например, Финансовой корпорации по малому бизнесу), защиту малых фирм от конкуренции, сокращение налоговых ставок и разрешение МСБ формировать коммерческие и промышленные союзы, в задачи которых входило предотвращение чрезмерной конкуренции и поглощения со стороны более крупных компаний.
Предпринятые в 50-х — начале 60-х годов многочисленные инициативы, направленные на поддержание МСБ, были окончательно систематизированы и отражены в Основном Законе по малым и средним предприятиям, вступившем в силу в 1963 году. Это способствовало созданию необходимых условий для дальнейшего роста и развития малого производителя. По мнению Т. Нисигучи из Университета Хитоцубаси и Д .Фридмана, комплекс принятых мер, предоставление субсидий и реализация других программ в сочетании с сетью организаций МСБ, существовавших вне государственного сектора (промышленные ассоциации, торговые палаты и др.), составили необходимую экономическую инфраструктуру для дальнейшего развития малого бизнеса.
Важное значение в течение всего послевоенного периода уделялось вопросу финансирования МСБ. Помимо обычных коммерческих банков, и тогда, и сегодня его осуществляют специализированные организации, которые могут быть как правительственными, подобно вышеуказанной Народной финансовой корпорации, так и частными. Доля расходов на поддержку МСБ в общем объеме государственного бюджета в начале 80-х годов составляла 0,5%, а в 2000 году снизилась до 0,2% (194,3 млрд йен — около 1,8 млрд долларов США). Эти относительно небольшие ассигнования направлялись на конкретные, дающие наибольшую отдачу, проекты, что обеспечивало их эффективность.
Более крупные суммы государство вкладывало в финансово-кредитные учреждения, специализирующиеся на кредитовании малого бизнеса. Так, в 1993 году на эти цели было направлено 5,3 трлн йен (около 50 млрд долларов), в 1994 — 5,8 трлн йен, что составило 12% всех денежных средств на кредитование. Больше выделялось лишь на жилищное строительство.
Говоря об особенностях предпрятий МСБ в Японии, следует отметить, что его можно разделить на две категории. В первую входят компании, которые действуют как независимые субъекты рынка. Во вторую входят компании, имеющие тесную деловую связь с крупным бизнесом, отношения которых представляют собой систему субподряда.
Субподрядная система существует в Японии с 30-х годов. Тогда она действовала в примитивной форме и ограничивалась обрабатывающей и легкой промышленностями. Ситуация начала меняться в 50-х годах, когда экономика восстанавливалась после военной разрухи.
Подъем трудового движения стал тем движущим стимулом, который привел крупного производителя к мнению о целесообразности «перевода» значительной части своего производства под ответственность субподрядчиков. Трудовые союзы, число которых было значительно сокращено в 20-х годах, начали активно развиваться после второй мировой войны. В 1945 году вступил в силу Закон о профсоюзах. Он дал рабочим право организовываться, заниматься торговлей. Поощрялось вступление лидеров трудового движения в новые промышленные союзы. Их членство расширялось с невероятной быстротой: с 1 млн до 4,5 млн человек к концу 1946 года. Трудовое движение становилось реальной силой.
Кроме того, были приняты меры, направленные на максимальное использование человеческих ресурсов — единственного, чем страна располагала в то время в избытке, в качестве главного источника развития производственно-потребительской модели массового типа.
В результате были институциализированы многие элементы японской системы найма, впоследствии получившие широкую известность во всем мире: пожизненный найм, оплата труда по выслуге лет и внутрифирменные профсоюзы. Крупные компании начали придавать большее значение поддержанию долгосрочных отношений со своими «постоянными» служащими, внедрять систему оплаты «в зависимости от выслуги лет». Поэтому в период экономического подъема новых рабочих нанимали уже с осторожностью, опасаясь возможных расходов на их содержание во время падения спроса. Соответственно, возросло внимание к большому количеству малых фирм-производителей. Ведь на малых и средних предприятиях была задействована низкооплачиваемая рабочая сила — в основном нанимались менее квалифицированные люди и более старшие по возрасту.
По мнению Майкла Смитка, экономиста из Университета Вашингтон, в течение долгого времени изучавшего систему подряда в японской автомобильной промышленности, жесткие условия на рынке труда способствовали осознанию крупными производителями необходимости усиления своей «опоры» на «внешнего» производителя. Например, из 10 тысяч комплектующих, из которых состоит автомобиль, сегодня свыше 5 тысяч создаются вне завода окончательной сборки.
Интересно проследить работу этой системы на примере крупнейшей японской автомобильной компании «Тойота».
«Тойота», которой в 1952-1953 годах было оказано содействие со стороны консультантов Агентства по малым и средним предприятиям при Министерстве внешней торговли и промышленности, приступила к созданию эффективной системы подряда. Компания осуществила ряд важных изменений в производственном процессе, включая разработку плана по «разделению» производственной ответственности со своими поставщиками. Были внедрены стандартизированные формы для торгов и поставки оборудования, что сделало этот процесс более предсказуемым для подрядчиков. Пожалуй, наиболее поразительным фактом является то, что «Тойота» согласилась оплачивать 80% расходов наличными, а остальную часть выплачивать в форме долгового обязательства в период от 60 до 90 дней. Ранее компания осуществляла выплаты только в виде долговых обязательств в срок от 60 до 150 дней. Эти меры, а также обязательство «Тойоты» не допускать произвольной замены поставщиков и гарантировать заказы на долговременной основе, сделали свое дело: были установлены доверительные отношения между «Тойотой» и ее подрядчиками.
Субподрядная система сыграла огромную роль и в других отраслях экономики. Благодаря ее внедрению Япония заняла лидирующие позиции в мире в таких областях, как производство роботов, кондиционеров домашнего пользования (80-е годы), факсимильных аппаратов и другой продукции. Субподрядная система занимает сегодня центральное место в современной производственной структуре Японии, оказывая решающее влияние на качество, себестоимость и конкурентоспособность конечного продукта. Наиболее важным результатом субподрядных отношений среди японских компаний стало доверие, которого, как известно, сложнее всего добиться и которое больше всего ценится в деловых кругах Японии и всего мира.
Характеризуя особенности японского малого и среднего бизнеса, хотелось бы также провести сравнительный анализ системы управления, применяемой в МСБ и крупных компаниях.
Когда говорят о всемирно известном японском менеджменте, обычно имеют в виду систему управления персоналом, действующую в крупных компаниях. Она, как отмечалось, основана на пожизненном найме работников, повозрастной оплате труда и пофирменной организации профсоюзов. Среди специалистов укоренилось представление, что своими экономическими успехами Япония во многом обязана именно этой системе. Отклонения от «эталона», постоянно встречающиеся на малых и средних предприятиях (МСП), часто интерпретировались как показатель их неразвитости и отсталости. Между тем такая система не может представлять японский стиль управления в целом, поскольку в крупных компаниях трудится примерно 20-22% всех занятых. Подавляющая же часть работающих японцев, как было отмечено выше, сосредоточена на малых и средних предприятиях. Касаясь системы пожизненного найма, следует заметить, что если на крупных фирмах под нее подпадают и «белые воротнички» (работающие в офисах), и «синие» (люди, занимающиеся чисто физическим трудом), то на малых и средних — только «белые».
По мнению одного из ведущих японских специалистов по малому бизнесу, профессора университета Хосэй Т. Киёнари, «нельзя сопоставлять системы управления в этих двух группах компаний по одним и тем же критериям, так как они оперируют в принципиально разных сферах: крупные предприятия господствуют в крупносерийном производстве, ориентируясь на экономию на масштабах, а мелкие и средние действуют в мелкосерийном, где наиболее выгодным оказывается управление малыми размерами».
С начала 90-х годов доля приверженцев системы пожизненного найма, никогда не имевшей и ранее широкого распространения на МСП, начала быстро падать. Если в 1993 году ее применял 31,1% предприятий с числом занятых от 30 до 100 человек и 32,5% с числом занятых от 100 до 300 человек, то к 1996 году эти показатели снизились, соответственно, до 18,1 и 20,3%.
Что касается лиц, не имеющих опыта работы, то различия между крупными компаниями и предприятиями малого бизнеса весьма существенны: если на первых эта категория представлена преимущественно выпускниками высших и средних учебных заведений, то на вторых — выпускниками средних школ и не работавшими прежде домохозяйками.
На МСП имеются лучшие условия для повышения социального статуса работников. Здесь нередки случаи перехода из «синих воротничков» в «белые» и довольно высока доля лиц, решившихся открыть собственное дело. Так, в период высоких темпов экономического роста, когда быстро создавались новые фирмы, большую часть их основателей составляли работники малого бизнеса. Несмотря на то, что в последующие годы их доля стала снижаться, она и сейчас достаточно высока (около 20%).
Еще один важный момент. Наличие гибких организационных структур и акцента в управлении трудом на конкретные результаты на МСП создало более благоприятные условия для раскрытия и реализации способностей людей. Обследования, периодически проводимые японским Управлением МСП, показывают, что степень удовлетворенности трудом здесь выше, чем на крупных фирмах, в силу больших возможностей для реализации способностей, системы оценки персонала, пригодности приобретенных навыков для работы в других компаниях. Поэтому не случайно, что в последние годы все большее число выпускников не только школ, но и университетов при выборе места работы отдают предпочтение не крупным, а мелким и средним фирмам.
Как отмечалось выше, государственная политика в отношении МСБ осуществлялась в рамках Основного Закона по малому и среднему бизнесу 1963 года. Прежде общее представление о МСБ заключалось в том, что компании этого масштаба старомодны, однотипны, слабы и требуют особой поддержки.
С учетом этого основные усилия государства были направлены на минимизацию «разрыва» между МСБ и крупным бизнесом и поэтому в каждой отрасли промышленности поддерживался процесс модернизации таких предприятий. По мнению японских экономистов, правительство страны и сейчас придает важное значение вопросу поддержки МСБ, однако подход к нему государства претерпел изменения.
Положение, в котором находится МСБ сегодня, значительно изменилось. Появились такие факторы, как ужесточение конкуренция, расширение потребительского спроса, глобализация, бурное развитие информационных технологий. Если раньше руководство подобных предприятий основное внимание уделяло сокращению издержек, что теперь перестало являться гарантией для выживания на рынке, то на нынешнем этапе возникла необходимость решения вопросов управленческого характера, а именно: повышение качества товаров и проведение более эффективных маркетинговых исследований.
Другими словами, в настоящее время выработана новая философия МСБ, который приобрел имидж источника динамизма в экономическом развитии Японии. С учетом новых обстоятельств, правительство страны пришло к выводу о важности развития более независимого МСБ, способного самостоятельно выдерживать жесточайшую конкуренцию. Именно сегодня малые и средние предприятия вынуждены использовать свои сильные стороны и принципы, заложенные изначально в основу их деятельности, — мобильность и гибкость.
Характерно высказывание министра финансов Японии М. Сиокава, который отметил, что «не все субъекты МСБ являются слабыми». Он считает, что необходимо разделять такие понятия, как социальная политика по оказанию помощи слабым, проводившаяся до настоящего времени, и политика по стимулированию промышленного роста, которую пытается осуществить правительство. По мнению наблюдателей, такая позиция отражает мнение, что предоставление субсидий и налоговые льготы являются «устаревшим пережитком нынешней эпохи». При этом делается ссылка на тот факт, что, к примеру, в городе Восточная Осака имеются малые и средние предприятия, которые разрабатывают высокие технологии и получают заказы даже от Национального агентства США по исследованию космического пространства (НАСА).
В этой связи правительство Японии кардинально пересмотрело свою политику в отношении малого и среднего бизнеса и в декабре 1999 года внесло соответствующие изменения в Основной Закон о МСБ. В документе отражены три новых ключевых направления. Во-первых, это поощрение бизнес-разработок и создание новых компаний, которые теперь должны будут опираться на свои силы, во-вторых, повышение качества управленческой базы МСБ и, в-третьих, помощь в адаптации к новым экономическим и социальным переменам. Таким образом, акцент в государственной политике был смещен с материальной помощи на оказание «нематериального» содействия.
Агентство по малым и средним предприятиям создало три типа центров поддержки МСБ: на уровне префектур, региональные и по поддержке венчурного бизнеса. Эти центры наряду с существующими институтами будут предоставлять необходимую информацию, консультации, командировать экспертов, организовывать семинары.
И еще один интересный факт. В Японии действует система выходных пособий для работников малого и среднего бизнеса, ушедших в отставку. Она была введена правительством в 1959 году с тем, чтобы смягчить чувство социальной неуверенности у сотрудников малых и средних предприятий после их увольнения. В 2001 году услугами системы пользовалось 420 тысяч фирм, общее число служащих которых составляло 2,7 млн человек.
Таким образом, опыт промышленно развитых стран показывает, что государство играет значительную роль в поддержке и расширении сферы малого и среднего бизнеса, особенно, когда она оказывается в сложных экономических условиях. Япония, чей малый и средний бизнес находится сегодня в непростом положении, не является исключением. В настоящее время, как уже отмечалось, японское правительство пересматривает свою политику в отношении МСБ, сохраняя ее приоритетное значение. При этом японцы активно изучают и используют опыт других государств.
Узбекистан, вступивший 11 лет назад на путь коренных реформ, также стремится к созданию сильной экономики, основанной на рыночных отношениях. Глава нашего государства неоднократно подчеркивал особое место, которое должен занять малый и средний бизнес в экономической структуре страны. И в этом процессе большое значение придается изучению опыта развитых стран, где используются методы поддержки становления предпринимательства, действенность и результативность которых доказана временем.
Батыр Аллаев.