Домой » Ноябрь » ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ — НА НЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ — НА НЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

На очередном заседании объединенной коллегии при Министерстве макроэкономики и статистики, рассмотревшей проект Инвестиционной программы республики на 2003-2005 годы, было отмечено, что прирост темпов капитальных вложений с будущего года намечается достичь за счет опережающего роста объемов нецентрализованных инвестиций.
Информационный минимум: инвестиционная программа, которую экономисты образно называют хозяйственной конституцией страны, состоит из двух частей — централизованных и нецентрализованных инвестиций и четко определяет движение денежных средств по принципу «что, куда, зачем?». Характерной особенностью инвестиционной программы 2002 года является довольно высокий удельный вес централизованных инвестиций — бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, иностранных инвестиций и кредитов под гарантию правительства и прочих источников — 901,6 миллиарда сумов.
Наиболее весомым источником финансирования в этой части служат иностранные инвестиции и кредиты под гарантию правительства (501,6 миллиарда сумов) и бюджетные ассигнования (300 миллиардов сумов).
Что касается объема нецентрализованных инвестиций, то в прогнозе капитальных вложений на 2002 год они составляли меньшую долю — 656,1 миллиарда сумов. Напомним, что к нецентрализованным источникам финансирования экономики относятся средства самих предприятий, населения, прямые иностранные инвестиции и кредиты, кредиты коммерческих банков. Здесь расклад в 2002 году оказался таков: 350 миллиардов сумов приходятся на предприятия, 150 миллиардов — средства населения, 126,1 миллиарда — прямые иностранные инвестиции и кредиты и 30 миллиардов — кредиты коммерческих банков.
И перенос в капитальном строительстве центра финансовой тяжести, начиная с будущего года, на нецентрализованные инвестиции — явление в экономической жизни республики весьма характерное.
Речь идет о сокращении бюджетных ассигнований в сферу капитальных вложений.
Эту мысль провел в своем выступлении в резиденции Оксарой при обсуждении проекта Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год глава государства.
С бюджетными сокращениями по централизованным средствам на капитальное строительство экономике страны придется столкнуться уже в будущем году со всеми вытекающими отсюда последствиями для строительного комплекса.
Но, с другой стороны, многие ли крупные объекты, построенные с участием бюджетных средств, оказались эффективными и жизнеспособными? Тот же, скажем, ставший притчей по языцех Хорезмский сахарный завод, на сооружение которого были затрачены как валютные средства, так и бюджетные ассигнования. В свое время уже построенный завод, столкнувшийся с проблемами сырьевого порядка из-за нежелающей расти на хорезмской земле сахарной свеклы, пришлось переоснастить с прицелом на переработку опять-таки импортируемого сахарного тростника.
Сделанного не воротишь. Но возникает вопрос: ответил ли кто-то за недоработки в технико-экономическом обосновании? Вряд ли. А на строительство завода утекли деньги из казны — те самые налоги предприятий и населения, из которых состоит доходная часть бюджета.
В 2003 году и позже не будет уже такого щедрого, как раньше, дождя централизованных инвестиций. Стрелка компаса национальной экономики показывает на более здоровое, эффективное и хозяйское использование финансовых ресурсов из нецентрализованных источников. Это, повторимся, прямые иностранные инвестиции и кредиты, средства предприятий, населения и кредиты коммерческих банков. То есть той категории инвесторов, для которой небезразлично, куда будут направлены их деньги. Добавим к этому, что уже к 2005 году удельный вес этих источников финансирования составит в общем объеме капитальных вложений государства 58,5 процента.
Вера Рудакова.
Корр. «Правды Востока».